Страница истории стоит целого тома логики




Железнодорожные кладбища

Любые транспортные механизмы, в том числе железнодорожные, со временем устаревают. Но утилизация локомотивов и вагонов - дело дорогое и трудное, поэтому после окончания эксплуатации их «до лучших времен» просто оставляют где-нибудь на неиспользуемых путях. Со временем такие кладбища паровозов разрастаются и превращаются в настоящие музеи под открытым небом, которые пользуются популярностью у туристов.

Посреди соляной пустыни

В Андах, на юго-западе Боливии, на высоте 3650 метров над уровнем моря находится самое крупное в мире высохшее соленое озеро Салар-де-Уюни. В конце XIX века, во время расцвета местной горнорудной промышленности, с помощью английских инженеров здесь была проложена железная дорога. Но в 1940-е годы месторождения полезных ископаемых в здешних местах были исчерпаны. Железнодорожной веткой перестали пользоваться. Паровозы и вагоны свезли в одно место и оставили на рельсах в трех километрах от города Уюни.

Кладбище паровозов не охранялось, и местные жители растащили все, что представляло хоть какой-то интерес. В настоящее время здесь находится около 100 вагонов и локомотивов. Почти все они были произведены в Англии в конце XIX или начале XX века и имеют несомненное историческое значение.

Свалка железнодорожной ретротехники давно стала приманкой для туристов - несмотря на то что вагоны и локомотивы находятся в плачевном состоянии. Благодаря сухому климату процесс коррозии замедляется, но многие образцы покрыты рисунками и автографами посетителей.

Посещение железнодорожного кладбища входит в программу автобусных экскурсий, проходящих в здешних местах. Кроме того, туристы могут нанять такси в Уюни, поездка до стоянки техники и обратно обойдется в восемь долларов.

Местные власти, реагируя на интерес посетителей, приняли программу развития музея под открытым небом - через 15 лет здесь должен вырасти большой туристический комплекс с гостиницами, ресторанами и прочими привлекательными для гостей объектами.

Главное, чтобы костюмчик сидел!

После окончания Второй мировой войны британское правительство национализировало железные дороги, которые до этого времени были частными. Но национализация обернулась снижением объема перевозок и резким ухудшением сервиса. Чтобы выправить ситуацию, железнодорожное ведомство в 1955 году пошло на масштабное обновление подвижного состава, в короткий срок заменив 16 тысяч паровозов и 650 тысяч вагонов. Государственные склады металлолома не могли вместить такое количество устаревшей техники - и ее за бесценок продавали частным предприятиям, среди которых была компания братьев Вудхэм из города Барри в Южном Уэльсе.

Сначала паровозы и вагоны разбирали на металлолом. Но через несколько лет хозяева фирмы обратили внимание на интерес жителей города к старой технике. Возле частной свалки был оборудован музей, где выставили наиболее интересные экземпляры локомотивов и вагонов. Он быстро стал популярным не только в родном городе, но и во всей стране.

Братья Вудхэм придумали еще один вид бизнеса: ремонтировать старую железнодорожную технику и продавать ее владельцам богатых имений. Первый паровоз с несколькими вагонами отреставрировали и реализовали в 1968 году. В настоящее время фирмой продано уже 213 обновленных старинных составов.

Владельцем такого транспортного средства может быть не только частное лицо, но и туристическое или музейное предприятие. В настоящее время в Англии и Ирландии существует 168 подобных железнодорожных организаций, на ретропоездах которых совершают поездки более семи миллионов человек в год. Взрослый билет стоит от 10 до 15 фунтов стерлингов, детский - от пяти до десяти.

А бывшая свалка братьев Вудхэм в Барри превратилась в один из самых популярных музеев Англии. Здесь к услугам посетителей огромный гардероб одежды начала XX века. За умеренную плату можно облачиться в нее и сфотографироваться рядом со старинным поездом. А если позволят средства - выбрать понравившуюся модель, которую специально для вас приведут в надлежащий вид и доставят в нужное место.

