История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Память почившей империи

Еще 70 лет назад Британия была империей, над которой никогда не заходило солнце, поскольку ее колонии имелись на всех континентах, кроме безжизненной Антарктиды. Сохранение этой огромной державы было невозможно без постоянного участия в разного рода конфликтах, о которых и рассказывает экспозиция Имперского военного музея в Лондоне.

В наши дни Британия - уже не империя, так что согласно нынешней музейной концепции это учреждение призвано «дать людям информацию о современной войне и ее влиянии на личность и общество».

Политические акценты

Но весной 1917 года, когда музей создавался, смысл в него вкладывался самый что ни на есть имперский и милитаристский в духе национального гимна «Правь, Британия!». Дальше в гимне уточнялось «Правь, Британия! Правь морями...», что абсолютно логично, поскольку первенство англичан на море никто особенно не оспаривал. Не случайно первое, что видят сегодня посетители, приближаясь к Имперскому военному музею - два гигантских 15-дюймовых орудия с линейных кораблей «Резолюшн» и «Рэмиллиес».

Однако если не считать расположенного в Лондоне у Тауэрского моста музейного филиала - легкого крейсера «Белфаст», основная часть экспозиции Имперского военного музея посвящена именно боевым действиям на суше.

Самые большие потери в истории британская армия понесла 1 июля 1916 года - в первый день наступления на Сомме, причем значительная часть из 21,5 тысячи погибших и пропавших без вести военнослужащих пришлась не только на жителей Туманного Альбиона, а на соединения, прибывшие из колоний и доминионов - Канады, Австралии, Индии, Южной Африки, Новой Зеландии. Соответственно, и основной акцент в экспозиции музея изначально делался именно на Первой мировой войне.

Отбор экспонатов начался еще до окончания войны и велся по четырем основным направлениям: история и вооружение армии в XX веке, военно-морской флот, производство оружия и боеприпасов, тыловые будни.

Торжественное открытие состоялось 9 июня 1920 года в присутствии короля Георга V в Хрустальном дворце. Но, поскольку это здание арендовалось под различные выставки, спустя четыре года экспозиция переехала в здание Имперского института в Южном Кенсингтоне. Район этот насыщен музеями, но помещения оказались слишком тесными, и в 1936 году состоялся новый переезд - на сей раз в здание Королевской психиатрической больницы на Ламбет-роад, которое изначально предназначали к сносу, но затем решили перепрофилировать. Что ж, война тоже в определенном смысле сумасшествие.

С началом Второй мировой войны музейщики начали собирать материалы по текущим событиям, но эта работа вскоре заглохла. Во-первых, стране приходилось думать о выживании, во-вторых, война явно шла не по планам, а в-третьих, 31 января 1941 года музейное здание было повреждено прямым попаданием германской авиабомбы. Экспозицию закрыли, а потом открывали по частям, начиная с 1946 года. Но поскольку Британская империя стремительно разваливалась, акценты политкорректно сместили в сторону воздействия войны на человека и общество.

На чем ездил Монтгомери?

Имперский военный музей в Лондоне

На первом этаже посетители сразу попадают в главный зал - так называемую Большую выставочную галерею, уставленную самыми крупными экспонатами.

Среди них два британских артиллерийских орудия времен Первой мировой войны (84-мм британская полевая пушка и 9,2-дюймовая гаубица). Их сосед - знаменитый британский танк Mk V - отметился на финальном этапе боевых действий при прорыве германской обороны во Франции. Палубный вариант английского истребителя «Сопвич Кэмел» напоминает, что авианосцы тоже появились в Первую мировую, хотя и имели на борту по одному самолету, скромно называясь «авиаматками». Этот самолет, кстати, участвовал в боевых действиях, сбив 18 августа 1918 года германский дирижабль над Северным морем.

Техника Второй мировой войны представлена английским пехотным танком «Матильда», немецкой самоходкой «Ягдпантера», британской 25-фунтовой (5,5-дюйма) полевой пушкой, британским истребителем «Спитфайр», американским истребителем «Мустанг» и их оппонентом - немецким реактивным истребителем Не-162, так и не успевшим, впрочем, сыграть роль «чудо-оружия», спасающего Третий рейх от разгрома.

О роли Красной армии в разгроме Германии напоминают танки ИС-2 и, разумеется, знаменитый Т-34, попавший в музей через третьи руки: на самом деле он был произведен уже после Второй мировой войны в Чехословакии и продан египтянам, которые лишились его во время проведенной британцами в 1956 году операции по установлению контроля над Суэцким каналом. Но поскольку «тридцатьчетверки» приобрели известность отнюдь не в Египте, музейщики раскрасили его в цвета 95-й танковой бригады, бравшей Берлин в мае 1945 года. Рядом находится сильно покореженный грузовик «Шевроле», использовавшийся в рейдах британских диверсионных групп («крыс пустыни») во время боевых действий в Северной Африке.

Сражениям против войск Роммеля вообще уделено особое внимание, поскольку британцы мягко, но настойчиво гнут линию, будто перелом во Второй мировой войне наступил именно после разгрома «Лиса пустыни». Неудивительно, что на особо почетном месте находится танк МЗАЗ Grant, на котором раскатывал победитель Роммеля фельдмаршал Монтгомери.

Отдельные экспозиции посвящены двум мировым войнам и локальным военным конфликтам, причем подаются они под разным углом и с разных ракурсов. Например, в разделе «Блицкриг» эффектно выглядит фрагмент, в котором воссозданы обстановка и атмосфера лондонских бомбоубежищ.

От «Бибера» до «Полариса»

Третий этаж отведен под экспозиции, рассказывающие о холокосте и нацистских концлагерях. В разделе, посвященном периоду холодной войны и противостоянию между западным и восточным блоками, можно увидеть образцы советской техники - танки Т-55, Т-72М, боевую машину пехоты БМП-1.

Возвращаясь в центральный зал, следует отметить, что его своеобразной доминантой можно считать 19-метровую американскую баллистическую ракету «Поларис», устанавливавшуюся с 1960 года на атомных подводных лодках. А неподалеку пристроился ее антипод - выпускавшаяся с мая 1944 года германская одноместная подводная лодка «Бибер». Впрочем, попытки использовать подобные мини-субмарины против британского флота в Ла-Манше закончились впечатляющим фиаско.

Представлена также прабабушка современных крылатых ракет - беспилотная летающая бомба V1, снабженная импульсным реактивным двигателем.

Отдельные разделы музея посвящены военной архитектуре, разведслужбам.

К достоинствам экспозиции надо отнести ее интерактивность. Посетители могут забраться в кабину самолета, опробовать различные приборы. Предметный ряд сопровождается демонстрацией кинохроники, звуковыми эффектами.

Александр СОКОЛОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Музеи мира     Следущая