Мы пришли с Плеяд

Автор: Maks Сен 23, 2022

Известно, что в первобытных обществах мифология представляла собой некую основу духовной культуры, пронося через столетия первичные, стихийные «формулировки» сложнейшего внешнего мира. В древних мифах значительное место занимают гипотезы о происхождении Вселенной, земного мира и человека. При этом историки и лингвисты обнаруживают все больше сходства в мифических представлениях самых разных племен и народов, живущих порой в противоположных концах земного шара.

Мифы разных народов

Уже признано, что в древнем творчестве многих народов, абсолютно независимо от ведущих мировых религиозных учений, то и дело мелькают мысли о населенности космоса и известных планет.

Так, например, в священной книге американских индейцев майя — «Пополь-Вух» — говорится о бесконечно древней цивилизации, обладавшей знаниями о туманностях и Солнечной системе. В Перу еще в доинковские времена бытовала легенда о том, что на далеких звездах живут существа, подобные людям. Африканская народность догоны убеждены, что Вселенная населена различными живыми существами. Древние эсты — народ, впервые описанный римским историком Тацитом в его трактате «Германия», верили, что на небесных телах живут «некие люди».

Айны, обитающие на севере Японии и на Сахалине, считают, что они произошли от небесных предков. Легенды аборигенов Новогебридских островов также утверждают, что земляне — потомки «сыновей неба».

И более чем удивительными выглядят астрокосмические представления жителей острова Пасхи. Среди них есть такое: «Жители Юпитера установили связь между планетами…». А согласно воззрениям сибирских кетов, космос населен «небесными людьми», которые дают тому или иному человеку шаманский дар. В их представлении верховный мир выглядит как система из семи кругов, расположенных над Землей, а «небесные люди» обитают между ними. Чем выше круг, тем больше их сила и активность. Причем небесные люди обладают человеческим обликом.

«Звездные цивилизации»

При заселении космических пространств человекоподобными и иными разумными существами древние творцы мифов по каким-то причинам особенно выделяли один из участков Вселенной — звездную группы Плеяд, которую в сказаниях часто именуют созвездием.

Жрецы майя, в частности, считали свой народ «детьми Плеяд». И многие другие племена североамериканских индейцев хранят очень похожие легенды. В Перу еще с доинковских времен бытуют сказания о том, что их предки прибыли с этой звездной группы. По мифам племени ибанов острова Калимантан, в древние времена человек по имени Раджа Тиндит стал мужем женщины с одной из звезд созвездия Плеяд.

Ученые-этнологи чрезвычайно удивились, обнаружив, что полностью изолированные племена Южной Америки и аборигены Австралии имеют обширный и сходный фольклор о Плеядах и называют эти звезды «Семь сестер» — точно так же, как это делали древние европейские и средневосточные народы.

При этом многие из таких независимых фольклорных текстов утверждают, что Плеяды являлись родиной «людей с Неба».

Финно-угорский Вяйнемёйнен, главный герой карело-финского поэтического эпоса «Калевала», первочеловек, сын богини Ильматар, совершив на Земле многочисленные подвиги, улетел на «золотой ладье» обратно на Плеяды, пообещав вернуться, когда народу это потребуется. Любопытно, что его именем финны называют созвездия Орион («Коса Вяйнемёйнена») и Плеяды («Лапти Вяйнемёйнена»).

Библия также периодически упоминает о «Семи сестрах», а в неканоническом тексте «Книги Иова» мы встречаем загадочный вопрос: «Можно ли считать благотворным влияние Плеяд или широкой ленты Ориона?»

«Звездные цивилизации» представляются мифологическому сознанию как «культуры» гораздо более высокого плана. Именно на небесах, по мнению древних, находится прародина человечества, оттуда прибыли наши прапредки и демиурги, подарившие жителям Земли различные знания.

«Два плавучих острова»

ПлеядыИтак, мифологическое сознание древних народов хранит в памяти целый ряд «космических пришествий». Творцы мифов считали, что бескрайние просторы Вселенной населены различными живыми существами, многие из которых сходны с земными. Конечно же, их в сказаниях называют богами, обладающими многочисленными знаниями и во многом превосходящими людей. В легендах и былинах говорится, что Земля и Вселенная прочно связаны между собой, что жизнь была занесена на Землю из космоса, а развитие человеческого общества постоянно контролируется «небожителями».

Все это выглядит поразительным. И сразу возникает вопрос: откуда взялись такие представления? Какая объективная реальность их породила?

Исследования показывают, что основные сюжеты мифов и легенд вполне соответствуют древним сказаниям более поздних народов. Все это позволяет говорить о существовании какого-то еще более древнего мифологического слоя, наложившего отпечаток на позднейшие представления. А распространенность «космических» мотивов у самых различных народов, независимых друг от друга в географическом и этническом отношении, свидетельствует о том, что в их основе лежат какие-то реальные события.

Безусловно, встреча первобытного человека с иным, более высоким разумом должна была произвести на него огромное впечатление и затем найти свое отражение в мифах и легендах. Прочитайте, к примеру, текст старинной гавайской песни, повествующей о таинственных божествах, явившихся островитянам из вод морских.

«На рассвете глазам моим предстали два плавучих острова, — рассказывает безымянный автор песни. — Приблизившиеся, они показались мне большими домами, выстроенными на воде, однако же на них росли прямые деревья без листьев… На островах обитали боги, весьма отличные от нас: они пили кровь и бросали в море куски толстой зеленой кожи, освобожденные от мяса, другие же раздували огонь и выпускали дым ртом и ноздрями. У всех были ослепительно белые лица, блестящие глаза, туловища же их были покрыты кожей разного цвета. В боку у них были дыры, в которые они могли вложить руку… в эти отверстия они клали великое множество вещей — казалось, те были полны богатств…»

Вероятно, читатель уже почувствовал в этом тексте нечто знакомое. И действительно, песня мифологична только по форме. Перед нами не что иное, как достаточно полное, с точки зрения дикого островитянина, описание прибытия на Гавайи экспедиции знаменитого капитана Кука. Корабли Кука показались гавайцам, никогда не видавшим подобных судов, плавучими островами. Растущие на этих островах голые деревья с прямыми стволами — это всего-навсего мачты; белокожие «боги» с блестящими от возбуждения глазами — Кук и его команда. Они поразили островитян тем, что пили вино, казавшееся гавайцам кровью, курили свои неизменные трубки, выпуская клубы дыма изо рта и носа, и ели фантастический плод — арбуз, бросая в воду толстые зеленые корки.

Но самое большое впечатление на полуголых островитян произвел европейский костюм с карманами. Можно представить, что ощущал неискушенный гаваец, наблюдавший, как божество засовывало руку в дырку в собственном боку и извлекало из себя целую кучу удивительных предметов — от вожделенного ножа до таинственных часов…

Как раскопали Трою

А вот еще один факт. Согласно мифологическому циклу африканского племени догонов, «Бледный Лис», их главный герой, «спустился в ковчеге со звезды По (Сириус) и обучил людей многому». В этих мифах утверждается, что Сириус — двойная звезда. И лишь совсем недавно благодаря современным телескопам подтвердилась легенда догонов о втором спутнике Сириуса, который оказался карликовой звездой-спутником белого гиганта.

Вопросы возникновения мифов у древних народов очень увлекательны, но в то же время чрезвычайно сложны. Они связаны с решением проблемы — насколько соответствующим было отражение действительности в древних мифах и эпосе. Можно ли отождествлять древних героев с реальными историческими личностями, или же это лишь обобщенная судьба того или иного племени. На эту тему в среде фольклористов велись и до сих пор ведутся ожесточенные споры.

Но наука всегда накапливала факты, свидетельствовавшие о реальной исторической основе мифов и сказаний. Самым разительным открытием на этот счет была, конечно, находка Генрихом Шлиманом легендарной Трои, воспетой Гомером. Начатые немецким археологом работы явили современникам немало из того, о чем пелось в «Илиаде». Английский историк Артур Эванс раскопал на Крите колоссальный Кносский дворец — прообраз знаменитого Лабиринта, места действия мифа о Тесее и Ариадне. А в ходе раскопок в Месопотамии другому исследователю, немцу Роберту Кольдевею, удалось обнаружить основание гигантского зиккурата — той самой Вавилонской башни, о сотворении которой так эмоционально повествуется в Библии.

Ныне науке известно множество интригующих фактов из области мифологии, но пока еще не очень ясны те законы, по которым зерно реальности прорастает в миф. И поэтому очень хотелось бы в очередной раз понадеяться на его величество случай, который может неожиданно, как в примерах с Троей или Кносским дворцом, подарить по каждому конкретному факту решающее доказательство той или иной гипотезы.

Валерий ИГНАТЬЕВ

  Рубрика: Версия 171 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:49. Время генерации:0,257 сек. Потребление памяти:9.37 mb