Лев, не знающий покоя

Автор: Maks Июн 25, 2020

Сравнительно недавняя кончина телеведущего Льва Николаевича Николаева (1937-2011) прошла незаметно. А жаль. На отечественном телевидении вряд ли нашелся бы еще один человек, который одновременно интересовался всеми науками и работал бы и режиссером, и редактором, и ведущим. Больше всего Николаев запомнился зрителям в качестве ведущего научно-популярной передачи «Под знаком Пи».

Именно огромная широта интересов Льва Николаевича и позволила ему и его единомышленникам «поднять» такой проект, как «Под знаком Пи». Эта передача стала детищем главным образом Николаева, ее основного автора. Даже сегодня такой научно-популярный проект выгладит очень непростым с точки зрения реализации.

Интересно все!

Вот как сам Николаев рассказал о том, как возник замысел этой программы:

— В начале 1980-х мне предложили делать вечернюю просветительскую программу, которая бы выходила с восьми вечера и до двенадцати ночи. Задумались о названии. Четыре часа минус программа «Время», которая всегда длилась 45 минут, получалось три часа 15 минут, а это почти 3,14 — число пи, поэтому и получилось «Под знаком Пи». Совсем абстрактное название, которое, на удивление, тут же приняли.

В программе «Под знаком Пи» можно было увидеть документальные фильмы об искусстве и о происхождении Вселенной, о физических открытиях и о великих писателях, о вулканах и о загадке Тунгусского метеорита.

С 1990 года Лев Николаевич руководил ТРК «Цивилизация». А до этого он был главным именно в программе «Под знаком Пи» и являлся одновременно, как мы отмечали выше, ее ведущим. В СССР в это же время выходила передача «Очевидное — невероятное», которую вел Сергей Капица. После того как Николаев ушел из этой программы, многие решили: у них с Сергеем Петровичем вышел конфликт. Николаев факт ссоры отрицал:

— У Жанны Петровны Фоминой, которая руководила тогда просветительскими передачами, появилась идея создать программу более гуманитарного свойства, и она перевела меня на это направление. Тогда я стал делать передачу «Под знаком Пи», а Сергей Петрович остался в «Очевидном — невероятном». В программе ничего не изменилось, и у нас сохранились нормальные отношения. А когда «Под знаком Пи» закончилась и пока не открыли «Цивилизацию», выходили две передачи практически под одним названием. Одна — Сергея Петровича — «Очевидное — невероятное. XXI век», программа о будущем. А я делал «Очевидное — невероятное-2000», то есть как бы подводил итоги того, что прошло.

Выпускник МГУ

Итак, «Под знаком Пи» отделилась от программы «Очевидное — невероятное». И Николаев почувствовал себя хозяином: теперь он мог сам стать ведущим, а не готовить материалы для сына нобелевского лауреата.

Интересно, что и Лев Николаев, и Сергей Капица были физиками. Не зря считается: из физиков в лирики переход возможен. Но не наоборот. Николаев в естественные науки пришел не сразу. Сначала он окончил художественное училище. Это образование помогало ему понимать, что хорошо будет смотреться в кадре, а что — плохо. Потом был физический факультет МГУ. О времени студенчества телеведущий вспоминал восторженно:

— Мне повезло: я учился на физфаке МГУ в удивительное время. К нам подбирать специалистов для института атомной энергии приходил его глава и основатель Игорь Васильевич Курчатов. Моим геофизическим отделением руководил Отто Юльевич Шмидт. А среди физиков, которые преподавали нам, был нобелевский лауреат Лев Давидович Ландау.

По большому счету, Николаев, лимнолог (специалист по пресным водоемам) по специальности, на телевидении смог воплотить в жизнь свою мечту. Работа в научном институте, где он даже защитил диссертацию, убедила Николаева в том, что его интересы распространяются гораздо шире изучения пресных водоемов. Наверняка на Льва Николаевича влияло то, что широкий круг знаний, в том числе гуманитарных, был свойствен великим физикам. Например, Ландау любил поэзию и знал наизусть много стихов..

От других телеведущих Николаев отличался тем, что не ждал, когда ему редакторы подготовят материал. Ученый сам ехал туда, где, как ему казалось, можно было снять что-то интересное для зрителей.

Как появился его документальный фильм «Тайна»? Однажды Николаев буквально проснулся с мыслью: надо бы выяснить, что за история произошла в 1908 году с Тунгусским метеоритом. Быстро собрал съемочную группу, и москвичи отправились своими глазами увидеть и снять для телезрителей место падения небесного тела в районе реки Тунгуски.

Конечно, легкостью на подъем трудного кого-либо удивить. Нетрудно догадаться: Николаеву благоволило начальство, оплачивая его разнообразные научные экспедиции для съемок сюжетов программы «Под знаком Пи». Мол, каждый хотел бы разъезжать по интересным местам и снимать программы о том, что его волнует.

Так судачили о главном авторе «Под знаком Пи» долго. Очень долго: до 1986 года.

Правда о Чернобыле

Лев НиколаевВесной 1986 произошла авария на Чернобыльской АЭС Особенно в первое время после катастрофы никто не понимал толком, что случилось, из-за чего, какие последствия нас ждут Недолго думая Николаев отправился в Чернобыль, чтобы честно расследовать произошедшее и показать увиденное людям. Рассказывал он об этом со свойственной ему легкостью:

— Собрали команду. А меня взяли в качестве сценариста, поскольку я в свое время имел отношение к физике.

Честно скажу, никакого страха не испытывал абсолютно. Приехали туда и жили, но недолго. Мы там снимали замечательных людей. Это была работа, с точки зрения науки, чрезвычайно интересная. Многие кадры потом стали классическими, хрестоматийными: например, как солдатики бедненькие забегают на крышу с хронометром — мерили, сколько секунд они находятся. Людей пытались заменить всевозможными машинами, роботами, но они отказывались работать… А люди работали.

Главный урок, который принесла Чернобыльская катастрофа: любые опасные процессы должны управляться абсолютно грамотными людьми. То, что случилось в Чернобыле, — это следствие абсолютной безграмотности обслуживающего персонала. Ведь реакторы того же образца, что был в Чернобыле, работают до сих пор на многих АЭС.

Документальный фильм об этой катастрофе назвали «Предупреждение».

Николаев прожил сравнительно долго. Но врачи утверждали: его жизнь закончилась бы позже, если бы он тогда не ездил в Чернобыль. После этой командировки у телеведущего начались серьезные проблемы со здоровьем. Николаев сам в этом не признавался — он был счастлив своей работой. И шел дальше.

О чем еще снимал документальные фильмы Лев Николаевич? Он сделал цикл из 15 фильмов под названием «Секретные физики» — о тех, кто работал над советским атомным проектом. Фильм «Тринадцать плюс» рассказывал о советских ученых — нобелевских лауреатах. Конечно, его интересы не ограничивались кругом точных и естественных наук. Одной из больших удач Николаева называют документальную картину «Федерико Гарсиа Лорка. Загадка любви и смерти» о великом испанском поэте.

До последних дней Лев Николаев строил планы. Он мечтал снять серию фильмов под рабочим названием «Телевизионный атлас России». Он говорил о том, что мы на самом деле плохо себе представляем свою собственную страну. Не знаем, как живут люди в разных регионах, какие традиции у народов, населяющих Россию, чем занимаются жители разных частей нашей страны.

Этот проект Николаев, настоящий патриот и просветитель, реализовать не успел.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

МИР ЕГО ОЦЕНИЛ

Фильмы и передачи, созданные по сценариям Льва Николаева, становились лауреатами всевозможных международных премий и фестивалей 19 раз (в том числе на фестивалях в Токио, Париже, Нью-Йорке, Бристоле, Венеции, Монреале, Лейпциге и Парме)

, , , , ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:62. Время генерации:0,708 сек. Потребление памяти:10.03 mb