
На пути к серьёзной драме
В 1970-е годы советский кинематограф переживал настоящий расцвет. При том фильмы, которые снимали, были на самые разные темы и в самых разных жанрах. Особое место в этой плеяде удачных картин занимают фильмы о детях и подростках и для детей и подростков. Картина Ильи Фрэза «Чудак из пятого „Б ‘» стала определенным успехом среди работ на эту тему.
Конечно, советский кинематограф работал с оглядкой на цензуру. Тематические ограничения отсекали ряд острых тем.
Безопасная тема
Еще в 1930-е годы советские писатели и кинематографисты напали на «золотую жилу» проблем подрастающего поколения. Это была относительно безопасная тема, которую обсуждали беспрепятственно. Конечно, никто не посмел бы игнорировать «воспитание здоровой советской молодежи». Но под него гибкие сценаристы и режиссеры подводили разговоры о вечных проблемах: порядочности, преданности (и не только Родине), здоровых отношениях с миром и с собой. Еще до Великой Отечественной войны вся страна зачитывалась «подростковыми» повестями Аркадия Гайдара. Их экранизировали.
Классиком картин о проблемах детей и подростков стала режиссер Динара Асанова. Но у нее были предшественники, одним из которых стал Илья Фраз. Основная часть фильмов Асановой — про тяжелые, болезненные проблемы. Фрэз так же говорил о детях. Но до снятого им уже в 1980 году фильма «Вам и не снилось…» это были довольно веселые, назидательны и не слишком правдоподобные истории в духе социалистического реализма — приукрашивания действительности.
Конечно, авторы «Чудака из пятого „Б»» понимали: истории про пятиклассника, который на самом деле не озорник и хулиган, как всем видится, а добрейшей души человек, который нашёл себя в роли доброго и нежного вожатого первоклассников, выглядит не слишком правдоподобно. Не объявленной целью было воспитание и пробуждение добрых чувств. Пусть даже демонстрируя воображаемую реальность.
«Чудак из шестого „Б»» — повесть Владимира Железникова, вышедшая еще в 1962 году. Писатель работал для подростков, и авторы фильма по этому произведению на год уменьшили возраст героя.
Железников в 1981 году опубликовал душераздирающую повесть «Чучело», по которому Ролан Быков снял честную и тяжелую картину. А в начале 1960-х писатель, в соответствии с требованиями эпохи, создавал духоподъемные произведения.
Илья Фрэз начал свою режиссерскую карьеру в 1945 году не с психологических, а с патриотических картин. В 1955-м он снял популярный фильм «Васек Трубачев и его товарищи», и еще через два года — «Отряд Трубачева сражается».
Как найти маленького актера?
«Чудак из пятого „Б»», снятый на Киностудии детских и юношеских фильмов им. Максима Горького, вышел на экраны в 1972 году. И многим зрителям понравилась незамысловатая история двоечника и озорника Бори Збандуто, которого в исправительных целях назначили вожатым первого класса.
И тут-то Боря себя и проявил благородным рыцарем и чуть ли не отцом нескольких десятков малышей.
Поиски исполнителя роли Бори были долгими. Когда режиссер картины Илья Фрэз обмолвился в одной из газет, что «чудака» пока не отыскали, на него обрушилась лавина писем, в которых отправители предлагали самих себя или своих знакомых на роль Бори Эбандуто. Пришло даже коллективное послание от сотрудников одной школы, подкрепленное печатями, характеристикой и предлагающее «стопроцентного кандидата».
Андрей Войновский, который в итоге и сыграл Борю, до «Чудака…» уже снялся в фильме «Веселое волшебство». Но на озорника и балагура мальчик был совсем не похож. Фрэз вспоминал: «Андрей Войновский был необычен. Внешне нескладный, смешной паренек. Всегда задумчивый, без тени улыбки на лице, он все делал всерьез, а смотреть без смеха на него было невозможно, хотя он совсем никого не старался смешить. Никогда не гримасничал, не корчил рожи. Все на полутонах, на внутреннем, ему присущем юморе. Но эта его сдержанность, неброскость, некоторая странноватость, а главное, отсутствие внешнего обаяния, которое мы всегда хотим видеть в любом герое, невольно многих настораживало, вызывало недоумение: позвольте, что это за герой?»
