На арене Колизея

Автор: Maks Мар 27, 2018

Истоки гладиаторских боев историки находят в схватках древних этрусков после погребальной тризны. Особенно широкий размах подобные сражения приобрели в период Римской империи, правители которой стремились удовлетворить интересы праздной массы городского населения — плебса, чьим лозунгом стали слова «Хлеба и зрелищ!».

На протяжении шести столетий после возведения самое грандиозное сооружение Древнего Рима именовалось амфитеатром Флавиев, поскольку было построено императорами из этой династии. По свидетельству римского историка Гая Светония Транквилла, о возведении такого огромного амфитеатра в центре Рима подумывал еще Октавиан Август. Но приступил к его строительству в 72 году император Веспасиан.

Стройка века

В качестве рабочей силы на строительстве Колизея, продолжавшемся восемь лет, использовались пленники-иудеи из Палестины, работавшие не только днем, но и по ночам. Ими руководил архитектор Квинтий Атерий. На сооружение амфитеатра Флавиев римляне затратили огромное количество материалов — травертина, туфа, бетона, мрамора. Перед Колизеем стояла огромная 40-метровая статуя бога солнца Гелиоса, рядом появился комплекс новых терм.

Декорирование Колизея завершили при императоре Домициане, правившем с 81 по 96 год. Овальный амфитеатр Флавиев, размером 156×188 метров (длина окружности — 524 метра) и высотой 50 метров, включал эллиптическую арену (54×86 метров), окруженную местами для зрителей. Их основаниями являются 80 постепенно возвышающихся радиальных стен. Они пересекаются семью кольцевыми стенами. Последняя из них высотой почти 50 метров является внешней стеной сооружения. Она была облицована мрамором и состояла первоначально из трех арочных ярусов, украшенных статуями и полуколоннами.

Позднее для увеличения вместимости амфитеатра был надстроен четвертый глухой ярус с небольшими окнами. В его верхнюю часть вставлялись 240 длинных деревянных мачт, которые поддерживали огромный тент, натягивавшийся целой командой римских моряков для защиты зрителей от палящего солнца.

Радиальные стены делят амфитеатр на 80 секторов. Каждый из них вмещал до 650 человек и имел отдельный вход, что позволяло избежать давки. Глубина фундамента Колизея достигает 13 метров. В его подвальных помещениях располагались клетки для зверей, различные подъемные механизмы, склады для реквизита. Деревянная арена, засыпавшаяся песком, могла подниматься и опускаться. Она вмещала несколько тысяч гладиаторов, выходивших через подземный ход.

Кровавые забавы

На арене КолизеяОсвящение амфитеатра Флавиев, вмещавшего 50 тысяч зрителей, состоялось в 80 году, уже при сыне и преемнике Веспасиана — Тите. Он устроил массовые гладиаторские сражения с участием множества гладиаторов и животных. Бои шли непрерывно на протяжении трех с лишним месяцев!

Вот описание из «Римской истории» Диона Кассия: «Бились друг с другом… четыре слона, было убито около девяти тысяч животных, домашних и диких, и женщины, правда, незнатные, принимали участие в их избиении. Много мужей вступало в единоборство, многие же сражались сомкнутыми рядами в пешем и в морском боях. Наполнив неожиданно (арену) амфитеатра водой, Тит велел вывести лошадей, быков и других прирученных животных, которых научили все, что они делают на земле, проделывать также на воде. Он приказал и людям выплывать на кораблях. И эти люди там сражались, одни — в качестве керкирян, другие — в качестве коринфян; иные же сражались вне амфитеатра, в роще Гая и Луция, которую некогда с этой целью насадил Август. И там происходили единоборство и травля зверей, причем озеро было покрыто досками для статуй и застроено вокруг подмостками. На второй день происходили конные состязания, на третий — морское сражение трехсот человек, а после этого также сухопутное сражение. Афиняне победили сиракузян (сражались под этими именами), сделали вылазку на остров и приступом взяли укрепление, воздвигнутое вокруг памятника. В продолжение ста дней давались такого рода представления. Тит при этом дарил и кое-что полезное народу. В самом деле, он приказал бросать сверху зрителям небольшие деревянные круглые жетоны с условными знаками, одни — на съестное, другие — на одежду, третьи — на серебряную или на золотую утварь, на лошадей, вьючных животных, скот, рабов; народ ловил эти жетоны, затем их надлежало предъявить раздатчикам и получить означенную вещь».

