Люди нового завета

Автор: Maks Авг 29, 2019

Древняя Иудея стала провинцией Римской империи в I веке до нашей эры, в период правления знаменитого царя Ирода, который длился более 30 лет. Но после его кончины иудеи начали активно сопротивляться римскому владычеству.

На власть в Иудее претендовали три сына покойного Ирода — Архелай, Антипа и Филипп. Народ активно противился воцарению Архелая, опасаясь получить в его лице второго Ирода. Каждый из претендентов отправил в Рим делегацию, чтобы убедить императора Августа назначить именно его иудейским царем.

Борьба за власть

Партия фарисеев, выступавшая за строгое соблюдение традиционной религии, стремилась отстранить от власти всех троих. Август решил пока не вводить в Иудее прямого римского правления и разделил провинцию между тремя братьями. Антипа получил в управление Галилею, Архелай — Самарию и Эдом, Филипп — земли к востоку от Галилеи. Последний показал себя справедливым правителем и пользовался авторитетом в обществе. Но Архелай и Антипа оказались столь же деспотичными, как их отец Ирод.

Во время правления Антипы получил известность проповедник Иоханан, вошедший в историю под именем Иоанна Крестителя. Он убеждал иудеев в скором избавлении от гнета римлян, которое принесет долгожданный Машиах (Мессия) — особый посланец Бога из рода царя Давида, в приход которого верили жители Иудеи. Мессия принесет стране новое могущество и процветание. Среди учеников Иоанна, принявших от него водное очищение, выделялся молодой иудей по имени Иошуа (по-гречески — Иисус). Он не только поверил в скорый приход Мессии, но и объявил самого себя посланником Бога иудеев. Обладая даром убеждения, этот человек стал собирать большие группы слушателей, которым излагал свое учение. Он обладал большими знаниями традиционной религии этого народа, приводил по памяти высказывания великих раввинов (учителей). Но его взгляды не совпадали с учением фарисеев.

Иисус считал, что строго соблюдать обычаи предков необязательно, поскольку его приход в качестве Мессии отменял многие прежние правила поведения. Например, он говорил, что «суббота для человека, а не человек для субботы», имея в виду, что ради интересов людей можно нарушить субботний покой, считавшийся у иудеев безусловным.

Себя он называл Сыном Божьим, имевшим право учить народ и подготовить его к наступлению последних времен. Его сторонников стали называть назаретянами, поскольку Иисус был родом из города Назарет. После гибели Иоанна Крестителя Иисус стал духовным вождем части иудеев. Фарисеи увидели в нем опасного соперника и клеветали на него властям, требуя расправы. Между тем за Иисусом шло все больше иудеев.

Роковой праздник Песах

Иешуа и Понтий ПилатВо время главного иудейского праздника Песах, когда вспоминают мифический исход предков иудеев из египетского рабства, Иисус с толпой сторонников пришел в Иерусалим. Этот город и под римской властью сохранял значение политического и культового центра Иудеи. Город был переполнен паломниками, пришедшими в главный храм Иудеи для совершения праздничных обрядов и молитвы. Здесь находилась резиденция римского прокуратора Понтия Пилата, который велел солдатам постоянно патрулировать улицы во избежание беспорядков. Ученики Иисуса всюду провозглашали, что их раввин — сам Мессия и что наступает время освобождения. Обстановка накалялась, поскольку большая часть общества находилась под влиянием фарисеев или покорно подчинялась власти.

Наконец, Пилат приказал схватить Иисуса и привести к нему на допрос. Прокуратор, под давлением синедриона, главного органа фарисеев, предъявил бродячему проповеднику обвинение в подстрекательстве к мятежу и попытке захватить власть. Дело в том, что Мессия традиционно назывался Царем Иудейским. От него ожидали установления именно политического господства в стране, что противоречило интересам римской власти. Иисус на допросе заявлял, что его власть «не от мира сего», то есть она носит духовный, религиозный смысл.

Он учил своих сторонников признавать власть римского кесаря (императора) и в то же время быть верными богу. Однако Пилат все же решил казнить странного пророка, чтобы покончить с брожением в подвластной ему провинции. Иисус был распят на позорном столбе (впоследствии считали, что это был крест). Назаретяне не посмели вступиться за своего раввина, убоявшись разделить его участь.

Непокорная провинция

Сторонники Иисуса-Мессии сплотились после его гибели. Они распространяли слухи о воскресении его из мертвых и скором возвращении в качестве могущественного вождя народа, который уничтожит всех врагов. Бывший фарисей Шауль перешел на их сторону стал активным вождем назаретян и получил известность под именем апостола Павла. Именно он в своих посланиях и проповедях заложил основы новой религии — христианства, которое в будущем станет мировой, потеряв связь с религией иудеев.

По инициативе царя Агриппы, внука Ирода, вокруг Иерусалима стали строить мощную защитную стену. Царь явно готовился к борьбе за независимость своей страны. Эту деятельность продолжил его сын Агриппа II. В Риме увидели опасность сепаратизма иудеев и назначили новых прокураторов. Один из них, по имени Флор, увеличил налоги, чтобы удовлетворить свою алчность. Он даже забрал часть сокровищ из Иерусалимского храма, что привело к возмущению иудеев. Возникло вооруженное подполье, участники которого назывались зелоты. Они готовились к восстанию. Римский гарнизон и чиновники оставили Иерусалим, чувствуя назревающую опасность. Осенью 66 года начался последний период независимости Иудеи, сумевшей на короткое время изгнать римлян.

В ходе развернувшихся военных действий римским войскам было нанесено несколько ощутимых поражений. В ущелье Бет-Хорона они попали в засаду, устроенную галилейскими повстанцами, и были вынуждены бежать в Сирию. Среди иудеев выдвинулся полководец Иосиф Флавий (Йосеф бен Матитьяху), состоявший в родстве с царской династией Хасмонеев. Восставшие смогли удержаться только до подхода основных сил римлян. Римские войска под управлением блестящего полководца Веспасиана захватили опорные пункты иудеев. Легион во главе с сыном Веспасиана, Титом, взял штурмом Иерусалим и подверг разрушению Храм. Восставшие иудеи укрылись в крепости Иотапата. После двухмесячной осады эта крепость пала. Последние 40 ее защитников добровольно ушли из жизни. Иосиф Флавий с одним лишь бойцом попали в плен к римлянам. Иудея было разгромлена.

А в Риме по традиции была воздвигнута триумфальная арка в честь победоносного полководца Тита. Она сохранилась до сих пор.

Новый вождь, новая вера

Назаретяне не принимали активного участия в Иудейской войне, поскольку помнили слова Иисуса о том, что надо воздавать «кесарю кесарево». Им было важно показать римлянам свое отличие от большинства иудеев, восставших против имперской власти. Поэтому апостол Павел и его единомышленники старались подчеркнуть лояльность к власти и верность памяти Иисуса. Они говорили, что в гибели их вождя виноват не Пилат, а иудеи, просившие римлян казнить сына Бога.

Эта мысль позднее была закреплена в Евангелиях, повествующих о жизни и деяниях Иисуса. Возникла парадоксальная ситуация: сторонники иудейского раввина Иошуа фактически разорвали связи со своим народом и перенесли проповедь о богочеловеке Иисусе в другие провинции Римской империи, в основном населенные греками и эллинизированными язычниками. Это было сделано по инициативе апостола Павла. Вскоре их стали называть христианами.

Учение Павла, изложенное в его посланиях новообращенным, и сочинения его единоверцев были позднее включены в книгу, названную Новым Заветом (в противоположность Ветхому Завету, обращенному к одним иудеям). За свою проповедь среди язычников Павел был казнен в Риме. Имперские власти посчитали пропаганду нового учения нежелательной. Христианство формировалось более трех веков среди разных народов Римской империи и окончательную форму приобрело только в IV веке, после Вселенского собора епископов в городе Никее.

Разоренная и поверженная Иудея осталась римской провинцией. Значительная часть ее населения во избежание новых восстаний была насильно вывезена римскими властями в Европу, где изгнанники основали еврейские общины. В них не было места христианской проповеди. Напротив, главы общин — раввины — провозглашали скорый приход Машиаха из рода царя Давида и препятствовали обращению евреев в христианство.

Аркадий ЦОГЛИН



, , ,   Рубрика: Религии мира

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,232 сек. Потребление памяти:8.44 mb