Обезглавленный флот

Автор: Maks Мар 4, 2019

10 февраля 1981 года в «Красной звезде» и «Правде» были опубликованы небольшие заметки: «7 февраля 1981 года при исполнении служебных обязанностей в авиационной катастрофе погибла группа адмиралов, генералов, офицеров, мичманов, прапорщиков, матросов и служащих Тихоокеанского флота. Министерство обороны выражает глубокое соболезнование родным и близким…»

В феврале 1981 года командование Военно-морского флота СССР устроило командно-штабные учения. Мероприятие проходило в Ленинграде на базе военно-морской академии.

Удачные учения

В течение недели, пока шли учения, офицеры добывали для штаба во Владивостоке разный дефицит: бумагу разных форматов, секретные карты, шифровальную и навигационную аппаратуру и т. д. Не обошлось и без бытовой техники, купленной по случаю в ленинградских магазинах. В итоге багаж весом в несколько тонн решили везти в том же самолете, на котором и прилетели из Владивостока, — Ту-104А.

Первыми утром 7 февраля 1981 года с аэродрома в Пушкине улетели североморцы. С ними, кстати, был начальник штаба ТОФ, вице-адмирал Рудольф Голосов. Командующий отпустил его проведать сына. Также улетел другим бортом и командующий Камчатской флотилией разнородных сил. Все остальные планировали улететь во Владивосток.

Хотя по аэродрому сквозила поземка, погода была удовлетворительной для полетов. Около 16 часов самолет, загруженный под завязку, стал выруливать к взлетной полосе. Авиационные диспетчеры обратили внимание, что груза в лайнере слишком много, но ответственным за погрузку является командир воздушного судна.

Около 18 часов самолет запросил разрешение на взлет и получил его. Из окон диспетчерской вышки было заметно, как перегруженная машина тяжело, но верно набирала скорость. И в запланированный километр разбега самолет уложился. Лайнер оторвался от земли, а через 10 секунд случилось страшное. Как в фильме-катастрофе, самолет резко развернуло на 90 градусов и бросило через крыло. Он камнем рухнул на землю, и 30 тонн керосина из баков озарили пространство гигантским заревом.

«Набрав скорость и не доходя примерно одну треть до конца полосы, самолет начал взлетать, но на высоте всего около 50 метров почему-то сразу накренился на правое крыло, — вспоминал очевидец событий. — Мы еще из автобуса смотрим и говорим: „Ну, лихач какой! Всего на 50 метров поднялся, а уже пошел на правый разворот!» Оказалось, самолет падал…»

Ту-104А Катастрофа в ПушкинеКогда спустя минуты к месту крушения подъехали военные, спасать было некого. Тела людей были объяты пламенем, и только летчики, выкинутые ударной волной из кабины, лежали в стороне. Но все они были уже мертвы. Единственным, кто дышал, оказался старший лейтенант Зубарев. Он находился в кабине летчиков, и его тоже выкинуло при ударе. Но до госпиталя офицера не довезли, он умер по дороге.

Итого погибшими оказались 6 летчиков и 44 пассажира, из которых 16 являлись адмиралами и генералами, а 12 — капитанами 1-го ранга и полковниками.

Таким образом, в одночасье крупнейшее военно-морское соединение в мире — Тихоокеанский флот — осталось без командования.

Под грифом «Секретно»

Несмотря на массу свидетелей, авиакатастрофу сразу засекретили. КГБ и ГРУ не исключали теракта и диверсии со стороны американцев, поэтому флот был приведен в состояние боевой готовности.

Расследование причин катастрофы военные проводили совместно с представителями КБ Туполева. В итоге комиссия пришла к выводу, что из-за перегруза центровка массы лайнера переместилась к его хвосту. Произошло смещение устойчивости, что было незаметно на земле, но проявилось сразу после взлета. Проще говоря, хвост оказался тяжелее носа. К тому же экипаж начал отрыв намного раньше допустимого, так как старался быстрее перейти в более высотный коридор. Все это привело к тому, что, завалившись на правое крыло, самолет упал на землю.

Ответственность за катастрофу возложили на командующего авиационной дивизией, в чьем составе числился упавший Ту-104. Полковник А.И. Яковлев был снят с должности, а все Ту-104А были выведены из состава ВВС СССР.

Информация о трагедии, не считая небольших заметок в «Правде» и «Красной звезде», где сообщалось лишь о трех погибших, была засекречена. Погибшие, которых хоронили в закрытых гробах, были погребены на Серафимовском кладбище в Ленинграде. 7 февраля 2017 года жертвам катастрофы был открыт памятник во Владивостоке.

Алексей АНИКИН



, ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,169 сек. Потребление памяти:8.35 mb