Надзор за верой

Автор: Maks Ноя 21, 2020

Советская оккупационная администрация в Германии в основном не вмешивалась в чисто религиозные аспекты деятельности протестантских, католических и других конфессий. Однако общественно-политическая позиция церквей и сект находилась под жестким контролем. И целый ряд немецких сект в 1945-1949 годах попал в Восточной зоне под запрет.

В августе 1945 года на Потсдамской конференции союзники подписали соглашение, в котором были оговорены политические принципы работы оккупационных администраций в Германии. Один из его пунктов напрямую относился к религиозным учреждениям, церквям и сектам. Оговаривалось, что все они должны пользоваться свободой проповеди и богослужений, но при соблюдении двух условий. Во-первых, их деятельность не должна была противоречить распоряжениям оккупационных властей. Во-вторых, религиозные деятели не должны были бороться против демократии, за возрождение милитаризма и нацистской расовой теории.

Список запрещенных

По подсчетам историков, около 30 немецких сект были официально запрещены советской оккупационной администрацией. Среди них были такие одиозные организации, как «Общество Эдды», «Союз готов», «Германская общность веры», «Германский орден». Основанные на идеях так называемой «ариософии», эти секты обрели популярность еще в период Веймарской республики и сыграли важную роль в повороте немецкого народа в сторону нацизма.

Характерно, что советские власти не особенно вникали в историю запрещенных организаций. В список попали не только активные в Третьем рейхе секты, но и те, которые прекратили деятельность еще до войны.

Помимо откровенно про-нацистских, под запретом оказались и некоторые другие организации, к примеру близкое к масонам благотворительное общество «Одд Феллоуз» и секта «Пророк Симеон».

В случае обнаружения на местах признаков деятельности данных общин их предписано было распустить. Некоторые секты «попались» при попытке официально зарегистрироваться. В то же время в 1947 году чиновники СВАГ признавали, что на местах нет «ясного представления о сущности имеющихся в Германии сект и о нашем отношении к ним». Сомнения имелись в отношении мормонов, «Общины Заратустры», «Христианской науки» и других религиозных организаций. На практике комендатуры в провинциях, как правило, ходатайствовали об их запрете.

«Союз Танненберга» (Tannenbergbund) и отколовшийся от него «Германский народ» стояли в первых строках запретных списков. Данную секту в 1925 году основали генерал Эрих Людендорф и ставшая в 1926 году его женой Матильда фон Кемнитц. Свое название «Союз» получил в честь битвы при Танненберге в августе 1914 года, в которой Людендорф разгромил русские войска генерала Самсонова. Первоначально в организацию входили офицеры, служившие у Людендорфа.

Генерал и его жена в открытую звали немцев вернуться к язычеству. Они стояли на крайних позициях расовой доктрины. Своими врагами члены «Союза Танненберга» считали иезуитов, масонов, евреев и марксистов. Все они признавались «надгосударственными силами», которым должен противостоять «нордический герой».

Адольф Гитлер, не жаловавший Людендорфа, запретил его организацию в 1933 году. Окончательный удар по ней был нанесен в 1937 году, после смерти генерала.

После Второй мировой войны Матильда Людендорф попыталась возобновить деятельность так называемых «людендорферов». Формально она отмежевалась от нацизма — в 1949 году, во время суда над ней, вдова генерала причислила гитлеровцев к темным «наднациональным силам». В то же время на процессе она продолжала критиковать евреев, обильно цитируя иудейские тексты. Хотя исторически главный «ареал» секты находился в земле Шлезвиг-Гольштейн, возможного возрождения «Союза Танненберга» опасалась и администрация Восточной зоны.

«Теософское общество»

Секты Восточной ГерманииТеософия появилась в Европе раньше ариософии. Возникновение «Теософского общества» связано с деятельностью русской оккультистки Елены Блаватской во второй половине XIX века. На эмблеме организации причудливым образом уживались шестиконечная звезда и свастика.

В советской зоне оккупации деятельность «Теософского общества Германии» с центром в Дрездене формально была разрешена. Однако в 1948 году начальник отделения информации саксонского Хемница подполковник Блесткин подал предложение запретить теософов во всей Восточной зоне. Поводом послужило распространение членом правления общества в Хемнице Вилли Шрайтером журналов «Теософская культура» за 1933 и 1934 годы, содержавших нацистскую пропаганду. В указанные годы, судя по содержанию статей, теософы видели в национал-социализме признак «духовного роста немецкого народа и всего человечества».

«За распространение фашистской литературы на своих собраниях деятельность «Теософского общества» в Хемнице приостановлена и общество распущено», — утверждалось в докладе Блесткина.

На «Свидетелей Иеговы» прямой запрет также не распространялся. Однако в СВАГ внимательно следили за «политически вредной», по мнению советских властей, деятельностью иеговистов. Как отмечалось, например, в отчете органов информации УСВА Саксонии, на каждом собрании «Свидетелей Иеговы» проповедники позволяли себе выпады «против демократических порядков, установленных в нашей зоне».

В 1946 году деятельностью иеговистов серьезно обеспокоился начальник оперативного сектора СВА Мекленбурга и Западной Померании генерал-майор Никитин. Он докладывал вышестоящему начальству, что «Свидетели Иеговы» — самая многочисленная секта в провинции.

«В листовках «Сторожевая вышка», «Требование», и других секта выступает против демократии и послевоенного объединения наций, говоря, что мир на земле может сделать только Бог», — отмечалось в документе.

В городах Кюстрине, Шване и Засснице иеговисты, согласно документам СВАГ, распространяли «клеветнические слухи» о грядущем голоде, вызванном оккупацией Германии. Советские чиновники изымали листовки секты и кое-где запрещали собрания. В качестве одной из мер борьбы было предложено подготовить докладчиков, чтобы они перед лицом самих сектантов «разоблачали идеи «Свидетелей Иеговы» о гибели мира».

В 1949 году в районе Баутцен деятельность «Свидетелей Иеговы» была запрещена после того, как 24 мая сектант Фриц Лебельт убил свою жену. Выходка фанатика, принесшего супругу «в жертву» за то, что она «не верила в Иегову», спровоцировала большой скандал, так что решение СВАГ вызвало одобрение местных жителей.

«Армия спасения»

В перечне запрещенных организаций оказалась и весьма популярная в Германии «Армия спасения» (Heilsarmee). По своему характеру она являлась ответвлением английского методизма. Секту основал в 1865 году британский религиозный деятель Уильям Бут. «Армия спасения» распространяла библейские догматы среди обездоленных слоев населения, сочетая проповедь с благотворительностью. При Гитлере на деятельность «Армии» были наложены ограничения.

Причину запрета секты в Восточной зоне историки видят в ее «милитаризированном» антураже. «Армейцы» носили подобие военной униформы, а также форменные фуражки с черным верхом и красным околышем с надписью: «Армия спасения». Внутренняя структура строилась по военному образцу, члены и лидеры организации назывались «солдатами», «полковниками», «генералами» и т.д.

Хотя СВАГ издавала предписания против распространения деятельности «Армии спасения», сектанты делали попытки зарегистрироваться в комендатурах СВАГ, например в городе Гроссенхайне в 1947 году. Как пишет немецкий исследователь Марианна Ойле, «офицерам» «Армии спасения» при советской оккупации грозило заключение в лагеря. Окончательно данная секта была запрещена уже в ГДР в 1961 году.

Тимур САГДИЕВ

Загадки истории » Религии мира » Надзор за верой

, , , , ,   Рубрика: Религии мира 107 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,183 сек. Потребление памяти:7.16 mb