Страница истории стоит целого тома логики




Римский мир на берегах Рейна

В самом центре Кёльна, рядом со знаменитым Кёльнским собором, раскинулось современное здание Романо-германского музея. Экспонаты этого музея далеки от современности - в нем собраны археологические артефакты римско-германской эпохи. И достойное место среди них занимает коллекция оружия - в основном франкского. А уж по количеству экспонатов с изображением гладиаторов музей является одним из лучших в мире.

Город Кёльн находится на территории бывшего обитания германских племен, но основан он был римлянами, поэтому нет ничего удивительного, что сегодня в городе есть такой музей.

В честь матери Нерона

Кёльн был заложен в 38 году до н. э. Марком Агриппой, полководцем императора Августа, как укрепленное поселение под названием Оппидум Убиорум. В 15 году н.э. в этом поселении, окруженном дремучими германскими лесами, родилась печально известная в истории Агриппина, жена императора Клавдия, отравившая своего мужа, и мать императора Нерона. Став женой императора Клавдия, Агриппина склонила мужа дать ее родному городу статус колонии. Так Оппидум Убиорум в 50 году превратился в Colonia Claudia Ага Agrippinensium, что в переводе означает «Колония Клавдия и алтарь Агриппинцев». Сокращенно его называли «Колония Агриппины», к Средним векам осталось только «Колония», а на германских диалектах название превратилось в Кёльн (Koln).

Музей был основан в октябре 1946 года при слиянии существовавших ранее Доисторического, Римского и Германского музеев. Эти музеи, как и сам город Кёльн, сильно пострадали от бомбежек в годы Второй мировой войны. Однако основные коллекции удалось спасти, вывезя их за пределы города. До 1974 года музей располагался лишь во временных помещениях. Позднее он перебрался в специально построенное для него здание, раскинувшееся над остатками римской виллы. В 1941 году при сооружении убежища были обнаружены остатки римской виллы с восхитительной мозаикой Диониса III века нашей эры Перенести ее оказалось невозможно, решено было построить музей прямо над ней. И по внутренней планировке музей напоминает римскую виллу.

Оружие варваров

К середине III века сложился союз древнегерманских племен, получивший название «франки». В III-IV веках франки обитали в низовьях и среднем течении Рейна и неоднократно совершали набеги на римские провинции, в том числе на Кёльн. Римляне изгоняли франков за Рейн и совершали против них карательные экспедиции. Это повторялось снова и снова.

По традиции франки хоронили своих воинов с оружием. Франкское вооружение было достаточно разнообразно: топор франциска, копье ангон, нож сакс, щит, изредка шлем. Не каждый воин имел все эти предметы вооружения. Но многочисленные обнаруженные археологами захоронения позволили собрать в музее представительную коллекцию оружия.

Самым известным франкским оружием был топор - франциска. Термин francisca был дан римлянами. Остается неясным - то ли топор получил название от использовавших его франков, то ли, наоборот, франки были названы так из-за своей любви к этому оружию (а такое встречалось в истории: саксы получили свое название из-за пристрастия к боевому ножу саксу). Франциска имел характерной изящной формы изогнутый наконечник, сужающийся в середине и расширяющийся к лезвию. Благодаря форме наконечника и идеальному балансу оружие прекрасно подходило для метания. Римлянам оно запомнилось, в первую очередь как метательное. Но франки использовали франциску не только для метания, но и для рубки в ближнем бою. Метательный вариант имел короткое топорище, а вариант для рубки - топорище длиной до метра, так как им рубили не только одной, но и двумя руками.

Ангон и сакс

Вестибюль Романо-германского музея в Кёльне

Другим известным оружием франков было копье ангон, напоминавшее римский пилум. Ангон имел втульчатый железный наконечник с двумя зубцами, не позволявшими вытащить его. Втулка наконечника была достаточно, длинной, охватывая значительную часть древка. Ангон использовался как для ближнего боя, так и для метания. Очень часто франки, подобно римлянам, при сближении с противником метали ангоны, которые втыкались в щиты. Вытащить или обрубить такое копье было невозможно, а его вес оттягивал щит к земле. В это время, подбежав, франкский воин наступал ногой на древко ангона, вынуждал противника бросить щит и открывал его для последующего удара топором или саксом. Полагают, что ангон произошел от римского пилума, и франки, возможно, первыми позаимствовали идею.

Сакс, или скрамасакс, - это очень распространенный среди германцев нож. Он имел заточку (лезвие) лишь с одной стороны клинка.

Длина клинка была значительной, часто превышая 30 см, а порой доходя до полуметра. Вес оружия был значительным. Им можно было наносить опасные колющие удары и рубленые раны. Использовался сакс как в бою (более длинные варианты), так и в быту. Носили сакс в ножнах на бедре. Изготовленные из дерева ножны покрывали кожей и часто украшали декоративными накладками. Ряд таких ножей в богато декорированных ножнах можно увидеть в музее. Правда, за прошедшие века ножны истлели и орнамент отпечатался на покрытых коррозией клинках. Однако и сегодня он хорошо просматривается.

Защитное вооружение, не считая круглого щита, не имело большого распространения среди франков. Только вожди племен имели шлемы. Судя по археологическим находкам, последние относились к обычному для варваров типу - со сфероконической тульей из четырех пластин, приклепанных к каркасу. С боков лицо прикрывали нащечники, а защиту шеи и затылка обеспечивала бармица (кольчужное полотно, крепившееся к тулье шлема). Подобные шлемы можно увидеть на даках на колонне Траяна, на сасанидских воинах, а затем они прижились и в римско-византийской армии, позднее получив название шпангельхельм.

Кровавые развлечения

Для развлечения населения и поддержания боевого духа легионеров римляне даже в отдаленных провинциях строили амфитеатры для проведения гладиаторских боев. На экранах телевизоров гладиаторы предстают перед нами либо в виде забитых, почти безоружных рабов, насильно выталкиваемых на арену, либо в виде роботов-убийц с невероятным вооружением со множеством шипов. Ни то ни другое не соответствует действительности.

Гладиаторы были профессионалами высокого уровня, которых долго готовили, стоили они дорого, и никто не был заинтересован в их массовых убийствах. Конечно, случалось, что гладиаторы погибали на арене, порой проигравшего гладиатора убивали, но это были единичные случаи, а не массовая резня.

Даже столь распространенное мнение, что поднятый вверх большой палец означал помилование побежденного гладиатора, а опущенный вниз - знак убить, не более чем киношная выдумка. Она не подтверждается никакими историческими свидетельствами.

Известные гладиаторы имели толпы поклонников. Поэтому неудивительно, что с гладиаторами была связана целая индустрия по производству предметов декоративного искусства (светильники, статуэтки, рельефы и т.п.). Изображения гладиаторов на них столь детальные, что можно различить экипировку и вооружение, а по ним выделить определенные типы гладиаторов: гопломах, мирмиллон, провокатор, ретиарий, секутор, фракиец и др. Множество таких артефактов представлено в Кёльнском музее.

Константин СЕРГЕЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира