На долгую память

Автор: Maks Июн 23, 2020

Как гласит легенда, место захоронения Чингисхана покрыто тайной. Над могилой правителя прогнали табун лошадей, после посадили деревья, а все свидетели погребения были казнены. Зато фараоны Египта желали, чтобы их место погребения и через тысячи лет осталось известно, и потому строили пирамиды.

В жизни любого человека самыми важными являются две даты: день рождения и день смерти. Именно они определяют протяженность земного пути каждого из нас, и обе они будут нанесены на надгробный камень, который, по замыслу родственников покойного, должен стоять многие века.

От валуна до пирамиды

Жизнь первобытных людей для ученых является предметом пристального интереса. В основном, удовлетворяют они его через археологические находки, среди которых места погребения «человека разумного» занимают важное место. Увы, но время не сохранило свидетельств тому, как первые люди увековечивали могилу усопшего. Хотя уже тот факт, что его тело хоронили в земле, а не оставляли на произвол судьбы, как делают животные, уже являлось свидетельством прогресса.

Как только человеческое общество перешло от собирательства и охоты к земледелию и животноводству, существенные изменения претерпели и обряды погребения. Ритуалы по задабриванию духов стали неотъемлемой чертой религиозных церемоний. А в конце похорон на могилу стали устанавливать большой камень. Впрочем, помимо религиозной составляющей установка валуна преследовала и довольно практическую цель. Запах гниющей плоти из неглубокой могилы мог привлечь диких хищников, и те разрыли бы грунт и осквернили прах покойного. А камень серьезно затруднял эту задачу. Как факт — самые древние дошедшие до нас погребения неандертальцев близ хорватского города Крапина уже имели признаки надмогильных конструкций. Археологи оценивают их исторический возраст примерно в 130 тысяч лет.

По одной из версий, одними из самых древних погребальных монументов являются менгиры — камни высотой до 20 метров, а по весу — до 300 тонн. Хотя существует масса версий и о другом назначении менгиров. Как погребальный монумент менгиры могли позволить себе только влиятельные семьи. Первые мегалиты на территории Западной Европы появились в III-IV тысячелетиях до нашей эры. Собой они представляют неотесанные каменные глыбы, выложенные в определенном порядке. Помимо гигантских надгробий, менгиры выполняли и роль «святого места», куда люди приходили с целью совершения какого-либо религиозного обряда.

Интересно, что примерно в тот же исторический период в Северной Африке, на берегах Нила фараоны Древнего Египта стали строить личные пирамиды — как грандиозный посмертный монумент. Так как фараон считался посредником между людьми и богами, то отсюда и огромные размеры его «последнего приюта». По одной из версий, древнеегипетские пирамиды были не только гигантскими склепами для фараонов, но и жертвой богам.

Ярмарка тщеславия

Пока египтяне строили пирамиды, другие народы от Португалии до Индии возводили из огромных каменных глыб удивительные сооружения — дольмены. Ученые считают, что дольмен — это и погребальная камера для усопшего, и надгробный памятник одновременно. Конечно, чести быть захороненным в дольмене удостаивались лишь знатные члены общества — правители, жрецы, вельможи.

В Западной Европе дольмены, считающиеся видом древних мегалитов, создавались из необработанных валунов. А вот комплексы на территории современной России строили из отшлифованных и тщательно подогнанных друг к другу камней. Сооружение большинства кавказских дольменов относят к периоду II-III тысячелетия до нашей эры. Также дольмены обнаружены на острове Веры на Южном Урале, посреди озера Тургояк в Челябинской области. В дольменах делали отверстия, которые закрывались каменными пробками.

В других культурах надгробие оформляли как огромный насыпной холм или курган. «Мода» на такие сооружения появилась в IV тысячелетии до нашей эры. Интересно, что погребальные курганы археологи нашли не только в Европе, а на все материках, за исключением Австралии и Антарктиды. В Северной Америке они называются «маунды», Западной Европе — «каирны», а в Беларуси — «туры».

Для многих будет удивлением узнать, что Великая китайская стена — не только колоссальное оборонительно сооружение, но и самое огромное надгробие в мире. Посвящено оно сотням тысяч безымянных строителей стены. Историки считают, что строительство стены забрало у китайских императоров более миллиона подданных. Этих людей и хоронили в утрамбованном грунте наполнителя стены, причем строго вертикально. Таким образом, покойники как бы вставали на «вечную стражу рубежей Поднебесной». Каждые 10 метров стены «охраняли» 10-15 тел покойных.

В античном мире захоронения предпочитали отмечать мемориальными памятниками в виде стел, обработанных каменотесами. Позднее на стелах стали высекать барельефы покойных, а еще позднее стелы уступили место скульптурным композициям, красноречиво говорящим о боли утраты и скорби об умершем. Разумеется, прижизненное положение усопшего строго соотносилось с его надгробным памятником. Так, полководцы, сенаторы, императоры Древней Греции и Рима имели роскошные статуи на могилах, способные соперничать по культурной ценности с другими скульптурными шедеврами. А бедняки — таблички из дерева над могилой, которые могли быть утрачены уже через пару лет.

По христианским традициям

Современное надгробиеПосле принятия большинством стран Европы христианства изменился не только процесс погребения усопших, но и надгробные памятники. Крест хоть и не сразу стал символом христианства, но со временем укоренился в этой ипостаси, и его стали ставить на могилах умерших христиан. На Руси первые надгробные кресты появились на погостах еще при княгине Ольге, крестившейся в Византии. Выполненные из дерева, они были накрыты двумя досками, создававшими таким образом крышу, предохранявшую деревянную конструкцию от осадков. В Новгородской республике практиковались каменные кресты, так называемые закладные, вмурованные в стены церквей. Изначально они были намогильными и имели ножки с шипами для крепления их в валуны или плиты.

В Западной Европе, где господствовала католическая ветвь христианства, могильный крест состоял из двух перекладин. Начиная с XIII века в Западной Европе появилась мода на надгробия с реалистичной скульптурой покойного — эффигией. Так, например, лежачие на гробах статуи называли гизантами, от французского gesir — «покоиться». Эффигии, находившиеся в церквях, даже раскрашивали в цвет. Рельефные и расписные панно наряду с эффигиями воспринимались как единая композиция погребального комплекса. Конечно же, монументы с эффигиями могли позволить себе короли, вельможи и духовенство.

В начале XIV века в Европе наступила эпоха Возрождения, реанимировавшая интерес европейцев к античной культуре. Помимо многих направлений в искусстве тематика Рима и Греции добралась и до надгробных сооружений. Теперь богачи стремились установить на могилах близких скульптуру или архитектурную композицию, которые, как считалось, куда выразительнее показывают боль и страдание от потери близкого, нежели эпитафии и кресты.

Современные традиции погребения и оформления надгробных монументов были заложены в начале XIX века, в «викторианскую эпоху». Именно тогда на окраинах крупных городов стали появляться мемориальные парки и кладбища, на которых место погребения отмечалось мраморным крестом или гранитной плитой. Надо заметить, что до этого времени люди не считали зазорным хоронить близких на участке дома или на берегу реки. Тогда же получили распространение следующие виды надгробий: стела, плита и крест. На большинстве российских кладбищ установлены именно стелы, в то время как в Европе и США получили распространение надгробные плиты. Одно от другого отличает положение: стела стоит, а плита лежит горизонтально на могиле. Впрочем, для богатых усопших место захоронения могут отметить бюстом, скульптурой, склепом или часовней. В то время, как могилу небогатых людей отмечают деревянным крестом или металлическим памятником. На надгробиях наносят даты рождения и смерти усопшего, а также эпитафию в стиле: «Помним, любим, скорбим». Со временем в традицию вошло помещать на памятнике изображение усопшего — фото на керамике или с помощью лазерной гравировки на камне.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Люди и вещи 331 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,988 сек. Потребление памяти:11.58 mb