
Личные враги Гитлера
За время Великой отечественной войны в список личных врагов бесноватого фюрера попали многие деятели культуры, военные и политики многих стран мира, в том числе и Советского Союза. Пополнили этот список и советские художники, известные под псевдонимом Кукрыниксы, рисовавшие карикатуры на верхушку Третьего рейха.
Бытует версия, что в мае 1945 года, после падения Рейхстага и полного поражения гитлеровской Германии, в бункере покончившего жизнь самоубийством Адольфа Гитлера нашли списки людей, которых фюрер считал личными врагами, и которые подлежали немедленной ликвидации сразу после захвата гитлеровскими войсками той или иной страны.
Кто такие Кукрыниксы?
Эти же списки упоминает в своих послевоенных мемуарах и глава внешней разведки рейха Вальтер Шелленберг. В так называемом «Розыскном списке СССР» были и генералиссимус Сталин, маршал Жуков, диктор радио Юрий Левитан и многие другие. Попали в него и Кукрыниксы. Советские люди, пережившие Великую Отечественную войну, и те, кто родился после нее и вырос в СССР, знают, кто такие Кукрыниксы. А по-тому небольшая историческая справка предназначена последующим поколениям, родившимся и выросшим уже после распада Советского Союза.
Легендарный псевдоним «Кукрыниксы» объединяет трех советских художников: Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитовича Крылова и Николая Александровича Соколова. Из начальных букв имен и фамилий которых и сложился их творческий псевдоним — Кукрыниксы. Михаил Куприянов родился в 1903 году в Казанской губернии. Учился на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве. Там же учились и Порфирий Крылов с Николаем Соколовым.
Порфирий Крылов, 1902 года рождения, — уроженец Тулы. Николай Соколов, 1903 года рождения, — родом из села Царицыно Московской губернии. Все трое — обладатели высокого звания «Герой Социалистического труда», неоднократные лауреаты Сталинских, Ленинских и Государственных премий, заслуженные деятели искусств РСФСР, народные художники СССР и народные художники РСФСР. Помимо совместных шаржей и карикатур на темы международной политики и внутренней жизни Советского Союза, каждый из них занимался индивидуальным творчеством.
Михаил Куприянов больше известен своими волжскими пейзажами. Порфирий Крылов писал портреты, пейзажи и натюрморты. Много работал на натуре. Недаром его пейзажи так выразительны. Николай Соколов, как и его коллеги, работал в живописи и графике. Писал портреты и пейзажи. Все они с 1947 года члены Академии художеств СССР и обладатели Золотых медалей Всемирной выставки в Париже (1937 год) и Всемирной выставки в Брюсселе (1958 год). Все трое орденоносцы — в 1945 году награждены Орденом Отечественной войны 1-й степени, Орденом Ленина (1962, 1972 годы), в 1983 году — Орденом Октябрьской революции. Николай Соколов в 1993 году за большой вклад в развитие изобразительного искусства и укрепление международных культурных связей был награжден Орденом Дружбы народов.
Сатирики и иллюстраторы
Творческий союз художников Николая Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова возник еще во время учебы во ВХУТБМАСе. В 1922 году Куприянов и Крылов вдвоем работали в сryденческой стенгазете под псевдонимами «Кукры» и «Крыкуп». Соколов присоединился к ним в 1924 году. С тех они не расставались почти 60 лет.
Постоянный поиск нового единого стиля с учетом мастерства каждого стал главным девизом Кукрыниксов. В числе других художников в 1920-х годах Кукрыниксы принимали участие в работе «Окон сатиры РОСТА», где работал и поэт Владимир Маяковский, сочинявший сатирические стихи для плакатов. В 1929 году именно Кукрыниксы занимались созданием костюмов и декораций для феерической комедии Владимира Маяковского «Клоп», которую ставил Театр Всеволода Мейерхольда в Москве.
С 1933 году они стали постоянными карикатуристами главного издания СССР — газеты «Правда» и главными пропагандистами официальной политической линии ЦК КПСС. Сотрудничали с сатирическим журналом «Крокодил», важным рупором политики СССР на всех уровнях общественно-политической жизни страны, где печатались как сатирические материалы, так и иллюстрации главных достижениях страны. До начала Великой Отечественной войны Кукрыниксы рисовали гротескные карикатуры на злободневные темы внутренней и международной политики — серии «Транспорт» и «Поджигатели войны», агитационные и антифашистские плакаты. Иллюстрировали книги: произведения русских и зарубежных классиков — Михаила Салтыкова-Щедрина, Николая Гоголя, Антона Чехова и Мигеля де Сервантеса.
Иллюстрировали книги пролетарского писателя Максима Горького и советских сатириков Ильи Ильфа и Евгения Петрова, авторов знаменитых романов об Остапе Бендере. Но самым главным считается их вклад в общее дело победы над фашизмом. Они стали для всей страны единым, неделимым целым, объединенным псевдонимом Кукрыниксы, советским символом жанра острой политической карикатуры. В самое тяжелое для страны время «Кукрыниксы» приравняли карандаш к штыку. Именно работа Кукрыниксов в легендарных «Окнах ТАСС» была после Победы вознаграждена орденами Отечественной войны.
Карандаш, приравненный к штыку
Антифашистские карикатуры Кукрыниксы рисовали еще в 1930-х годах, а с первого дня начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, их карандаши с полным правом можно приравнять к штыкам, которыми они разили врага и поднимали боевой дух бойцов Красной армии. Первый эскиз плаката появился аккурат к вечеру 22 июня, вскоре после того, как по радио Юрий Левитан объявил о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. Надпись на плакате гласила: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». 24 июня уже отпечатанные в типографии плакаты появились на улицах Москвы и других городов.
Все долгих пять лет кровопролитной войны Кукрыниксы работали не покладая рук, рисуя карикатуры на Гитлера и его генералов, офицеров и солдат Рисовали для газеты «Правда» и журнала «Крокодил» карикатуры, высмеивающие фашизм и его приспешников. Гитлер в исполнение художников выглядел жалким трусливым хлюпиком, де факто которым он и был. Не менее нелепо и смешно на плакатах Кукрыниксов выглядела гитлеровская свита — Геринг, Геббельс и прочие. Одновременно художники сочиняли листовки для немецких солдат, которые служили немцам пропусками для сдачи в плен.
Каждый день на улицах городов появлялись новые плакаты Кукрыниксов. Люди ждали их появления. Недаром же говорят, что осмеянное зло становится не таким страшным. Во время воздушных налетов гитлеровской авиации художники, надев противогазы, тушили фугасы на крыше, а после отмены воздушной тревоги вновь возвращались в мастерскую — творить. Творить самозабвенно, с верой в победу Красной армии. Помогать ей своим творчеством, вдохновлять ее на новые подвиги, приближая Победу. Сатирические «Окна ТАСС» с полным правом сегодня считаются исключительным явлением плакатного и сатирического искусства. Их создавали не только Кукрыниксы, но их вклад занимает особое место. Созданные по образцам «Окон РОСТА» плакаты яростно воевали с фашистскими захватчиками.
«Добьем фашистского зверя!» — призывали плакаты. «Ты чем помог фронту?» — сурово вопрошали они, проникая в сердце каждого. В 1945 году Кукрыниксы были аккредитованы в качестве корреспондентов на Нюрнбергском процессе. Там они воочию увидели персонажей своих карикатур сидящими на скамье подсудимых. Цикл рисунков, выполненных прямо в зале суда, получил широкое распространение. Обвиняемые прятали лица от художников. Итогом стала общая картина «Обвинение», написанная в 1967 году. Центральную часть полотна занимает прямоугольник экрана, на котором крупным планом показаны бездыханные тела замученных фашистами людей. Слева внизу в черных одеждах сидят представители защиты, а за ними — обвиняемые фашистские генералы. Картина выставлена в Третьяковской картинной галерее.
Ирина МИНАЕВА
https://zagadki-istorii.ru