История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





От «эмки» до «гусара»

Найти этот музей в Рязани было непросто. Он находится на территории нынешнего филиала знаменитого Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии Маргелова. Попасть в музей ВАТ (военной автомобильной техники) можно лишь после длительных поисков и, что называется, в индивидуальном порядке. От ворот музея надо позвонить по телефону, дождаться прихода дежурного сотрудника музея, который в одном лице является кассиром, смотрителем и экскурсоводом.

Музей ВАТ открылся накануне 50-летия Победы в 1994 году по инициативе преподавателей и учащихся Рязанского военного автомобильного института. Три зала музея - машины старинные, современные и ремонтная техника - занимают почти 4 тысячи квадратных метров крытых ангаров.

«Эх, путь дорожка фронтовая...»

В первом ангаре рассказывается о рождении автомобиля как такового и о развитии военной и гражданской автотехники до 70-х годов прошлого века. Но, естественно, большая часть экспозиции отдана военным автомобилям.

Помимо самих образцов техники того времени, на стендах и витринах музея можно увидеть много любопытных документов и фотографий, отражающих историю развития военного автомобилестроения еще с дореволюционных времен. Тут же выставлены автомобили, колесившие по «фронтовым изъезженным дорогам» войны.

Но и в послевоенное время водителям в форме не раз приходилось рисковать жизнью, чтобы доставить в войска продовольствие и боеприпасы. Речь идет об афганской войне и вооруженных конфликтах в Чечне. Как память о тех тревожных временах в ангаре стоит автомобиль УАЗ. Его лобовое стекло изрешечено пулями, пробиты борта, капот и сиденья. 16 апреля 1998 года представители Министерства обороны России на двух УАЗах в сопровождении ГАЗ-66 с охраной проверяли блокпосты южнее Моздока и попали под обстрел террористов. Водитель следовавшего первым УАЗа был четырежды ранен, но все же, истекая кровью, сумел довести свой автомобиль до блокпоста. Водитель «шешика» тоже, несмотря на ранения, вывел машину из-под обстрела. А вот все, кто следовал во втором уазике, погибли. Это полковники Гречин и Еремеев и водитель рядовой Олейников.

Любопытный экспонат - ТПК (транспортер переднего края), полноприводный плавающий автомобиль-транспортер особо малой грузоподъемности, серийно производившийся с 1975 по 1989 год на Луцком автомобильном заводе. Он предназначен для эвакуации раненых с поля боя. На его капоте имеется табличка с ласковым именем «Жорик».

Машины новые и не очень

В ангарах стоят и относительно современные военные автомобили. Например, боевая машина на базе УАЗа. Внешне она мало чем отличается от обычной армейской легковушки. Но на автомашине, носящей воинственное название «Гусар», установлен мощный двигатель «тойота», с боков и торцов прикрытый локальной броней, а на турельной установке предусмотрено размещение пулемета или автоматического гранатомета.

Другой автомобиль ГАЗ-3937 «Водник», несмотря на свое название, плавать не умеет. Зато он защищен броней и может использоваться для транспортировки людей и грузов в труднопроходимых районах. «Водник» неплохо вооружен - в башенке в кормовой части автомобиля установлен 14,5-мм пулемет КПВТ или 12,7-мм «Корд».

В ангаре есть линейка гражданских автомобилей. Как рассказал экскурсовод, раньше их было больше. Но авто «проредили», и наиболее интересные экспонаты оказались в Москве. Впрочем, об этой истории мы еще расскажем.

В другом ангаре расположена экспозиция, рассказывающая об эксплуатации военных автомобилей в полевых условиях. Первая передвижная авторемонтная мастерская была сконструирована и построена в 1911 году на базе автомобиля С 24/30 Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге. Там же можно ознакомиться с материалами об образовании Первой учебной автомобильной роты. В зале находятся одни из самых современных образцов ремонтных мастерских из состава ПАРМ-1 и ПАРМ-3.

Путешествие из Рязани в Москву

А теперь немного о грустном. Вот что писала о странных делах, происходивших с музеем ВАТ, газета «Рязанские ведомости».

«В августе 2009 года Рязанский музей военной автомобильной техники посетил министр обороны РФ Анатолий Сердюков. На то время в музее было выставлено 154 машины. Спустя полгода в Рязань приехали представители автотранспортного управления Министерства обороны России и составили список машин для переправки в Москву. В него вошли почти все легковые машины, все автомобили представительского класса и бронеавтомобили. Более 25 машин были подарены музею выпускниками военного автомобильного училища и рязанцами. В начале 2010 года в музей пришла директива Генерального штаба МО России. В ней говорилось о том, что с 1 июля 2010 года музей в Рязани ликвидируется и переводится в Москву на территорию 147-й автобазы.

- В октябре 2012 года, когда Сердюкова сняли с должности, в Министерстве обороны России создали комиссию по проверке военного имущества, - говорит заведующий историко-мемориальным залом боевой техники и вооружения ВДВ Рудольф Вандер. - Меня пригласили на автобазу как члена комиссии. Все 60 автомобилей, увезенные из Рязани в Москву, находились в то время на месте.

- Часть автомобилей может вернуться в Рязань, - говорит директор Рязанского музея воздушно-десантных войск Степан Таненя. - Сейчас этим вопросом занимаются губернатор Рязанской области Олег Ковалев и командующий Воздушно-десантными войсками РФ Владимир Шаманов. Они обратились с инициативой возвращения автомобильных раритетов в Рязань к министру обороны России Сергею Шойгу. Так что решение об этом будет принимать лично он».

Экспонаты, которых лишился музей ВАТ, представляли немалую историческую ценность. Среди них был лимузин-кабриолет ЗИЛ-111, на котором Юрия Гагарина везли из аэропорта до Красной площади; ЗИЛ-117 1971 года выпуска, на котором ездил кубинский лидер Фидель Кастро во время визитов в Советский Союз; ЗИС-110 первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, а также уникальный первый образец «русского виллиса» - ГАЗ-67. В музее были правительственные «чайки», ЗИМы, ГАЗ-12, экспериментальные образцы военной техники, созданные для Минобороны и спецслужб в единичных экземплярах. По самым скромным подсчетам экспертов, общая стоимость этой коллекции составляет несколько десятков миллионов евро. Это без учета стоимости ряда уникальных автомобилей, которые практически не имеют цены.

Сейчас положение музея ВАТ вроде бы определилось. Он стал филиалом Музея ВДВ. Потому он пополнился новыми экспонатами - десантируемой самоходной артиллерийской установкой АСУ-57 и самолетом АН-2, «приземлившимся» на открытую площадку перед зданием музея.

Георгий ПЕТРОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира     Следущая