Ловушка для фельдмаршала

Автор: Maks Сен 9, 2020

5 июня 1916 года из Скапа-Флоу в Архангельск отплыл военный министр Великобритании лорд Китченер. Он собирался провести переговоры с Николаем II, но погиб при загадочных обстоятельствах. Не случись этого, судьба Российской империи могла бы сложиться иначе.

Особое поручение

Миссии фельдмаршала Герберта Китченера придавали огромное значение и в Лондоне, и в Петрограде. Летом 1916 года исход Первой мировой войны еще ни для кого не был очевиден. Россия едва оправилась от поражений предыдущего года. Англия и Франция только что с трудом отразили массированное наступление немцев под Верденом.

Союзников больше всего беспокоило положение дел в России. То и дело возникали слухи о том, что в Петрограде задумываются о сепаратном мире с немцами. Среди причин называли родственные связи императрицы Александры Федоровны, неприязнь к Англии фаворита царской четы Григория Распутина и тяжелое положение русской армии. Боеприпасов и вооружений действительно не хватало. Причем — не в последнюю очередь — по вине союзников.

Западные концерны срывали сроки поставок, иногда отгружали уже оплаченные Россией материалы и оружие английской, итальянской или французской армиям. Особенно непунктуальна была компания «Виккерс». Англичане гнали откровенный брак, не выдерживали ни сроков, ни номенклатуры. Китченер собирался разобраться с проделками «Виккерса».

Второй задачей лорда были переговоры о предоставлении России крупного кредита для закупки вооружения и боеприпасов. Китченер даже вез с собой золотые слитки на 10 миллионов фунтов в качестве первого транша.

Наконец, он должен был обсудить с Николаем II план осенней кампании. Предполагалось, что в 1916 году союзники проведут крупное наступление, что снимет на время нагрузку с русской армии и позволит ей перегруппироваться. Кроме того, в делегацию входил чин из разведки, который должен был поделиться с российскими коллегами информацией о работе немцев над экспортом революции в Россию.

Если бы Китченер добрался до Петрограда и выполнил намеченную программу, ситуация в Российской империи не качнулась бы в сторону революции и страна спокойно продолжила бы войну.

Гибель «Хэмпшира»

Фельдмаршал по не вполне понятным причинам довольно тепло относился к России и считал, что союзнические обязательства — не пустой звук. Этого нельзя было сказать о его коллегах по Кабинету министров. Например, тогдашний премьер-министр Герберт Асквит вообще выступал против любой помощи союзникам. Он считал, что раз уж война началась, то пусть каждый выпутывается как может. «Англия, в конце концов, остров», — говорил Асквит.

Министр вооружений Дэвид Ллойд-Джордж тоже был противником Китченера. Он полагал, что чем больше потерь понесет русская армия, тем лучше. Это позволит англичанам продвинуться на Балканах или на Ближнем Востоке. Ллойд-Джорджа всегда поддерживал министр иностранных дел Эдвард Грей.

Но Китченер пользовался безграничным доверием короля Георга V, а кроме того — непререкаемым авторитетом в обществе и в армии, так что никто в Англии не мог помешать его поездке.

Вот только в Северной Атлантике вовсю хозяйничали германские подводные лодки. Было решено не привлекать большого внимания и отправляться на крейсере «Хэмпшир» в сопровождении двух эсминцев.

Посудина была устаревшей, но быстроходной. Предполагалось, что именно такая цель менее всего заинтересует немецких подводников. Кроме того, поездку Китченера окружили завесой тайны. 2 июня 1916 года Лондон и Петроград согласовали визит, и лишь после этого главкому британских ВМС сообщили о том, что он должен подготовить «Хэмпшир» к переходу в Архангельск.

Прибыв на базу Скапа-Флоу, Китченер предупредил: вымпел «На борту старший воинский начальник» не поднимать. Учитывая тяжелую погодную обстановку, выбрали путь западнее Оркнейских островов. Отметим, таким маршрутом британские корабли из Скапа-Флоу почти никогда не ходили, предпочитая фарватер восточнее архипелага, где регулярно отрабатывали минные тральщики.

В половине восьмого вечера 5 июня 1916 года крейсер «Хэмпшир», проходивший мимо мыса Броф Бирлей, сотряс мощный взрыв. Спустя полторы минуты — еще два взрыва, послабее. Крейсер стал крениться вправо и заваливаться на нос. Менее чем за полчаса он затонул. Спаслись всего 12 человек, лорда Китченера среди них не было.

Лорды против лорда?

Лорд КитченерПервую версию выдвинули английские разведчики. Они предположили, что «Хэмпшир» стал жертвой ирландских повстанцев. Они якобы заминировали крейсер в ремонтных доках, и в нужный момент сработал пусковой механизм. Но кто бы пустил ирландских мятежников, да еще и с бомбой, на военные верфи?

Туг же выяснилась странная история. О гибели Китченера германские газеты сообщили на сутки раньше, чем официальные лица в Англии.

Британское Адмиралтейство заявило, что «Хэмпшир» случайно подорвался на мине, поставленной германской субмариной U-75, хотя немногие выжившие в один голос утверждали, что это была торпедная атака.

В 1920-е годы исследователи получили доступ к дневнику капитана немецкой подводной лодки. В нем обнаружилась карта минных полей, поставленных U-75. И выяснилось, что эта подлодка ставил мины совсем не в том месте, где затонул «Хэмпшир».

А главное — дневник немецкого капитана доказывал, что германские лодки специально выслеживали и караулили английский крейсер «Хэмпшир». Значит, они знали, что на его борту находится Китченер. Но кто передал Германии информацию о секретной миссии?

После окончания войны многие говорили, что излишне принципиального и щепетильного фельдмаршала подставили политические противники из Кабинета министров.

Французы выдвинули версию, что Китченер стал жертвой сговора финансово-промышленных кругов, которым было выгодно затягивание войны, и политиков, лоббировавших их интересы.

Но в целом маловероятно, что кто-то из британского руководства решил утопить собственный крейсер. В случайный успех германских шпионов тоже не верится.

Русский след

Тут как раз и вспомнили, что в Петрограде прекрасно знали о предстоящем визите Китченера. Знали, где и в какое время надо встречать английского военного министра. В Англии и даже в России стала популярной еще одна версия: информацию о миссии Китченера выдала немцам российская императрица Александра Федоровна.

Ее считали главной сторонницей сепаратного мира с Германией, и даже российская пресса позволяла себе обвинять императрицу в связях с кайзером. На самом деле Александра Федоровна терпеть не могла Вильгельма II, зато в политике всегда поддерживала своего мужа — Николая II. А уж он ни о каком сепаратном мире не думал и всерьез надеялся на прорыв в отношениях с союзниками по Антанте. Николай II даже раздобыл в запасниках Зимнего дворца уникальный чайный сервиз в подарок фельдмаршалу, собиравшему китайский фарфор.

Тут самое время напомнить, что согласование визита велось через английского посла в Петрограде Джорджа Бьюкенена. Он был склонен поддерживать курс Грея и Ллойд-Джорджа, а Россию считал варварской и, непредсказуемой страной. Да и вообще Бьюкенен открыто высказывался против самодержавия.

Английский посол не стеснялся встречаться с представителями думской оппозиции — кадетами и октябристами — и делился с ними информацией, в том числе полученной от Николая II и собственного руководства. Также Бьюкенен, несомненно, был в курсе зарождавшихся заговоров с целью свержения российского императора, а в некоторых вопросах направлял и консультировал заговорщиков.

Естественно, он не мог не поделиться со своими российскими друзьями-оппозиционерами сведениями о предстоящем визите Китченера и его цели. Доберись фельдмаршал до Архангельска — и в англо-российских отношениях можно было бы навести порядок. А там, глядишь, наладилось бы и военно-техническое сотрудничество, Россия получила бы крупный кредит, поправилось бы положение на фронтах. Тогда оппозиционерам стало бы труднее «раскачивать лодку».

Передать информацию германской разведке для российской оппозиции не составляло труда, и Бьюкенену даже не пришлось бы «пачкать руки». Например, немецкими шпионами буквально кишели Финляндия и нейтральная Швеция. Выследить на выходе из Скапа-Флоу конкретный крейсер для подводников тоже не составляло труда.

Косвенно подтверждают эту версию и немецкие генералы. Эрих Людендорф в книге «Мои воспоминания о войне» намекает на неслучайный характер катастрофы «Хэмпшира», но тут же оговаривается, что «время раскрыть эту тайну до конца еще не пришло».

Кто именно поспособствовал встрече немецкой подлодки с «Хэмпширом», мы, наверное, никогда не узнаем. Лорд Китченер погиб, а в России разразился политический кризис, раздуваемый оппозицией и закончившийся революцией. Обвинять российских либералов в гибели Китченера прямых оснований нет, но еще менее вероятно, что собственный крейсер с военным министром на борту отправили на дно английские политики.

Артем ПРОКУРОРОВ

  Рубрика: Версия 482 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:1,235 сек. Потребление памяти:11.58 mb