Монстры земли мансийской

Автор: Maks Янв 23, 2020

Чуть ли не единственным ареалом обитания гигантских змей, подобных анаконде, принято считать Южную Америку. Но так ли это? Великий Полоз — огромный змей под названием ялпын-уй был издревле известен манси, живущим на территории Свердловской, Челябинской областей и Ханты-Мансийского автономного округа. А соседствующие с ними марийцы еще до прихода на территорию нынешней Кировской области в IX веке сяавян-вятичей знали это таинственное существо как шем-кишке.

Предания старины глубокой?

О шем-кишке, что в переводе означает «черная змея», марийцы рассказывают и в наши дни. Длина «черной змеи» обычно составляет примерно 2 метра, но толщина гораздо больше, чем у ее сородичей. Живет она в лесу, около водоемов — рек и озер. Ночует на деревьях. Парадокс этот объясняют стремлением шем-кишке обезопасить себя от собственного потомства, которое столь прожорливо, что запросто может съесть родную мать. Специалисты отмечают, что поедание себе подобных среди змей — отнюдь не редкость. Этим, к примеру, нередко пробавляются анаконды. Марийцы считают, что встреча с шем-кишке в лесу — к беде. В их сказках есть истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, которая лежит в глубокой норе. Она владеет тайными знаниями, является царицей змей и иногда помогает человеку.

Существующее же у манси название ялпын-уй переводится как «священный зверь». Живущие на берегах реки Лусум (Лозьва) манси, или, как их прежде называли вогулы, хранят предания о том, что когда-то в их реке жило похожее на змею с рогами чудовище — речной людоед. Такая деталь, как рога, наводит на мысль о параллелях с южноамериканским монстром под названием минхочао.

В 1886 году мещанин Иван Шешин из села Никито-Ивдельского (ныне город Ивдель) в своих заметках «О кочевом племени вогул на севере Верхотурского уезда» писал: «По рекам есть у них такие священные места, через которые они никогда не ездят на лодках, не заденут даже шестом дна, а обходят эти места берегом, перетаскивая лодки на себе». Очень даже может быть, что манси не задевали шестом дна по той причине, что боялись грозного ялпын-уя, ведь плавание в местах его обитания могло быть чревато для человека гибелью. Аналогию с южноамериканскими змеями-гигантами найти очень просто. Английский путешественник Перси Фосетт, например, рассказывал о нападении на каноэ, в котором находились он и несколько индейцев, 18-метровой анаконды. Упавший в воду индеец легко стал ее добычей.

О том, насколько могли быть опасны «мансийские анаконды», в своем «Описании Сибирского царства» свидетельствовал историк XVIII века Герард Миллер. Рассказывая об аринцах — небольшом народе, жившем в период путешествия Миллера по Енисею, — он упоминал о гибели жителей одного из поселений из-за массового нашествия больших змей, среди которых «одна была необычайной величины, с большой головой и с телом, блестящим, как золото».

Реликт в ХХ веке

Ялпын-уйВидели ялпын-уя и в XX столетии. В 1930-х годах исследователь манси Валерий Чернецов со слов охотников сделал описание огромной, до 16 метров в длину, змеи красно-бурого цвета с зигзагообразным рисунком. Жила она в воде и близ нее, спала не на земле, а только на дереве. После ее ночевок на коре оставались следы из чешуек. Услышать необычную змею можно было по весне. Звуки, издаваемые монстром, были похожи на крик утки или капание воды: «Неч, неч». По словам охотников-манси, жили гигантские рептилии на Оби, в верховьях Сосьвы, в районе Рус-Суя и Нильтанг-Пауля. Их в то время было столь много, что погибшие змеи хранились у охотников в Нильтанг-Пауле в бочках. Манси тем не менее были уверены, что яллын-уй не умирает, а превращается в камень аммонит.

Великий полоз: не только сказы

На русских поселенцев это мансийское диво с самого начала произвело неизгладимое впечатление. Как писал известный писатель-фольклорист Павел Петрович Бажов, русские, живущие на Урале, считали огромного полоза хозяином всех змей (что очень созвучно представлениям марийцев), а также хранителем золота. Полоз «одним облегчал доступ к золоту, указывал места и даже «подводил золото», других отгонял, пугал и даже убивал. В уральских сказаниях размеры его порой все-таки явно преувеличивались. Так, в бажовском сказе «Про Великого Полоза» дается такое его описание: «И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к Рябиновке [реке], а из земли все кольца выходят и выходят. Ровно им и конца нет». Любопытно, что на родине Бажова, у города Полевский Свердловской области, встречи с необычно крупными змеями происходят и в наши дни. При этом очевидцы порой обращают внимание на их необычайно выразительные, словно человеческие, глаза.

Однако русские, в отличие от манси и марийцев, ялпын-уя обожествлять и не думали, чего и следовало ожидать от людей с преимущественно христианским и естественно-научным мировоззрением.

В XIX веке наибольшее количество встреч с гигантским полозом регистрировалось к северу от Челябинска, в местах, изобилующих озерами и болотами, особенно в бассейне реки Теча. Считается, что с увеличением населения, ростом промышленности и ухудшением экологической обстановки полоз полностью исчез из тех мест. Однако так ли это?

Аргази — русский Лох-несс

В середине прошлого столетия исследователи религии манси И. Н. Гемуев и А. М. Сагалаев писали, что в глубоководном озере Ялпын-тур, расположенном в Ханты-Мансийском автономном округе, вогулы неоднократно видели ялпын-уя. Правда, ему приписывали образ то крокодила, то огромной щуки. И вновь прослеживалась тесная связь священного животного и священных мест. В конце же 1950-х годов у краеведов то и дело появлялась информация, что на озере Аргази в Челябинской области живет черный полоз воистину ужасающих размеров — около 50 метров!

В 1980-х годах поступали сообщения, что в ханты-мансийском озере Тур-Ват живет змееподобное существо 6-метровой длины. В ясные, солнечные дни оно, дескать, всплывает на поверхность озера и тогда «блестит, как серебро». Тур-Ват для местных манси — священное озеро, рядом с которым стоит молебная гора Ялпын-Нер. В июне вогулы обычно проводили там свои языческие богослужения: просили священное животное оберегать их землю. Более того, некоторые опытные охотники-манси не сомневаются в существовании ялпын-уя и в наши дни.

Виктор БУМАГИН

Синарский людоед

В 60-х годах XIX века горный инженер по фамилии Лебединский где-то на Северном Урале, проезжая на тройке, увидел пересекающую дорогу огромную змею. Тройка остановилась и стала пятиться. Лебединский вернулся в ближайшую вогульскую деревню и попросил ее жителей совместно с ним начать преследование змеи.

Манси отказались, ведь для них эта змея считалась священной. После долгих расспросов Лебединскому тем не менее удалось выяснить, где она обычно живет. Горный инженер убил ее, выстрелив в голову крупной дробью. Экземпляр оказался 8 сажен, то есть 16 метров в длину, толщиной же «с доброе четырехвершковое бревно», что равняется приблизительно 18 сантиметрам. Шкуру этого полоза Лебединский будто бы продал в Англию.

Пораженный рассказом Лебединского об этом уникальном событии, выдающийся натуралист XIX века Леонид Павлович Сабанеев, тот самый, что написал не утратившую и по сей день актуальности книгу «Жизнь и ловля пресноводных рыб», стал собирать свидетельства очевидцев об огромном змее. Много времени бесстрашный учёный проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «Главной достопримечательностью Синарского озера, несомненно, является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности: на реке Чусовой он съел одного бурлака».



,   Рубрика: Версия

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:56. Время генерации:0,542 сек. Потребление памяти:10.38 mb