Младший брат «Фитиля»

Автор: Maks Фев 9, 2019

«Мальчишки и девчонки,/ А также их родители, / Веселые истории / Увидеть не хотите ли?» — эту задорную песенку на музыку Алексея Рыбникова, наверное, знает каждый. Именно с нее начинается каждый выпуск самого любимого детьми, их мамами и папами и даже дедушками и бабушками популярного киножурнала «Ералаш».

Идея создания детского юмористического киножурнала «Ералаш» не была оригинальной. Старшее поколение хорошо помнит, что во времена СССР существовал киножурнал «Фитиль», в котором порицались и выставлялись на потеху различные пороки и перегибы.

В поисках названия

Крутили этот киножурнал, как правило, в кинотеатрах перед началом какого-нибудь фильма. Это сегодня зрителям приходится довольствоваться рекламой «чудодейственных средств» и анонсами новых блокбастеров. А в советские идейные времена перед каждым сеансом кино обязательно показывали что-нибудь политически-воспитательное и назидательно-смешное. «Фитиль» пользовался невероятным успехом.

Ну а раз есть признание, то почему бы не сделать аналогичный проект, но только для детей? Эта мысль пришла однажды в голову Алле Суриковой, которая тогда училась на Высших режиссерских курсах. Она даже написала письмо в Госкино с предложением снимать детский аналог «Фитиля». И даже придумала ему название — «Фитилек». Госкино проект одобрило. Алла Сурикова создала два сюжета, предназначенных для нового киножурнала «Фитилек», но что-то не заладилось, и вскоре идея была забыта.

Однако через некоторое время о ней вспомнили и решили вернуть к жизни. Сделать это поручили Борису Грачевскому и Александру Хмелику. Вот только возникла небольшая заминка с названием. «Фитилек» не понравился главному редактору большого «Фитиля» Сергею Михалкову. И тогда по стране был объявлен конкурс, типа как сейчас на лучшее имя аэропорта. Письма с предложениями приходили мешками. Каких только там не было названий — и «Чебурашка», и «Буратино», и «Крокодил Гена»…

«Ералашем» киножурнал предложила назвать дочь Александра Хмелика. И все согласились, несмотря на то что фамилия председателя Госкино была Ермаш. Разумеется, большой начальник был не слишком доволен таким созвучием. Однако на самом вверху название одобрили.

Далее художник Юрий Смирнов нарисовал к киножурналу заставку в виде мультика. Первоначально все выпуски завершались надписью «Конец», и лишь потом эта надпись была заменена на более кричащую и броскую — «Все!».

Слова к знаменитой песенке «Мальчишки и девчонки» написал сам Александр Хмелик, музыку — композитор Алексей Рыбников, который в тот момент как раз сочинял для фильма про Буратино. Сначала песню исполняла певица Елена Камбурова, потом — детский ансамбль «Непоседы».

Лучше, чем кино

Младший брат «Фитиля»В 1974 году на экранах появились самые первые выпуски журнала. Премьерный содержал в себе три миниатюры. Один сюжет под названием «Позорное пятно» написала известная детская поэтесса Агния Барто.

Успех киножурнала превзошел все ожидания. Он настолько понравился всем советским ребятам, что буквально тут же вышло еще три выпуска. Зрители ждали их с огромным нетерпением. Многие даже сбегали с уроков в киношку, но не для того, чтобы посмотреть фильм, а для того, чтобы еще раз увидеть киножурнал, который демонстрировали в кинотеатрах в качестве «закуски». Удивительно, но на телевидение «Ералаш» окончательно переехал только после перестройки.

Перед сценаристами «Ералаша» лежала большая ответственность -найти и показать злободневные, остросоциальные проблемы или смешные курьезы из жизни подрастающего поколения. Разумеется, с большой долей доброго юмора. В сюжетах высмеивались лень, невежество, глупость, жадность и другие качества, от которых старались избавить советских школьников.

В проекте были задействованы выдающиеся писатели и артисты. Для «Ералаша» писали Хайт, Драгунский, Измайлов, Барто, а главные роли исполняли Басов, Никулин, Крачковская, Пуговкин, Мишулин, Дуров, Гафт, Ха-занов. Сам Грачевский дважды появлялся в кадре. Но самыми главными героями журнала были все-таки юные звезды, которых искали по всей стране.

Родом из тележурнала

Из «Ералаша» вышло немало знаменитостей. Одна из самых ярких звезд киножурнала — Федор Стуков, уроженец Москвы, который актерскую карьеру начал в 7-летнем возрасте в картине Никиты Михалкова. Его первым образом в «Ералаше» стал рыжий мальчик Толя Трушкин в серии «Ябеды». Повзрослев, Федор оставил лицедейство и переключился на режиссерскую работу. В его послужном списке постановка таких российских сериалов, как «Физрук», «Восьмидесятые» и «Как я встретил вашу маму».

Другая звезда, Володя Сычев так приглянулся Грачевскому, что тот пригласил его еще в семь серий. Одна из его последних ролей в кино — лучший друг главного героя в сериале «Физрук». Актера Михаила Казакова современные зрители знают по сериалу «Папины дочки». В «Ералаше» он предстал в образе Бочкина.

Еще один знаменитый участник киножурнала — Александр Лойе. Этот рыжий очкарик снялся в нескольких эпизодах и, пожалуй, остается самым узнаваемым из всех юных звезд «Ералаша». Позже актер сыграл в сериале Next и его продолжениях.

Сергей Лазарев, один из самых востребованных российских певцов, тоже начинал в «Ералаше». Здесь же засветились Юлия Волкова — участница дуэта «Тату», Наташа Ионова, позднее известная как Глюкоза, Лариса Гузеева, Нонна Гришаева, Илья Лагутенко…

Как вспоминал Борис Грачевский, весь коллектив «Ералаша» постоянно находился в поисках талантливых детей. Иногда будущих звезд готовили прямо на съемочной площадке. «Вначале обыкновенных ребят приводят на студию и проверяют, не боятся ли они камеры. Потом малыши попадают на «заднюю парту» — на общий план, потом — на крупный со словами. Главные роли им доверяют только тогда, когда пройдены все испытания, — рассказывал Грачевский. — «Ералашу» нужны талантливые дети с необычной внешностью».

Если у юных артистов случается «звездная болезнь», у худрука «Ералаша» есть радикальный способ лечения. «Зазвездившихся выгоняю немедленно!» — признается Грачевский.

Конечно, содержание журнала со временем менялось. Уже в постсоветские времена «Ералаш» значительно расширил список смешных тем. В него приглашают таких медийных персон, как Максим Галкин, почти всю команду юмористов из «Аншлага» и Дмитрия Нагиева.

И сегодня журнал не стоит на месте, а идет в ногу со временем. Сюжеты, конечно, стали другими. Старшему поколению забавно увидеть Деда Мороза со Снегурочкой, которые в попытке разговаривать на одном языке с современными продвинутыми детишками исполняют ремикс песни «В лесу родилась елочка» в рэповой обработке.

Взрослым зрителям, выросшим в советские времена, больше по вкусу старые выпуски журнала, которые и сегодня смотрят с щемящим чувством ностальгии. Типовые блочные дома и интерьеры, школьная форма, классные комнаты с портретами — все до боли родное.

Но в какой бы год мы ни перенеслись, темы для воспитания остаются вечными — доброта, дружба, любовь… И не важно, во что одеты герои — в школьную форму с пионерским галстуком, джинсы-бананы или рокерскую куртку. Самое главное, тележурнал учит, что если что-то очень сильно захотеть, то любая мечта сбудется!

Елена САДОВАЯ

«Гена, вылезай, сгоришь!»

Однажды на съемках «Ералаша» чуть не сожгли живьем артиста Геннадия Хазанова. Дело было так. По сюжету в кадре сначала происходил взрыв, потом появлялся Хазанов. Огонь вспыхнул, появился дым, камера движется, все кричат: «Гена, вылезай!» А его нет. Естественно, все ринулись к месту взрыва и увидели Хазанова, на котором горел костюм. Пламя едва потушили. К счастью, актер не пострадал.



, ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,525 сек. Потребление памяти:8.43 mb