История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Театральный роман

Екатерина II вошла в историю как великая императрица, укрепившая страну. Однако не была секретом и ее потрясающая любвеобильность. Список ее любовников весьма обширен. Впрочем, еще одной ее страстью было устраивать личную жизнь своих подданных. Однако не для всех это заканчивалось хорошо.

В 1756 году в древнем и уважаемом грузинском семействе Зандукели появился на свет мальчик, названный Силой. Родители пророчили наследнику если уж не карьеру на государственной службе, то по крайней мере блистательный успех в высшем свете. Отчасти эти мечты воплотились в жизнь. Когда Силе исполнилось 20 лет, приятель затащил его на представление гастролирующей театральной труппы. Молодой человек внимательно следил за происходящим на сцене, а после окончания спектакля на вопрос о том, игра какого артиста понравилась ему больше всего, ответил: «Того, кто играл слугу. Но я в этой роли лицедействовал бы лучше».

Магия сцены

Эта идея настолько запала в душу Силе, что он, к ужасу родных, вскоре поступил на службу в московский Петровский театр и сменил фамилию на Сандунов. Парень оказался небесталанным, и очень скоро критики стали положительно отзываться о молодом артисте, «который даже в роли плутоватых слуг и подьячих каждый раз, благодаря импровизациям и врожденному остроумию, смог внести в однообразные типы персонажей определенный колорит». А когда слух о талантливом актере дошел до Санкт-Петербурга, то Силу пригласили в труппу придворного театра. На подмостках этого храма Мельпомены и произошла встреча юноши со своей любовью.

Лизонька Федорова попала в ту же труппу после окончания Петербургского театрального училища. На ее талант драматической актрисы, а самое главное - на красивый голос, обратила внимание сама Екатерина II, после того как девушка дебютировала 29 января 1790 года в опере «Дианино древо». После окончания спектакля растроганная императрица собственноручно надела на палец Лизы перстень с бриллиантом, наказав: «Никому, кроме жениха, перстень не отдавай!» Она же придумала для своей новой фаворитки сценический псевдоним - Уранова, по названию недавно открытой астрономами планеты Солнечной системы.

Очень скоро на блистательную актрису обратили свои сиятельные взоры светские львы столицы. Особенно в ухаживаниях старался известный ловелас - граф Александр Андреевич Безбородко. Он не пропускал не одного спектакля с участием актрисы Урановой, засыпал сцену букетами цветов. Пытался завоевать ее расположение дорогими подарками и денежными подношениями. Цветы недотрога снисходительно принимала. Но подарки отсылала обратно. А презент в виде пачки ассигнаций на сумму в 80 тысяч рублей равнодушно бросила в камин. И все потому, что ее сердце с недавних пор принадлежало коллеге по сцене - Силе Николаевичу Сандунову.

Высочайшее благословение

Сила и Елизавета Сандуновы

Конечно, с такой ситуацией граф Безбородко смириться не смог. Сначала он пытался увещевать свою возлюбленную, намекая, что Сандунов «плут на сцене, как и в жизни». Потом соблазнял тем, что обеспечит актрисе, как своей протеже, статус примадонны лучших оперных театров Европы.

Узнав о готовящейся свадьбе Елизаветы и Силы, он пошел на крайние меры, подключив к выполнению своего замысла театральных директоров Соймонова и Храповицкого. Если в отношении Урановой эта парочка ограничилась мягкими увещеваниями, то с Сандуновым они поступили более круто. Сначала ему ограничили количество ролей, а потом под благовидным предлогом и вовсе уволили. Но они не учли характер Елизаветы.

Во время премьеры комической оперы «Федул с детьми», на которой присутствовала императрица, певица, закончив арию, упала на колени перед царской ложей. А потом со словами: «Облегчите судьбу несчастной!» протянула прошение о защите и разрешении создать новую семью. Растроганная Екатерина оказалась скора на решение. Коварные Соймонов и Храповицкий были уволены, а Сандунова восстановили на службе. По мнению современников, это следовало трактовать так: матушка-императрица преподала распоясавшимся подданным урок высокой нравственности.

А еще через неделю в придворной церкви состоялось венчание раба Божьего Силы и рабы Божьей Елизаветы. Императрица, выступившая в роли посаженной матери, благословила новобрачных и подарила им шкатулку, доверху наполненную драгоценными камнями. Но что удивительно, практически аналогичный по стоимости ларец с драгоценностями преподнес своей бывшей возлюбленной и неудачливый граф Безбородко. Очевидно, так он старался выслужиться перед Екатериной, проявив свою лояльность.

Казалось, теперь у молодых должна была начаться счастливая семейная жизнь. Но новый директор Императорских театров, князь Николай Юсупов почему-то тоже невзлюбил их и сделал все, чтобы отодвинуть талантливых исполнителей на второй план, лишив главных ролей и бенефисов. Почему-то на этот раз императрица поддержку Сандуновым не оказала. Видимо, как это часто бывало, потеряла интерес к своим бывшим фаворитам.

Гонимая чета была вынуждена переехать в Москву, где поселилась в родовом поместье Силы Николаевича. Но практически отлученный от сцены глава семейства не унывал. В его голове созрел коммерческий проект: построить в Белокаменной огромный банный комплекс. Супруга эту идею пусть с сомнением, но поддержала, даже согласилась продать для стартового капитала драгоценности, подаренные ей графом Безбородко. И строительство в районе Неглинки началось.

Легенда гласит, что откуда-то Елизавета узнала, что стройке быть «на проклятом месте». Она обратилась к цыганке, и та, гадая на картах, подтвердила эти суеверные опасения: «Кровь бежит под этой землей. Не быть тебе счастливой в доме, построенном здесь. Но еще карты говорят, что влиятельные силы дают тебе защиту. У тебя есть оберег - талисман, который сможет оградить тебя от проклятия этого места». Видимо, гадалка имела в виду перстень, подаренный императрицей.

Непростые отношения

Начинавшаяся столь романтично семейная жизнь со временем стала давать трещину. Причиной были финансовые отношения. Денег на строительство не хватало, и Сила потребовал от жены продать драгоценности императрицы. А потом и тот самый перстень. Как развивались события дальше, доподлинно не известно. По одной из версий, драгоценности все же были проданы, но постоянные ссоры на финансовой почве вынудили супругов расстаться.

К тому же злые языки утверждали, что Сила Николаевич во время размолвок частенько распускал руки. А однажды так разошелся, что чуть не сломал супруге ногу, после чего она хромала и передвигалась, опираясь на палку. Так или иначе, видимо, сожалея о своем необдуманном замужестве (ведь могла бы стать женой богатого графа, а не нищего артиста!), Елизавета, не взяв ни копейки (а может быть, все-таки с подарками императрицы?), уехала в Петербург, где ее тепло приняли новое руководство театра и зрители.

А Сила Николаевич продолжал строить свои бани. И к 1808 году шикарное помывочное заведение было закончено, сразу став популярным как среди московской знати и купечества, которые отдавали за аренду роскошного «кабинета» 5-10 рублей, так и среди простолюдинов, которым помывка стоила пятачок. При этом веник и мочалка предоставлялась бесплатно. Появилась даже традиция - невесты накануне венчания специально приезжали в Сандуновские бани, чтобы омыть себя из серебряного тазика.

Впрочем, Сила Николаевич оставался богатым и почтенным человеком недолго. В 1820 году он скоропостижно скончался и был похоронен на Лазаревском кладбище. Елизавета осталась единственной владелицей бань. Но, похоже, она была равнодушна к этому предприятию, поскольку вскоре перепродала его владелице других бань - купчихе Авдотье Ломакиной.

Тем не менее Сандунова несколько раз приезжала на могилу мужа. Как гласит еще одна легенда, в последний раз Елизавета была там в 1826 году, за несколько дней до смерти. После посещения кладбища она отправилась в центр и, прогуливаясь по Трубному (ныне Цветному) бульвару, зашла в ювелирный магазин. И там на витрине Сандунова увидела некогда проданный ею перстень императрицы. Не раздумывая, она купила его. А на следующее утро прислуга нашла барыню в постели мертвой.

Театральная история не слишком бережно сохранила имена актеров Сандуновых. Зато Сандуновские бани и сегодня по праву считаются одной из достопримечательностей Москвы.

Леонид ЛУЖКОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История одной любви     Следущая