Музыка «Красного октября»
В советские времена пианино было не только музыкальным инструментом, но и символом роскоши. Профессиональные пианисты советские клавишные инструменты иначе, как «дрова», не называли. А вот музыкальные школы их любили за крепость конструкции, долговечность и низкую цену. В почете они были и у простых граждан, которые всегда могли их купить в рассрочку для детей.
До революции Российская империя была ведущим производителем роялей и пианино. И знаете почему? Оказывается, только в России росла лучшая в мире резонансная древесина.
Ленин и пианино
Одним из лучших мастеров был Якоб Беккер, который построил в Петербурге фабрику музыкальных инструментов. Фирма «Беккер» носила негласное звание придворного поставщика инструментов для императоров России и Австрии.
Потом началась Первая мировая война, революция, разруха… Людям стало не до Шопена с Моцартом.
Возродить изготовление музыкальных инструментов решили лишь в 1920-х годах с легкой руки вождя пролетариата.
Мастерить пианино и рояли для пролетариата решили на бывшей фабрике Беккера. На фабричных складах обнаружились лекало, чертежи и кое-какие комплектующие — вот из них-то и собрали первое советское пианино «Красный Октябрь».
Качество первых инструментов сильно отличалось от того, что делал Беккер. Нет, бренчать на них «Марсельезу» было можно. Но вот исполнять серьезные партитуры — затруднительно.
Проблему качества решили благодаря Германии, которую считали родиной фортепианостроения. На фабрику пригласили немецких мастеров, которые стали обучать советских рабочих всем музыкальным премудростям. Итог — к началу 1940-х наши начали выпускать более-менее качественные инструменты.
Потом началась война, и только спустя два года после Победы фабрика вновь начала производить пианино. Причем высочайшего качества. Уже в 1950-х об инструменте марки «Красный Октябрь» заговорили в Европе. В 1958 году советское пианино завоевало Гран-при на Всемирной промышленной выставке. А уже в 1960-х во многих магазинах страны появляются вполне конкурентоспособные отечественные клавишные инструменты. Конечно, со Steinway и Bluthner они даже близко не стояли, а вот с чешскими Petroff или восточнонемецкими Zimmermann вполне могли поспорить.
Для зарубежных друзей
Если в 1958 году на экспорт шло лишь 11 пианино, в 1959-м — 25, то через три года в Финляндию, Иран, Турцию, Исландию и другие страны было отправлено 209 инструментов.
На фабрике был создан специальный участок по изготовлению экспортной продукции.
Что же касается внутреннего рынка, то и в Советском Союзе люди испытывали потребность в музыке. Была даже такая мода: каждая семья для приобретения статуса благополучной должна была иметь у себя пианино. То есть тогда инструмент в доме был нужен хотя бы для социального престижа.
Тем более что фабрика «Красный Октябрь» освоила производство, скажем так, компактных инструментов. Как раз для малогабаритных квартир.
Стоило пианино дорого — около 700 рублей. Но купить его можно было в рассрочку.
К началу 1980 года объемы производства достигли таких масштабов, что пианино можно было обнаружить практически в каждой квартире.
Отлаженное производство, дававшее стране тысячи пианино в год, залихорадило в 1986 году. После акционирования фабрика пыталась самостоятельно сбывать продукцию на Запад, но не помогло даже возвращенное имя «Якоб Беккер».
Сегодня на Васильевском уже ничто не напоминает о том, что когда-то здесь работала знаменитая на всю Россию фортепианная фабрика.
Сколько в петербургских квартирах хранится «Беккеров» дореволюционной «закалки», никому не известно. «Красный Октябрь» за семь десятков лет изготовил примерно 400 тысяч пианино и еще 5-6 тысяч роялей. Есть чем гордиться.
Елена САДОВАЯ
Предыдущая⇐ ⇐Самая советская бабушка⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Непокорённые анты⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru