Любовь, комсомол и весна

Автор: Maks Фев 13, 2020

Ежегодную передачу «Песня года» можно отнести к разряду вечных ценностей отечественного телевидения. Она появилась в 1971 году и выходит до сих пор. Исключением стал только 1992 год, когда «Песни» просто не было. И времени выхода в эфир программа не поменяла: она собирает зрителей у экранов в один из вечеров в первых числах января.

Музыкальный «отчет» о новинках эстрадной песни появился на советском экране впервые в 1971 году. На самом деле «Песня года» — это фестиваль. По крайней мере, в таком виде в начале 1970-х годов его задумали главный редактор Главной редакции музыкальных программ ЦТ Нина Григорьянц, режиссер главной редакции музыкальных программ ЦТ Виктор Черкасов и дирижер эстрадносимфонического оркестра ЦТ Юрий Силантьев.

На всю страну

«Песня года», согласно их замыслу, это не просто «показ» новых произведений, а конкурс, соревнование авторов и исполнителей. В 1971 году по Центральному телевидению показывали предварительные выпуски программы. Потом, опираясь на письма телезрителей, отбирали лучшие песни в исполнении популярных певцов для финального концерта в начале нового календарного года.

Это «изобретение» не было новацией советских телевизионщиков. Подобные фестивали еще раньше появились в дружественных Болгарии, Польше и не самой враждебной к СССР Италии.

От первых выпусков передачи требовали идеологического пафоса. Голоса, хоть и эстрадных исполнителей, должны были соответствовать практически оперным стандартам. Песни — преимущественно социально-патриотического содержания.

До 1976 года певцы исполняли произведения «вживую» — под аккомпанемент оркестра. Потом пришло некоторое послабление: разрешили петь под фонограмму.

Все участники финального концерта считаются победителями «Песни года». Им вручают специальные дипломы.

Можно сказать, что в советское время «Песня года» была одной из самых «застойных» программ. Стиль оставался неизменен: казенно-советский, с оттенком лирики. Об этом свидетельствовали и внешний вид исполнителей и ведущих, и оформление сцены, и статичные позы всех, кто выходил к зрителям. Впрочем, ни в коем случае нельзя сказать, что произведения были бездарными или конъюнктурными. Например, целых семь композиций исполнили на бис по требованию зрителей в зале. В их числе — «Песенка крокодила Гены» Владимира Шаинского на стихи Александра Тимофеевского, «Надежда» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова, «Когда цвели сады» Владимира Шаинского на стихи Михаила Рябинина, Эти песни сегодня с удовольствием слушают во всем мире те, кто знает и понимает русский язык. Да и многие другие песни, исполненные на «Песне года» в самые разные времена, до сих пор поют и слушают самые обычные люди.

Время и место

В наше время критерии отбора участников фестиваля поменялись: сейчас играют роль влияние и связи продюсера певца. Важно, сколько денег вложено в его раскрутку, насколько коммерчески выгодным «проектом» является тот или иной исполнитель. Тогда также играли роль «дополнительные» нетворческие факторы — не только исполнение произведений в духе «генеральной линии» КПСС, но также и связи на телевидении, и умение понравиться членам худсовета, задачей которых было не пропустить в эфир Центрального телевидения «кого попало».

Со временем у передачи появились традиции. Главная из них: фестиваль песни ведут двое: мужчина и женщина. Самой запомнившейся парой ведущих стали Евгений Меньшов и Ангелина Вовк. Они вели мероприятие с 1988-го по 2006 год. Первыми — с 1971-го по 1975-й — были Анна Шилова и Игорь Кириллов. Они так органично смотрелись вместе, что их ошибочно считали супругами.

Игорь Кириллов, диктор советского телевидения и «по совместительству» ведущий «Песни года», с ностальгией вспоминает о советском периоде передачи: «Сейчас в моде слово «звезда». Звезда эстрады, звезда радио, звезда телевидения. Но, понимаете, в нашем поколении это было все-таки астрономическим понятием, «звезды». Поэтому нам с моей партнершей Анной Николаевной Шиловой пришлось очень много вести. Мы встречались с нашими поистине настоящими звездами, это уже без кавычек, такими, скажем, как Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон, Эдита Пьеха… я могу перечислять это без конца. Люди, которые были кумирами действительно миллионов слушателей, приходили и очень скромно себя вели. И звездности никакой от них не исходило».

С 1976-го по 1979-й «Песню года» вели «распорядители» закрытого в 1971 году КВН Александр Масляков и Светлана Жильцова.

В советское время передачу снимали в концертной студии «Останкино». Вообще-то, тогда название программы сократили до одного слова «песня». Она выходила в эфир как «Песня-71», «Песня-72» и так далее. Но помним мы ее под названием «Песня года».

Песня года-80Конечно, постепенно происходила некая либерализация, которая сегодня мало видна неопытному глазу, потому что фестиваль — уж во всяком случае в 1970-е годы — выглядел как цитадель советского пуританства и аскетизма. Но все-таки где-то к 1976 году наряды стали чуть поярче, позы выходивших на сцену — немного посвободнее. Больший процент исполняемых песен можно было — иногда с некоторой натяжкой отнести к категории лирических. На сцену стали выходить певицы, рассказывающие о женской душе: Алла Пугачева, София Ротару, Анна Герман, Майя Кристалинская, Мария Пахоменко, Людмила Сенчина.

В 1980 году Москва стала хозяйкой летних Олимпийских игр. Именно поэтому передача «Песня-80» выглядела в тот год по-особому. Вели ее певец Муслим Магомаев и поэт-песенник Татьяна Коршилова. Сцену разместили в центре зала, а зрителей — вокруг нее. Зал поддерживал участников как спортсменов, размахивая игрушками и флажками.

В 1980-е годы на Центральном телевидении вспомнили, что в СССР пятнадцать национальных республик. В «Песне года» стали появляться республиканские исполнители. В большинстве случаев и редакторы, производившие отбор, и сами участники, и зрители понимали, что появление участников из разных ССР — формальность и обязаловка, связанная со спущенными сверху разнарядками.

Гимн передачи

С 1971 года и по сей день все участники финального концерта «Песни года» в конце исполняют произведение «Песня остается с человеком», которое написал Аркадий Островский на стихи Сергея Острового еще в 1967 году. Как ни странно, это мажорное, духоподъемное произведение сразу после выхода чуть не запретили. Одному маститому музыкальному критику не понравилась «Песня…» в исполнении Нины Дорды. Тот написал разгромную рецензию, которая привела Островского в бешенство. Известный композитор, который к тому времени уже написал «Пусть всегда будет солнце», «А у нас во дворе», «Как провожают пароходы» и другие шлягеры, дал критику гневную отповедь прямо во время выступления на бюро Союза композиторов. Вот как об этом рассказал сын композитора Михаил Островский: «Отец сел за рояль, а когда дошел до строчек «тот, кто песен петь и слушать не умеет, тот не будет счастлив никогда», взял и схулиганил. Он встал, обернулся и пропел эти строки музыковеду. Поднялся страшный шум…»

В итоге песня стала неизменным символом и позывным передачи «Песня года», который и сегодня узнает любой россиянин.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

Заслуженные рекорды

За 46 фестивалей наибольшее количество раз выходили в финал (рекордные 43 раза) два участника: 92 песни спела София Ротару (1973-2017, кроме 2002) и 70 песен Лев Лещенко (1971 -2017, кроме 1989, 2005, 2007).



, ,   Рубрика: Искусство и телевидение

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,161 сек. Потребление памяти:8.74 mb