История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Гений богемы

Связь французского художника Анри де Тулуз-Лотрека с танцовщицей Ла Гулю трудно назвать любовью. Особенно если учитывать тот образ жизни, который вели оба - и вместе, и по отдельности.

Результатом поверхностных и недолговечных отношений великого живописца Тулуз-Лотрека и танцовщицы Ла Гулю стали картины, которые, к сожалению, только после смерти живописца были оценены в миллионы долларов.

Знатный карлик

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа родился в 1864 году в родовом поместье в городе Альби. Этот очаровательный потомок старинного аристократического рода с детства был окружен восторженным почитанием. Родные называли его Маленьким Сокровищем. Мальчик вдобавок к привлекательной внешности обладал еще легким характером и талантом к рисованию. Единственным, чем было омрачено детство Анри, стало слабое здоровье. Его родители приходились друг другу двоюродными братом и сестрой: у близких родственников часто рождаются нездоровые дети.

Анри много болел, но до 13 лет с ним ничего фатального не происходило. А потом он сначала сломал одну ногу, через год - другую. После этого конечности юного графа перестали расти. По разным данным, его рост был от 147 до 152 сантиметров. Выглядел Тулуз-Лотрек странно: массивное туловище с большой головой и толстыми губами было как будто насажено на короткие ножки.

Родные очень переживали за свое Маленькое Сокровище. А мальчик как будто и не унывал: юный граф отличался легким, незлобивым нравом. Анри вырос симпатичным человеком и тонким, ироничным собеседником. Хотя, как показала жизнь, он глубоко переживал из-за своего физического недостатка. Иногда Тулуз-Лотрек с грустью говорил о себе, что будь он здоров, стал бы хирургом или спортсменом. Повзрослев, художник шутил: «Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я!» И сам разражался диким хохотом. Все смеялись вслед за карликом.

Побег из семьи

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа

Когда Анри стукнуло 20, он ушел из уютного родового гнезда. И куда? Граф переселился на Монмартр. В те годы в качестве места постоянного обитания этот холм стали выбирать представители богемы. Не стоит думать, что служители муз занимались лишь искусством. Многие художники становились посетителями кабаре, в которых девицы лихо отплясывали канкан, задирая ноги чуть ли не до небес.

Луизе Вебер в 1890 году было 19 лет (по другим данным - 23 года), и она недавно стала звездой нового кабаре «Мулен Руж». Как и все работницы заведения, она получила кличку. Луизу стали звать Ла Гулю, что в переводе означает «обжора». Девица была настолько прожорлива, что после представления обходила столики - доедала недоеденное и допивала недопитое клиентами.

Анри Тулуз-Лотрек к моменту знакомства с Ла Гулю был завсегдатаем кабаре и публичных домов. От обычных посетителей его отличала не только нестандартная внешность. Граф не выпускал из рук бумагу и карандаш. В уставших и развратных девках он пытался увидеть, как сам говорил, нечто человеческое. И находил, запечатлевая их позы в разнузданных танцах, рисуя, как усталые проститутки валяются на кровати, как лихо пьют за столом.

Особое внимание он уделял длинным, стройным ногам танцовщиц - тому, чего его лишила болезнь.

По всей видимости, в Ла Гулю его привлекли именно ноги. Они у нее были не только отменно стройны и длинны. Луиза придумала новый вид канкана. Она высоко задирала ногу, хватала ее за пятку, а потом с диким криком падала на пол на шпагат. Такой акробатический этюд не мог не произвести впечатления на возбужденную разнузданной танцовщицей публику.

Тулуз-Лотрек - своего рода ценитель женской красоты - впечатлился не только дарованием Ла Гулю. В его душу запала и ее внешность: маленький розовый рот, небольшие холодные голубые глаза с металлическим блеском, орлиный носик, белая кожа, пучок светлых волос на макушке.

А уж танец, во время которого Обжора так вертела задом и животом, что у любителя исключительной плотской любви Анри в глазах становилось темно...

Ее партнер по танцам (он же и учитель), носивший кличку Валентин Бескостный, был по профессии виноторговцем. В кабаре этот необычайно гибкий человек (из-за этого и прозвище) плясал исключительно из любви к искусству. От гонораров он отказывался принципиально... Эта парочка сводила с ума гостей.

Не стоит сомневаться в том, что такой цветок по-графски самолюбивый Тулуз-Лотрек не опылить не мог. Да, он вращался в отнюдь не аристократических кругах. Да, его самолюбие удовлетворяли не самые престижные и недоступные девицы. Зато путь в их постели был прост и краток. Здесь никто не обращал внимания на внешнее уродство художника. Ведь на ставшем ему родным Монмартре каждый был по-своему уродлив: сам разгульный образ жизни большинства обитателей холма свидетельствовал о моральной растленности.

От эпатировавшего почтеннейшую публику графа отвернулись все его аристократические знакомые. Только мать - мадам Адель - была готова принимать сына любым. Она отлично понимала, что ее Маленькое Сокровище падает в пучину разврата и алкоголизма. Но что она могла сделать? До самого конца у матери с сыном были теплые и доверительные отношения. Графиня делала вид, что Анри ведет образ жизни, свойственный представителям его круга.

А образ жизни Анри, естественно, толкнул его в объятия развратной и бездумной Ла Гулю, которую в жизни интересовали главным образом две вещи: деньги и плотские удовольствия (еда, алкоголь и секс).

Увековечивание в искусстве

Долго ли они были вместе? Кто знает... Думается, недолго, ибо Тулуз-Лотрек находил особым шиком часто менять девиц. Это он считал доказательством своей мужской состоятельности. На самом деле о мужской силе карлика по Монмартру ходили легенды. А Ла Гулю, похоже, не особенно занимало, кто был рядом. Как мы уже писали, она желала веселиться и получать удовольствие от жизни.

Но в итоге Ла Гулю ушла из «Мулен Руж». Почему? Версии были разные. Одни говорили: девица смогла скопить себе на жизнь. Другие утверждали: знаменитая танцовщица приобрела «нетоварный» вид, и ее вежливо попросили из кабаре. На самом деле Обжора страшно растолстела, после того как родила мертвого недоношенного ребенка от неизвестного отца.

Деньги она промотала быстро. И решила начать свое дело: открыть балаган на ярмарке. Она понимала: сам вид балагана должен привлекать публику. Тут-то она и вспомнила о том, что один из ее любовников (а именно - Тулуз-Лотрек) чего-то там кропал в своем блокнотике. Да и афишки он лихо рисовал. Тогда Ла Гулю обратилась к Анри с письмом: «6 апреля 1895. Дорогой друг. Я приду к тебе в понедельник 8 апреля, в два часа дня. Мой балаган будет на ярмарке Трон. Слева от входа у меня очень хорошее место, и я буду очень рада, если ты найдешь время что-нибудь написать для меня. Ты мне скажешь, где купить холст, и я сделаю это в тот же день. Ла Гулю».

Балаган Тулуз-Лотрек расписал. А что делать? Лучше уж написать на трехметровой стене Ла Гулю в дни пика ее славы, чем не работать вообще. Ну да, разрисовал он как-то стены таверны, другой раз подкинули ему еще заказ - расписать гостиную... В целом художник сидел без дела: времени на веселую жизнь в публичных домах было более чем достаточно.

После окончания работы пути танцовщицы и художника разошлись навсегда.

Закончили они в разные годы, но примерно одинаково. Омерзительно растолстевшая, уродливая, испитая Ла Гулю больше не достигла успеха ни в одном из своих начинаний: не вышло из нее ни держательницы балагана, ни трактирщицы, ни дрессировщицы зверей. Она скончалась в возрасте 62 лет. В последние годы была практически бездомна и побиралась.

Тулуз-Лотрек после нее жил с Рыжей Розой, которая возбуждала его своими пышными формами. Роза была всячески хороша как женщина, но от нее художник заразился сифилисом, который тогда не умели лечить.

Что его добило - катастрофически быстро прогрессировавшая венерическая болезнь или алкоголизм? Сегодня сказать трудно. Только после одного из запоев художника свалили паралич и приступ белой горячки одновременно. После лечения наступило временное облегчение - Анри вернулся к своей распутной жизни на Монмартре. Но возвращение было недолгим.

Граф Анри де Тулуз-Лотрек умер в 1901 году в своем родовом гнезде на руках у матери.

Его гений признали через несколько лет после смерти художника.

Мария КОНЮКОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История одной любви     Следущая