Войновский справился даже со сложным эпизодом, когда «его» первоклашек не взяли в кружок по плаванию. Чего стоит одна его тирада, обращенная к тренеру: «На международных соревнованиях проигрываете, а новички к вам приходят — не берете… Смотрите на Олимпийских не продуйте».
Судьба Андрея Войновского сложилась неудачно. Он окончил ГИТИС. Сыграл в кино несколько эпизодических ролей. В 2015 году в возрасте пятидесяти шести лет он погиб от удара ножом, который ему нанес знакомый во время драки.
Не меньшие проблемы возникли с поиском исполнительницы роли первоклассницы Нины Морозовой. Фрэз никак не мог выбрать между бойкой девочкой, которая на пробах исполнила арию «Кармен», и тихой и задумчивой Розой Агишевой. И все-таки он выбрал Розу, с ее мечтательным выражением голубых глаз. Маленькая актриса жила этой ролью и, по ее признанию, была очень похожа на свою героиню: тоже страшилась собак, ей тоже нравился Андрей Войновский, она также любила свою бабушку. Роза Агишева вспоминала, что после выхода картины на экраны одноклассницы завидовали ее славе, даже травили в школе. Роза Агишева однажды появилась на современном телевидении в программе «Привет, Андрей», посвященной любимым песням детства. Бывшая актриса руководит молодежным клубом «Современник», где детей учат играть на гитаре.
На вопрос о том, почему она не стала артисткой, Агишева ответила: «Меня пробовали на «Ленфильме» в одну картину, но я не понравилась режиссеру. Я не обладала актерскими навыками, и меня сразу отсеяли. Потом меня пригласил на пробы Илья Фрэз в картину «Вам и не снилось…» Но я не подошла по типажу. В результате роль досталась Тане Аксюте, профессиональной актрисе. Последний раз мне предлагали эпизодическую роль в каком-то взрослом фильме. Но пробы прошли безуспешно. Нужно было уметь кататься на лыжах, а я не умела. На этом моя актерская эпопея закончилась».
Актерскую карьеру Юлии Корневой (девочка сыграла Тошу, одноклассницу Бори) «прервала» знаменитая артистка Татьяна Пельтцер. До «Чудака из пятого „Б»» она сыграла в фильме «Тигры на льду». Во время съемок старая актриса убедила родителей девочки в том, что лицедейство — занятие рискованное и неблагодарное. В итоге Юля стала руководителем конноспортивного клуба.
Надо сказать, что за съемки в этом полнометражном фильме, которые проходили в Москве и тогда еще советском Вильнюсе, дети-актеры удостоились скромных гонораров в размере восьмидесяти рублей.
Нарушитель законов
Главным, за что критиковали картину, был вовсе не сюжет из области борьбы хорошего с еще лучшим, свойственной произведениям соцреализма. Фильм ругали за другие «виды неправдоподобия». Например, какому пятикласснику разрешат провести в первом классе контрольную вместо заболевшей учительницы?
Не успев «заступить в должность», Борис тащит малышей в автоматическую фотографию, которая находится в многолюдном торговом центре. Скорее всего, не поставив взрослых в известность. Идут они по шумным улицам, где много людей и машин. В наше время за пределы школы детей не может вывести даже учитель, не получив разрешения от их родителей.
Родители маленькой Нины Морозовой уехали на работу в другую страну. Девочку оставили на бабушку. Несколько часов первоклассница гуляет по городу в обществе пятиклассника, а бабушка даже не думает волноваться.
Что еще можно сказать о «Чудаке из пятого „Б»»? Этот фильм стал в советском кино ступенью к серьезным фильмам о проблемах подростков типа «Чучела» Ролана Быкова и «Пацанов» Динары Асановой.
Мария КОНЮКОВА
АЛАЯ ГВОЗДИКА
Фильм «Чудак из пятого „Б»» стал одним из самых титулованных в советском кино для детей. Он получил приз ЦК ВЛКСМ «Алая гвоздика», на грады на Всесоюзном кинофестивале и на фестивале Детских и юношеских фильмов в Хихоне (Испания).
https://zagadki-istorii.ru