Сами двигаются по ночам

Кладбище паровозов в Шумково, Пермский край

Свои кладбища железнодорожной техники есть и в России. Наиболее известное из них находится в районе станции Шумково Пермского края (150 километров от Перми, 280 - от Екатеринбурга), в железнодорожном тупике около деревни Спасо-Барда.

В 1960-х годах здесь была крупная ремонтная мастерская. Позже, когда железные дороги стали обслуживаться электровозами, паровые локомотивы надолго оставили на запасных путях. Их рассматривали как стратегический транспортный запас, каждый паровоз был законсервирован и периодически проходил техническое обслуживание.

Постепенно даже теоретическая необходимость в паровых локомотивах, а также в устаревших тепловозах отпала. В настоящее время на запасных путях станции находится около 200 образцов железнодорожной ретротехники. Некоторые из них обрели вторую жизнь за рубежом - например, несколько знаменитых локомотивов ФД («Феликс Дзержинский») и ИС («Иосиф Сталин»), выпуск которых начался в 1930-е годы, были проданы в Китай, где их используют для передвижения экскурсионных поездов. Другие ретромодели перевезли в разные города и установили в качестве памятников.

Многие экземпляры, находившиеся на станции Шумково, действительно уникальны - например, паровоз ЭР 716-66, произведенный в Венгрии в 1936 году. Более 40 лет он проработал в качестве маневрового паровоза на станции Кунгур. В настоящее время паровоз перевезли в Верхнюю Пышму (Свердловская область), где он стал экспонатом музея боевой славы.

Официальные экскурсии в этом месте не проводятся. Территория считается охраняемой, рядом находится пункт, где дежурит сторож. По инструкции для каждого посещения нужно получить разрешение от руководства Свердловской железной дороги. Но на деле туристы просто договариваются со сторожем, обещая не мародерствовать, или проникают на свалку железнодорожной техники окольными путями. На интернет-форумах можно прочесть благодарные слова в адрес некоторых охранников, которые за символическую плату сопровождали посетителей в качестве экскурсоводов.

Места около Шумково - родина деда бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Он побывал здесь и разместил фотографии старинной техники на своей странице в сети Интернет - после чего количество туристов, стремящихся ознакомиться с данными достопримечательностями, возросло в десятки раз.

Кладбище паровозов связано с неприятными и даже мистическими событиями. Из-за того что металл на солнце быстро нагревается, ретротехнику облюбовали теплолюбивые змеи, в том числе и ядовитые. Поэтому, залезая в вагоны или кабины машинистов, нужно быть осторожными.

Туристы утверждают, что на кладбище паровозов по ночам раздаются странные звуки - как будто локомотивы самостоятельно работают. И, конечно, такие рассказы привлекают еще большее количество желающих своими глазами увидеть уникальные образцы ретротехники.

Можно осматривать «запасники»

Еще одно известное железнодорожное кладбище находится в Германии - около станции Нёрдлинген (Бавария), которая в XIX веке была крупным транспортным узлом страны. В 1966 году немецкие железные дороги полностью перешли на электровозы - и паровые локомотивы поместили на запасные пути станций. Собрание старой техники в Нёрдлингене стало одним из самых больших в Германии.

Немцы подошли к историческим ценностям, как и положено представителям педантичной нации. Некоторые локомотивы и вагоны отреставрированы и являются экспонатами находящегося при станции железнодорожного музея.

После их осмотра посетители могут погулять по расположенным рядом путям и увидеть неотреставрированную старую технику, которая, тем не менее, сохранилась в хорошем виде. В целом такие действия не входят в программу музея - но служители не препятствуют им, считая, что человек, заплативший за билет в музей, при желании может осматривать и его «запасники». А туристам очень нравится такое путешествие в прошлое.

Анастасия БАБАНОВСКАЯ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира