Не молитвой единою

Автор: Maks Окт 27, 2019

Первые монастыри христианского мира появились в западной части Римской империи вскоре после того, как император Константин сделал христианство государственной религией. Но утверждались они с большим трудом и при самых драматических обстоятельствах.

Значительная часть населения поздней Римской империи выступала против ее политики, и их протест носил религиозную форму. Среди первых христиан возникла группа отшельников-монахов, порывавших с обществом и уходящих в горы и пустыни. Для них были неприемлемы отношения, построенные на насилии и поклонении традиционным богам.

Пустыня лучше армии

Для рабов и бедняков новая религия, с ее постулатами ненасилия и скорого наступления царства божьего на земле, была притягательна. Выбором таких людей был аскетический образ жизни и постоянные молитвы доброму богу Иисусу Христу. Они буквально следовали словам последнего: удалитесь в уединенное место, посвятив себя молитвам за избавление от тягот грешного мира.

В III веке в Египте зародилось монашеское движение. Одной из влиятельных фигур этого времени становится Павел Отшельник из Фив. Святой Иероним позднее утверждал, что Павел был первым христианским отшельником. Другие источники называют таковым святого Антония. О последнем известно, что около 290 года он ушел из состоятельного дома и поселился в пустой могиле на вершине холма в пустынной местности.

Его примеру последовали другие египетские христиане, поселившиеся поблизости и выбравшие Антония своим главой. Но они собирались только на совместные богослужения, проводимые по правилам, придуманным Антонием.

Еще один египетский энтузиаст, по имени Пахомий, организовал первые монастыри, в которых насчитывалось несколько тысяч монахов обоего пола. Потом монашеские христианские обители возникли в Палестине. Мотивы людей были самыми разными: фанатическая набожность первых христиан, тяготы жизни, личная неустроенность и нежелание служить в армии императора.

Грешникам здесь не место

Святой Павел ОтшельникОтшельничество часто сопровождалось изуверским самоистязанием, добровольным голодом, отказом от плотской любви, вплоть до кастрации. По убеждению первых монахов, такие меры самоограничения необходимы, чтобы избежать божьей кары, уготованной для тех, кто не устоял против светских соблазнов. Общим моментом было нетерпеливое ожидание скорого явления воскресшего богочеловека Христа во плоти и установления Им тысячелетнего царства на земле. Среди адептов монашества встречались иногда и знатные люди. Сохранились письма поэта Осония к его другу Паулину, тоже поэту и сенатору, который объявил об отказе от своего богатства и удалился в монашескую обитель. Осоний горько сожалеет о решении Паулина и его жены, порвавших с жизнью аристократии и выбравших путь аскетов. Паулин писал в ответ, что стал избегать «шумных городских сборищ и суматохи церквей, которые могут поспорить с толпами на Форуме».

Святой Иероним, внесший своими трудами большой вклад в формирование церковной и монашеской жизни, вспоминал о своем и подобном ему опыте отшельников: «Мои немытые чресла были покрыты бесформенной власяницей; моя кожа из-за долгого пренебрежения ею стала грубой и черной, как у эфиопа. Слезы и вопли были ежедневно моим уделом. И когда сон преодолевал мое сопротивление, и глаза мои слипались, я опускался на голую землю». Иероним объяснил свой уход от мира тем, что «мир в материальном смысле принадлежит насилию».

Видную роль в теологических диспутах середины IV века играл епископ Александрии Афанасий. В 341 году он с двумя монахами явился в Рим, и тогда впервые римляне увидели иноков-отшельников, непохожих на большинство христиан. Он стал автором «Жития Антония», в котором реальные факты смешаны с фантазией. Это был первый образец жанра жития святых, становившегося литературной модой этого времени. Получил известность энтузиаст монашества Августин Блаженный, собравший в Северной Африке группу священников для общинной жизни. Он создал трактат «О трудах монахов», в котором утверждал, что монахи должны зарабатывать на жизнь упорным трудом, а не попрошайничеством, и притом постоянно учиться Священному Писанию, беря пример с апостолов и мучеников за веру.