Если верить историку Светонию, только за один день пышных празднеств на арену грандиозного амфитеатра Флавиев тогда было выпущено «пять тысяч разных диких зверей».

Ознакомившись с другими древнеримскими источниками, можно представить, что творилось в Колизее во время грандиозных представлений: рычание и визг зверей, крики гладиаторов и рев возбужденной публики, запах крови… Вспомним строки из стихотворения Михаила Лермонтова «Умирающий гладиатор»:

Ликует буйный Рим… торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он- пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена…

Покинутый колосс

В стамбульском музее Садберк-Ханым демонстрируются терракотовые фигурки гладиаторов в мощных шлемах, в том числе с забралом. На мраморном рельефе II-III веков изображены гладиаторы без доспехов, сражающиеся с дикими животными (львами, быками, пантерами) как без оружия, так и с копьем и бичом. Один из них оседлал быка. Там же хранятся две мраморные надгробные плиты II века с рельефными изображениями гладиатора с закрытым шлемом, коротким мечом и большим прямоугольным щитом. На одной имеется следующая надпись: «(Я) Ментор побеждал всех на известных стадионах и умер, согласно судьбе. Могучий Мориа затащил меня в царство мертвых, и сейчас я лежу в этой могиле. Моя жизнь закончилась в кровавых руках Амарантоса».

На арене Колизея можно было порой увидеть не только сражающихся гладиаторов и хищных зверей. Согласно информации Светония, император Тит как-то «приказал провести по арене амфитеатра и частью продать в рабство, частью сослать на самые дикие острова» ненавистных народу доносчиков и их подстрекателей.

Зрители брали с собой подушки для сидения на каменных скамьях, нехитрую снедь. И знать, и римский плебс жаждали кровавых зрелищ, щекотавших нервы. Во время празднования тысячелетия со дня основания Рима, которое, по одной из версий, происходило в 249 году, в Колизее были устроены грандиозные представления, в ходе которых погибли тысячи гладиаторов, 60 львов, 40 диких лошадей, 32 слона, 30 леопардов, 20 диких ослов, 10 тигров, 10 жирафов, шесть бегемотов, несколько зебр. Правда, нет никаких документальных свидетельств о том, что на его арену бросали на растерзание хищным животным первых римских христиан.

Но времена языческие уходили в прошлое, уступая месту христианству и христианской морали. В 404 году император Гонорий запретил гладиаторские бои. Последние игры с травлей зверей состоялись в амфитеатре Флавиев в 523 году.

Название Колизей

(Colosseum) по отношению к нему стало применяться только с VII века. Англосаксонский ученый монах из Нортумбрии Беда Достопочтенный, автор «Церковной истории народа англов» и сочинения «О шести возрастах мира» писал: «Когда падет Колизей — падет Рим». С XIII века Колизеем на правах лена, полученного от церкви, владело аристократическое семейство Франджипани, жившее во встроенном в Колизей дворце. Затем император Генрих VII подарил в 1312 году Колизей римлянам, устроившим на его арене 3 сентября 1332 года корриду с участием знатных юношей. 18 из них погибли, а девять получили тяжелые ранения, успев уложить 11 быков. Одно время там находилась сцена, на которой проходили религиозные мистерии.

Колизей сильно пострадал от землетрясения в 1349 году. Позже долгие годы это гигантское разрушавшееся сооружение находилось в запустении. В 1362 году даже устроили аукцион по продаже его руин. В развалинах бывшего амфитеатра Флавиев скрывались шайки разбойников, бездомные бродяги. Одно время там наладили производство селитры. Каменные блоки из Колизея использовались для строительства средневековых храмов, домов для знати, мостов.

Спас его от полного разрушения папа Бенедикт XIV, объявивший в XVIII столетии это место святым. Остатки амфитеатра Флавиев не раз привлекали внимание художников и писателей. А известному художественному критику Павлу Муратову, автору популярного трехтомного труда «Образы Италии», не раз бывавшему в Вечном городе в начале XX века, «каменистые россыпи Колизея» представлялись «как вечное напоминание о разрушении императорского Рима».

Валерий ПЕРХАВКО

  Рубрика: Дворцовые тайны 879 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,271 сек. Потребление памяти:9.7 mb