Страница истории стоит целого тома логики




Последний приют «Валькирии»

Можно спорить о том, какой из авиационных музеев является самым лучшим, но в списке наиболее вероятных кандидатов на это звание неизбежно окажется Национальный музей Военно-воздушных сил США в городе Дейтон.

В новейшей истории Дейтон известен как место подписания соглашений, завершивших в 1995 году войну в Боснии и Герцеговине. В истории же более ранней он славен как родина отцов-основателей авиации братьев Уилбера и Орвилла Райт.

160 гектаров авиации

И вполне логично, что именно в Дейтоне сформировалось, пожалуй, самое внушительное собрание военно-воздушной техники.

Формировать его начали в 1923 году усилиями отставников-энтузиастов, а через тридцать лет под коллекцию отвели ранее принадлежавший соседнему аэродрому ангар для ремонта двигателей. Торжественное же открытие музея на базе ВВС Райт-Паттерсон состоялось 3 сентября 1971 года в присутствии президента Ричарда Никсона.

В настоящее время эту главную достопримечательность штата Огайо посещают более миллиона туристов, причем знакомиться с экспозицией и фотографироваться можно бесплатно.

На территории в 160 гектаров находится почти четыре сотни крупных экспонатов, плюс к этому выставленные в витринах экспонаты поменьше, включая фотографии, образцы оружия и униформы, макеты. Для лучшего усвоения материала едва ли не в каждом зале работают мультимедийные интерактивные установки, и, конечно же, продается множество сувениров. Гордостью музея является кинотеатр системы 3D iMAX на 500 мест - платный, но недорогой по сравнению с обычными кинопрокатными заведениями. В нем демонстрируются фильмы преимущественно об истории авиации и судьбах летчиков, хотя попадается и другая культурно-просветительская продукция.

Но в любом музее главное - экспонаты, а здесь есть куда залезть, на что полюбоваться и что потрогать.

Среди могил и ангаров

Музей ВВС США в Дейтоне

Перед музеем раскинулся Мемориальный парк с могилами пяти сотен летчиков, погибших в авариях и военных конфликтах. Основные же экспозиции размещены в трех огромных ангарах, перед которыми стоят самые известные самолеты Второй мировой войны и эпохи советско-американского противостояния. Среди немногих более ранних исключений - запущенный в мае 1917 года в серию британский «Сопвич-Кэмел», ставший массовым истребителем стран Антанты.

О силе люфтваффе можно судить по таким образцам, как «Юнкерс-88Д» и два «мессершмитта» - Ме-163В и реактивный Ме-262А, который так и не стал «чудо-оружием». Американские самолеты представлены всеми сколько-нибудь значимыми моделями того времени - «дугласами», «боингами», «мустангами».

Эпоха холодной войны представлена, пожалуй, наибольшим количеством моделей и, конечно, не только американских.

Как своеобразный утешительный приз за проигранную кампанию во Вьетнаме смотрится трофейный МиГ-21 - самый распространенный сверхзвуковой самолет в истории, покрашенный в боевые цвета Северного Вьетнама.

Но самым, пожалуй, впечатляющим экспонатом музея и по размерам, и, так сказать, по эмоциональной нагрузке, конечно, является тяжелый бомбардировщик дальнего действия В-29 «Супер-фортресс», сконструированный болгарином Асеном Йордановым. Именно такие гиганты стирали с лица земли целые населенные пункты, а на счету представленного в экспозиции самолета числится японский город Нагасаки.

Бомбардировка была произведена 9 августа 1945 года экипажем под командованием майора Чарльза Суини. Бомба, названная «Толстяком», упала между холмами в промышленной зоне, так что при большей мощности она нанесла ущерб меньший, чем в Хиросиме. Но цифра погибших и умерших к концу года от излучения составила 80 тысяч человек, что превосходит потери, понесенные в ходе многих военных кампаний. Хотя здесь претензии за погубленных мирных жителей надо предъявлять не к технике, а к людям.

Командир бомбардировщика, уничтожившего Хиросиму, Пол Тиббетс-младший как-то заявил, что сбросил бы бомбу даже на Нью-Йорк, если бы ему приказали. Правда, Нью-Йорком потом занялись другие...

Нагулявшись по бетонной площадке, посетители входят в сам музей, где в первом зале, исходя из хронологии, демонстрируются точная копия первого военного самолета братьев Райт 1909 года, его сверстник - французский моноплан «Блерио», гидросамолет «Кертисс» «Д» 1911 года. А дальше начинается Первая мировая война и появляются такие модели, по сравнению с которыми эти «пионеры» военной авиации выглядят игрушками.

В зале, посвященном Второй мировой, особо выделен палубный истребитель Мицубиси А6М «Зеро», «нулевое» прозвище которого ассоциируется у американцев с разгромом в Пёрл-Харборе.

Другой знаковый экспонат - вертолет Игоря Сикорского «Ховерфлай», совершивший свой первый полет в январе 1942 года, но по-настоящему развернувшийся уже в Корее.

Воздушный катафалк президента Кеннеди

Корейской и вьетнамской войнам отведен почти весь средний ангар. Но для лучшего представления о характере тогдашнего противостояния в авиационной сфере нужно обратить внимание на две экспериментальные модели, иллюстрирующие своеобразную «дуэль умов» между советскими и американскими конструкторами.

Созданный в 1959 году и оснащенный ракетными двигателями Х-15 стал первым пилотируемым гиперзвуковым летательным аппаратом, совершавшим суборбитальные пилотируемые космические полеты. Результаты его испытаний серьезно охладили американский оптимизм относительно возможности создать пилотируемый суборбитальный гиперзвуковой бомбардировщик.

Амбиции снизились, и эстафета перешла к Норт Америкен ХВ-70 «Валькирия», спроектированному как высотный сверхзвуковой бомбардировщик. Для его прикрытия от истребителей разработали перехватчики XF-108 «Рапира», причем экономии ради некоторые системы и двигатели обоих самолетов были одинаковыми.

Но дело застопорилось: используемое бороводородное топливо оказалось слишком ядовитым, а бурное развитие мобильных зенитно-ракетных комплексов заставило американцев задуматься о уязвимости «Рапиры». И вдобавок в СССР специально для борьбы с «Валькирией» создали МиГ-25. В общем, проект повис в воздухе, и вместо запланированных трех изготовили всего два опытных экземпляра.

Показанные ими результаты внушали оптимизм, но 8 июня 1966 года один из самолетов разбился во время испытательного полета. На проекте поставили жирный крест, а единственная существующая в мире «Валькирия» заняла место в музее.

Многие авиационные разработки проводились совместно с космическим агентством НАСА. К тому же американцы больше всего ратовали за перенос гонки вооружений в космос. Рассказу о соответствующих проектах отведена отдельная галерея, в которой представлены различные виды ракет-носителей, аппаратура, скафандры астронавтов. Самое большое внимание отведено экспедиции «Аполлон-15», когда в ходе четвертой высадки на Луну астронавты впервые проехались на «лунном автомобиле» и собрали «богатейший урожай» грунта.

И отдельно о лайнерах американских президентов. Первенство здесь принадлежало Франклину Рузвельту. Но самый большой интерес вызывает «Боинг-707» Джона Кеннеди. Именно на нем 22 ноября 1963 года он прибыл в Даллас, где его и настигла пуля убийцы. На этом же лайнере вице-президент США Линдон Джонсон был приведен к присяге как глава государства, а тело Джона Кеннеди отправили в столицу США.

Михаил ДМИТРИЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира