История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





«Каспийский монстр» в парке отдыха

На самом берегу Химкинского водохранилища, в парке «Северное Тушино», расположился музей истории ВМФ. Помимо интересного выставочного павильона и открытой площадки с техникой, музей ВМФ может похвастаться уникальными объектами: подводной лодкой Б-396 и экранопланом «Орленок».

В музее истории ВМФ на двух этажах представлена экспозиция, которая знакомит с историей отечественного подводного флота. Представлены личные вещи и старые фотографии, но главные экспонаты - множество моделей субмарин разных эпох, от «потаенного судна» Ефима Никонова до «Акулы» проекта 941.

От «потаенной бочки» до «Акулы»

Первым проектом отечественной подводной лодкой считается «потаенное судно» Ефима Никонова. В конце царствования императора Петра I крестьянин Ефим Никонов построил судно, фактически представлявшее собой бочку с веслами. Оно могло погружаться под воду и на небольшой глубине приближаться к вражескому кораблю, чтобы прикрепить к его борту мину. Однако дальнейшего развития эта работа не получила.

В 1834 году под руководством генерал-адъютанта Карла Шильдера была построена уже металлическая подводная лодка, но в движение она приводилась все так же - мускульной силой людей. В 1866 году испытания проходила подводная лодка Ивана Александровского, приводившаяся в движение сжатым воздухом. Но опять дальше испытаний дело не пошло.

Первой серийной лодкой стала лодка Стефана Джевецкого, в 1880-е годы построенная в количестве 50 единиц.

В 1903 году на воду была спущена подводная лодка «Дельфин», первая официально принятая на вооружение и ставшая основой для целой серии лодок подобного типа. Ее, как и еще шесть подобных лодок, построили на Балтийском заводе и в ходе Русско-японской войны перебросили по железной дороге во Владивосток. Подводные лодки пытались атаковать японские миноносцы и сыграли свою роль в защите Владивостока от высадки японского десанта.

В годы Первой мировой войны русские субмарины активно участвовали в боевых действиях на Балтийском море, срывая поставки железной руды из Швеции в Германию. В 1915 году они потопили или захватили 16 крупных транспортов для Германии. Но самыми известными стали действия 17 мая 1916 года лодки «Волк», уничтожившей в одном походе три транспорта противника. Активными были и действия русских субмарин в Черном море. Например, 11 октября 1916 года подводная лодка «Тюлень» захватила и привела в Севастополь турецкий вооруженный пароход «Родосто».

В 1927 году началось строительство первой советской подводной лодки «Декабрист». В 1930-е годы в СССР строились лодки типов «Л», «Щ», «П», «М», «С» и «К», из которых самыми массовыми были средние лодки типа «Щ» («Щука»).

К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР насчитывалось 212 подводных лодок. На тот момент это был самый большой подводный флот в мире. Правда, большинство субмарин были малого водоизмещения.

В послевоенное время стали разрабатывать проекты применения на подводных лодках атомной энергии. Первая атомная субмарина США «Наутилус» была спущена на воду в 1954 году, а в 1957 году на воду была спущена первая советская атомная подлодка К-3 («Ленинский комсомол»). С того времени в СССР, а затем России, было построено более двух сотен атомных субмарин разных серий. Самой скоростной подводной лодкой стала К-222 (проект 661 «Анчар», скорость до 44,7 узлов), самой глубоководной - К-278 (проект 685 «Плавник», глубина погружения до 1250 м), а самой большой - лодка проекта 941 «Акула» (водоизмещение подводное - 48 000 тонн).

Ядерной установке для работы не нужен воздух, топлива хватает надолго, поэтому атомные субмарины могут находиться под водой без всплытия месяцами. Но опасность применения атомных реакторов оставалась велика, что продемонстрировал ряд аварий. Поэтому от дизель-электрических подводных лодок не отказались и продолжали их строить. Одной из них стала лодка Б-396 «Новосибирский комсомолец».

Одна из семейства «сомовых»

Подводная лодка Б-396 относится к проекту 641Б «Сом». С 1973 по 1982 год было построено восемнадцать субмарин этого проекта. Они предназначались для уничтожения надводных кораблей противника, ведения дальней оперативной разведки, прикрытия конвоев и осуществления активных минных постановок.

Б-396 была спущена на воду в 1980 году и несла боевую службу до 1998 года. Вот ее характеристики: водоизмещение надводное - 2770 т, подводное - 3600 т; скорость надводная - 13 узлов, подводная - 16,5 узла; глубина погружения рабочая - 240 м, предельная - 300 м; автономность плавания - 80 суток. Вооружение - 6 носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм, 24 торпеды или мины. Экипаж - 78 человек. Лодка имеет семь отсеков: 1 -й - торпедный, 2-й и 4-й - жилой и аккумуляторный, 3-й - центральный пост управления, 5-й - дизельный, 6-й -электромоторный, 7-й - агрегатный и жилой.

Уникальная советская разработка

Экраноплан «Орленок»

Второй уникальный экспонат музея - экраноплан «Орленок». Экранопланом принято называть судно на динамической воздушной подушке. Оно совершает полет на малой высоте (от менее 1 м до 10 м) от поверхности воды, земли, льда, то есть в пределах действия аэродинамического экрана (отсюда и название «экраноплан»).

Экранный эффект впервые был обнаружен в 1920-е годы при взлете и посадке самолетов-низкопланов. В 1930-е годы в разных странах появились проекты экранопланов, но только в Советском Союзе эти проекты были реализованы на практике. В 1961 году в ЦКБ по СПК под руководством Ростислава Алексеева был выполнен первый полет на экранолете СМ-1 (экранолет в отличие от экраноплана способен на длительное время отрываться от экрана и переходить в «самолетный» режим полета). В 1966 году был спущен на воду самый большой в то время летательный аппарат - экраноплан КМ. Американцы расшифровали буквы КМ как «Каспийский монстр», и такое название закрепилось за ним за рубежом.

В 1972 году был построен первый военный экраноплан «Орленок» (проект 904), предназначенный для переброски и высадки на необорудованное побережье десанта и военной техники. Максимальная дальность полета - до 1,5 тыс. км. Крейсерская скорость - 400 км/ч. Высота полета на экране - 2-10 м, но может уходить от экрана на 3000 м. Грузоподъемность: 28 т (150 десантников или 2 БТР). Вооружение: спаренная турельно-башенная 12,7-мм пулеметная установка «Утес». Всего было построено пять экранопланов типа «Орленок». Единственный сохранившийся экземпляр, бывший в эксплуатации с 1983 по 1992 год, выставлен в музее истории ВМФ.

Музей не оставит равнодушными и любителей развлечений. Для маленьких посетителей действует аттракцион «Орион», в котором можно почувствовать себя штурманом корабля. А взрослых посетителей заинтересует стенд виртуального пилотирования, представляющий собой модель кабины экраноплана «Орленок», посещение которого оставляет впечатление реального присутствия на борту движущегося экраноплана.

Константин СЕРГЕЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира     Следущая