Миф об «уманской резне»

Автор: Maks Окт 17, 2020

В 1768 году на территории Правобережной Украины, входившей на тот момент в состав Речи Посполитой, произошло самое крупное гайдамацкое восстание — Колиивщина, ставшее апогеем борьбы православного населения с польской шляхтой. Колиивщина не только оставила след в народной памяти и искусстве, но и повлияла на ход развития международных событий.

В первой половине XVIII века на Правобережье возникали очаги народного сопротивления произволу польских властей, среди которых наиболее крупными были восстания гайдамаков 1734 и 1750 годов. Восстания носили антифеодальный и национально-религиозный характер.

Украинские Робин Гуды

Слово «гайдамак» имеет тюркское происхождение и означает «разбойник», «грабитель». Изначально так поляки именовали беглых крестьян, которые прятались в лесах и время от времени грабили польские поместья. Гайдамаки обычно действовали небольшими отрядами и осуществляли неожиданные и стремительные атаки. Эти «народные мстители» зачастую пользовались поддержкой населения. Здесь уже не существовало казачества как явления, и, соответственно, у местного сельского населения не было возможности противостоять усиливающемуся социальному и религиозному притеснению.

Первое время польская шляхта не воспринимала гайдамаков всерьез и не спешила с мобилизацией военных сил Речи Посполитой для поддержания порядка. А тем временем движение постепенно крепло. Гайдамаки громили польские имения, захватывали небольшие поселения, убивали помещиков. Ситуацию ухудшало и соседство с Запорожской Сечью — источником снабжения, человеческих ресурсов и опытных вожаков. Особенно гайдамаки беспокоили шляхтичей во время международных конфликтов — пользуясь моментом, они устраивали народные бунты. И полякам приходилось искать новые решения — подкупать гайдамаков, чтобы те сдавали своих товарищей, и усиливать военные укрепления. Донимали поляков и на территории Западной Украины, в Карпатах, так называемые опришки, под предводительством Олексы Довбуша, Василия Баюрака и Ивана Бойчука.

К концу 1760-х годов ситуация в Речи Посполитой значительно ухудшилась. Мало того, что королем Польши в 1764 году был поставлен Екатериной II её бывший любовник Станислав Понятовский, так еще и пришлось гарантировать религиозные свободы православному населению — в феврале 1768 года был подписан трактат, уравнивавший в правах католиков, протестантов и православных. Восстановление православия поляки воспринимали как угрозу существования Речи Посполитой. В качестве ответной меры по призыву краковского епископа Каетана Солтыка была создана Барская конфедерация (по названию города Бар в нынешней Винницкой области). Защита католической веры, как водится, осуществлялась путем грабежей и пыток православного населения, а также посредством уничтожения православных храмов и монастырей. Но попытки поляков пресечь переход населения в православие, жесткие меры и репрессии только усугубляли ситуацию и усиливали народное недовольство.

Из монастыря на битву

Уманская резня

В Умани украинские гайдамаки вырезали около 20 тысяч польских евреев и католиков

Накал страстей привел в 1768 году к крупнейшему восстанию гайдамаков, известному как Колиивщина. Название происходит то ли от украинских слов «кол», «колоть», то есть отражает способ борьбы восставших с противником, то ли от польского выражения «служба колейная», то есть служба надворных казаков, охранявших владения польских магнатов и впоследствии принявших участие в восстании.

Все началось весной 1768 года в районе Мотронинского монастыря (на территории нынешней Черкасской области). Руководил гайдамаками Максим Железняк.

Максим Железняк родился на Черкащине, но в 13 лет отправился в Запорожскую Сечь, затем работал на рыбных промыслах на Днепре. В 1767 году готовился принять иноческий чин в Мотронинском монастыре, но, узнав о бесчинствах барских конфедератов, начал собирать отряды из недовольных. Одновременно возник слух об имеющейся у Железняка так называемой «Золотой грамоте» Екатерины II, с указанием истреблять поляков и евреев. Кто распустил слух, доподлинно неизвестно — то ли игумен Мотронинского монастыря Мелхиседек, то ли сам Максим Железняк.

Так как в это время Российская империя воевала с барскими конфедератами, то версия об официальной поддержке восстания российской царицей казалась правдоподобной. И народ откликнулся на призыв. К бунтовщикам вскоре присоединились тысячи украинских крестьян, а также запорожские казаки, беглые российские крестьяне и солдаты.

Гайдамаки быстро продвигались, громя на своем пути владения, принадлежащие неправославному населению. Они прошли через Медведовку, Жаботин, Смелу, Черкассы, Корсунь, Канев, Богуслав, Каменный Брод, Лысянку и дошли до Умани, где и произошла «Уманская резня», которую принято выделять как самое кровавое событие времен восстания Железняка.

Один из очевидцев описывал произошедшее следующим образом: «Резня была так велика и ужасна, что кровь зарезанных стояла в синагоге повыше порогов… Трупы убитых евреев десятками тысяч валялись по городу… Их подвергали мучительным истязаниям: рубили, кололи, четвертовали и колесовали… Один буян заколол на одном чурбане несколько сот евреев… Валявшиеся трупы, ручьи крови всюду виднелись. Трупы сделались добычей свиней и собак». Хотя есть все основания полагать, что число погибших — 20 тысяч человек — явно преувеличено польскими историками и «очевидцами». Жертвы, конечно же, были, как и в других местах, захваченных разгневанными повстанцами, но все же более реалистичной, по оценкам современных исследователей, представляется цифра в две тысячи человек.

Умань была самой укрепленной крепостью, ключевой опорной точкой региона и поэтому привлекала польскую шляхту и евреев-арендаторов в качестве убежища от восставших. Сотник Иван Гонта, возглавлявший отряд надворных казаков польского магната Франциска Потоцкого, был отправлен на переговоры с гайдамаками, но перешел на сторону восставших. В результате повстанцы захватили Умань за три дня.

После взятия Умани Железняк провозгласил восстановление Гетманщины, сам он был избран гетманом, Иван Гонта — полковником.

В то же время отдельные гайдамацкие отряды, под предводительством посланных Железняком, а то и вполне самостоятельных вожаков, таких как, например, Семен Неживой, Иван Бондаренко, Никита Швачка, Андрей Журба, рассыпались по всей стране. К концу июня восставшие гайдамаки захватили Киевское, Брацлавское, а также частично Подольское и Волынское воеводства.

Не всякое поражение — потеря

Правительство Екатерины II, разумеется, и не думало допускать распространения антифеодального движения на Левобережную и Южную Украину. Кроме того, гайдамацкие отряды, случайно заходившие на территорию Турции, создавали прямой повод для войны, совершенно ненужной России. Было принято решение направить войска против восставших. Генерал Петр Кречетников, боровшийся в то время с конфедератами, отправил полковника Гурьева остановить повстанцев.

Осознавая нехватку сил для победы над гайдамаками в открытом бою, Гурьев сделал вид, что хочет вести переговоры о ведении совместных боевых действий против конфедератов. И так хитростью захватил в плен предводителей восстания — Максима Железняка и Ивана Гонту.

Гонту и его отряд выдали полякам для расправы, а Максим Железняк, как подданный Российской империи, был предан суду в Киеве.

Ивана Гонту казнили после долгих и мучительных пыток. А Максима Железняка спасло от казни начало русско-турецкой войны. Он, вместе со своими соратниками, был приговорен к избиению батогами, клеймению, вырыванию ноздрей и ссылке в Сибирь.

Дальнейшая судьба Максима Железняка точно не известна. Есть предположения, что Железняк с полусотней гайдамаков сумел бежать, обезоружив охрану, но большая часть бежавших, в том числе и сам предводитель, были вскоре пойманы. Есть также основания полагать, что он участвовал в бунте под предводительством Емельяна Пугачева, в котором гайдамаки точно участвовали.

Последние очаги гайдамацкого движения были подавлены в 1769 году.

Несмотря на провал восстания, Колиивщина нанесла удар по Польше и оказала большое влияние на целый ряд исторических событий, таких как разделы Речи Посполитой, начало русско-турецкой войны, ликвидация Запорожья и Гетманщины.

К 200-летию восстания гайдамаков на окраине Кодни (в Житомирской области), где поляки устроили самую жестокую многолетнюю расправу над восставшими, на кургане-могиле, окруженной плотным рядом деревьев, в 1968 году был установлен обелиск памяти участникам Колиивщины.

Наталья ТИЩУК

Загадки истории » Заговоры и мятежи » Миф об «уманской резне»

, , , ,   Рубрика: Заговоры и мятежи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:45. Время генерации:0,163 сек. Потребление памяти:8.19 mb