Отец хронологииКаждый из нас помнит некоторое количество дат, в которые произошли те или иные исторические события. Однако далеко не всегда на вопрос «Когда это было?» отвечали так легко. Каждая древняя цивилизация пользовалась своим собственным летоисчислением. И увязать их между собой было очень сложно. Первым сделать это смог европейский ученый Жозеф Жюст Скалигер. Имя Жозефа Скалигера сегодня мало известно широкой публике. Между тем этот выдающийся ученый Нового времени совершил за свою жизнь столько заметных открытий в разных областях знания, что заслуживает известности не меньше, чем Ньютон или Леонардо да Винчи. Как большинство ученых своего времени, Скалигер был универсалом и развивал одновременно лингвистику, математику, историю... Но самый заметный вклад он в итоге внес именно в изучение прошлого, создав непротиворечивую систему определения датировки исторических событий. Бегство из ФранцииЖозеф Скалигер родился 5 августа 1540 года в городке Ажен на юге Франции. Отцом нашего героя был не менее выдающийся человек - Юлий Цезарь Скалигер, который уже при жизни обладал славой крупнейшего астролога Франции своего времени. Кроме астрологии он активно занимался медициной, философией, филологией. Известно, что под началом Скалигера некоторое время работал Мишель Нострадамус. Будущий пророк называл своего покровителя «несравненной личностью, наподобие Плутарха». Одним словом, юному Жозефу было на кого равняться и кому подражать. Свою учебу Скалигер-младший начал в 12 лет, поступив в колледж Гиени. Затем отправился в Париж, в Сорбонну. Учеба давалась ему легко. Будучи чуть старше 20 лет он уже отлично знал латынь, древнегреческий, еврейский и арабский языки. И увлеченно занимался ими. В этом он продолжал дело отца. Скалигер-старший в год рождения сына выпустил труд «О причинах латинского языка», который стал первой научной грамматикой латыни. Интерес к тому, как формируются, развиваются и изменяются языки, стал одним из главных в жизни для обоих Скалигеров. Однако Франция второй половины XVI века была местом, совершенно не подходящим для занятий «кабинетной наукой». Страна была охвачена религиозными войнами. Католики и гугеноты стремились истребить врагов по вере, и в стороне от этого было остаться весьма затруднительно. Скалигер, который принял кальвинизм в 1562 году, не пытался отсидеться в библиотеке, пока его братья по вере гибли в сражениях с католиками. Он принимал участие в боевых действиях как обычный солдат. А в перерывах между военными кампаниями успевал проявить себя как ученый. Используя свои филологические познания, он разоблачил поддельность некоторых документов, которые Римская церковь выдавала за оригиналы древних указов и договоров. Урон, нанесенный противнику этими действиями юного Жозефа, был наверняка более значительным, чем его деяния на полях сражений. Переломным моментом в жизни Скалигера стал канун 24 августа 1572 года, вошедший в историю под названием Варфоломеевской ночи. Тогда в Париже произошло массовое избиение протестантов. Город был охвачен резней, жертвами которой стали несколько тысяч человек. По французским протестантам был нанесен, серьезнейший удар. Те из них, кому удалось выжить в этом хаосе, спешно покидали страну. Считается, что из Франции тогда бежали порядка 200 тысяч человек. Был среди них и Жозеф Скалигер. Тайны древних языковПереехав в Швейцарию, Скалигер решил в дальнейшем держаться по возможности подальше от военных действий. Наверное, он справедливо рассудил, что хороший ученый принесет протестантизму больше пользы, чем плохой солдат. А его научный авторитет тем временем рос. Почти сразу после переезда Скалигер получил кафедру профессора в Женевской академии. А в середине 1570-х годов он опубликовал несколько трудов, которые заново открыли Европе латынь. Дело в том, что этот язык весьма активно использовался всеми просвещенными людьми, однако за века довольно сильно ушел от классической римской латыни. Комментарии Скалигера напомнили о том, на каком языке говорили Гай Юлий Цезарь или Марк Цицерон и насколько он отличается от того, что использовали европейские ученые XVI века. После этого Скалигер стал считаться крупнейшим филологом своего времени. Продолжая свои лингвистические изыскания, Скалигер первым из всех ученых пришел к идее о том, что все языки делятся на группы по принципу «родства». Такие группы он называл «матрицы». И выделял 11 таких матриц: греческая, латинская, тевтонская, славянская, эпирская (албанский язык), татарская, венгерская, финская, ирландская, британская и кантабрская (язык басков). Нетрудно увидеть здесь явное сходство с современными представлениями о группах языков. В современной науке, конечно, изменились их количество и названия (тевтонские языки превратились в германские, а татарские - в тюркские), но общий принцип Скалигер ухватил точно. Правда, как истово верующий кальвинист, он так и не смог отойти от би6лейских представлений о развитии языков. По его мнению, каждая из 11 групп происходила от своего праязыка-матрицы. А все праязыки, в свою очередь, появились из иврита в результате Вавилонского столпотворения. Пытался Скалигер проявить себя и в других областях науки. Например, утверждал, что вычислил число «пи» с большей точностью, нежели кто-то до него. Однако тут великий филолог все же ошибался - его значение «пи» составляло 3,16, что, по меркам точных наук, довольно далеко от правильного. Прикладная математикаПроблема датировки древних событий уже давно стояла перед учеными. Действительно - ведь все цивилизации считали годы по-разному. Например, чтобы соотнести между собой несколько дат: от первой Олимпиады (греческая система), от основания Рима (ранняя римская система) и от начала правления императора Диоклетиана (поздняя римская система), приходилось немало поломать голову. А ведь были еще и вавилонская, и ассирийская, и древнеегипетская системы летоисчисления... В конце концов, даже в средневековой Европе значительное число документов датировалось годом «от начала правления нашего короля». В таких условиях понять, что было раньше, а что позже, и создать единую хронологическую шкалу исторических событий было очень трудно. Привычный нам счет лет от «Рождества Христова» первым ввел живший в VI веке монах Дионисий Малый. Но как перевести в нее даты, известные нам только по источникам, использующим другую шкалу? Скалигер подошел к вопросу радикально. Он предложил ввести единую универсальную шкалу, в которой бы каждый год имел три «координаты». Первая - это солнечный цикл в 28 лет, по истечении которого дни недели выпадали на те же самые числа месяца. Вторая - лунный цикл в 19 лет. Третья - 15-летний цикл так называемого индикта. Это понятие использовалось в Европе начиная с императора Константина Великого. Годы считали 15-летними циклами, без привязки к каким-то событиям или датам. Это было более-менее удобно для налогового учета, но совершенно не годилось для датировки. Ведь сами индикты не нумеровались, так что два года, между которыми прошел век, могли считаться одинаково: «11-й по индикту». Однако к индиктам все привыкли, так что Скалигер не мог их проигнорировать. Перемножив 28, 19 и 15, он получил число 7980 - на протяжении этого периода каждая дата имела свои уникальные координаты. Соответственно, через эти уникальные показатели можно было перевести дату из любого календаря в любой другой. Дату, отсчитанную от первой Олимпиады, можно было превратить в дату от Рождества Христова или в дату от Сотворения мира - в зависимости от того, что было нужно исследователю. Правда, для этого требовалось проделать немало сложных математических расчетов. Возможно, тогда Скалигер и стал считать себя гением математики. Система, созданная Скалигером, получила название «юлианская дата». Правда, сейчас она используется главным образом астрономами, а не историками. За точку отсчета при определении юлианской даты взят полдень 1 января 4713 года до нашей эры - тогда все три «координаты» были равны нулю. Конечно, все эти расчеты в известной степени условны (как любая хронологическая шкала). Но именно созданная Скалигером шкала помогла выстроить непрерывную цепь исторических событий, поддающихся систематическому изучению и осмыслению. Сам же ученый закончил свои дни в Нидерландах в 1609 году. Сегодня в его честь назван один из институтов Лейденского университета. Виктор БАНЕВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|