Дела европейские

В Западной Европе один из первых монастырей был основан бывшим солдатом, святым Мартином Турским, около 360 года в Лигуже близ Пуатье, Франция. Мартин подражал Антонию, и в его монастыре тоже были смешанные черты общины и отшельничества. Монахи жили в пещерах и шатрах, встречаясь во время общих молитв и трапез, соблюдали посты. Там началось регулярное переписывание манускриптов с евангельскими текстами, что породило новую традицию, распространившуюся на другие монастыри. Копирование священных манускриптов стало вкладом монашества в систему образования поздней Античности и затем Средневековья. Культ святого Мартина возник после написания его биографии христианским автором Сульпицием Севером из Галлии. В ней описаны чудеса и смерть Мартина, что доказывало в глазах современников возможность святого подвижничества и в Европе, а не только в Египте. Сульпиций, богатый сенатор, создал в своих владениях новый монастырь. Его усилия были направлены на укрепление власти епископов, глав монашеских общин. Они входили в число правящей элиты позднеримского общества.

В укрепление монашества вносит вклад и святой Иероним. Он в 370-х годах основал общину отшельников на севере Италии, в Аквилее. Потом отправился в Палестину и там, в Вифлееме, создал новый монастырь. Он разработал правила монастырской жизни, на которые затем ориентировались руководители многих монашеских братств. Вскоре появились сплоченные монастырские общины, подчиненные строгому уставу. Эту тенденцию поддерживали императоры-христиане, которым было выгодно создание таких монастырей, как крупных хозяйств, производящих продовольствие и проповедующих подчинение верующих людей власти, якобы идущей от Бога. Но внутренние порядки монастырей не всегда соответствовали их формальному уставу.

Иероним в своих проповедях и письмахобличал неискренность многих монахов в делах веры, их склонность к пьянству и обжорству, тщеславие. При этом выражал опасение, что плохие монахи скомпрометируют сами христианские идеи, которые он решительно защищал. Античный автор-язычник Евнапий сообщал, что языческие святыни подвергаются разрушению христианскими монахами, которых он называл тиранами, живущими как свиньи. Их в то время многие критиковали за попрошайничество и лень. Языческий автор Зосим считал монахов паразитической группой, бесполезной для государства.

От себя не убежишь

Духовный синод, состоявшийся в Малой Азии в 340 году, выразил сожаление о редких посещениях монахами общих церковных служб. Римский папа Сириций утверждал, что монахи — не настоящие христиане, а самозванцы. В некоторых императорских указах первого периода христианизации обитателей монастырей объявляли фанатиками и непокорными бунтовщиками. Описан случай, когда в Александрии в период правления императора Валента II епископ Луций приказал жестоко наказать монахов за уклонение от церковной жизни. В результате некоторые отшельники поплатились жизнью за свой выбор. Император Юлиан сравнил монахов с языческими циниками, видя в них «вызывающих беспокойство наглых бродяг». Но император Констанций II в 361 году проявил покровительство к монахам, освободив их от общественных обязанностей.

Император Валентиниан запретил мужчинам покидать имения в сельской местности и принимать монашеские обеты без разрешения землевладельцев. А в 390 году император Феодосий распорядился держать монахов на расстоянии от городов и велел им оставаться в пустынных и уединенных местах Для империи опасен был монашеский обет безбрачия, что означало риск сокращения населения. Это приводило к ослаблению обороны государства в условиях частых вторжений варварских племен.

Интересный факт: когда умерла патрицианка Блезилла, на которую Иероним имел большое влияние, возник слух, что смерть была ускорена аскетизмом женщины, который он внушил. На похоронах раздавались крики: «Монахов в Тибр!». Иероним поспешно покинул Рим. Уменьшение числа браков и рождений в связи с появлением монашества стало серьезной проблемой для государства. Сохранилось высказывание одного из пап: «Монахи доделали то, что начали готы».

Аркадий ЦОГЛИН



,   Рубрика: Религии мира

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:58. Время генерации:0,238 сек. Потребление памяти:8.69 mb