История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Убийца рыцарей

На средневековых изображениях и миниатюрах нередко можно увидеть воинов, держащих в руках странные массивные мечи, сильно расширяющиеся к концу и похожие, скорее, на мясницкие тесаки. Что это - неудержимая фантазия художников? Вовсе нет. Это фальшион - оружие, в средневековой Европе не уступавшее по популярности традиционным мечам или секирам.

Название фальшион (или фальчион) происходит от латинского слова falx - «коса», или «серп». Хотя клинок фальшионов не имел сильного изгиба - пробивную силу ему обеспечивало расширение на конце. Благодаря этому вес смещался на конец, и пробивная сила удара возрастала многократно. Тем не менее многие полагают, что в Европе фальшионы возникли именно в подражание восточным изогнутым клинкам, на которые рыцари насмотрелись во время крестовых походов. Другие же настаивают на европейских корнях, полагая, что фальшионы произошли от франкских тяжелых боевых ножей - скрамасаксов. Правы, как часто бывает, и те и другие.

Каждому по руке

Первые фальшионы появились в середине XIII века. Тогда это было очень простое оружие - короткий клинок с односторонней заточкой, резко расширяющийся к концу, полностью лишенный гарды. Рукоять представляла собой длинный сильно загнутый крюк, обмотанный кожей. Благодаря изгибу он не мог выскользнуть из руки. На обухе нередко делали один или несколько фигурных вырезов различной формы. Такое оружие явно стоило намного дешевле, чем традиционный меч, и наверняка использовалось теми, кто не мог себе позволить иметь дорогое оружие.

Зато боевые качества фальшиона вскоре обеспечили ему популярность среди всех категорий воинов. Удар в вертикальной плоскости получался настолько сокрушительным, что наносил повреждения даже человеку, полностью закованному в латы. И если доспехи не удавалось пробить, противник все равно получал сильный удар, способный сломать кость или оглушить. По мере того как совершенствовалось защитное снаряжение и на полях сражений появлялись воины, закованные во все более и более усовершенствованные латы, фальшион становился еще популярнее.

С ростом востребованности фальшиона усложнялась его форма. В первую очередь, это коснулось эфесов - теперь устрашающие широкие клинки насаживались на традиционные рукояти рыцарских мечей с обычным перекрестием и навершием. Менялись и клинки. Их лезвие порой напоминало по форме треугольник - тупой угол на конце еще больше увеличивал поражающую силу. Параллельно возникли и фальшионы со скошенным обухом и длинным острием - ими можно было уже наносить и колющие удары.

Долгое время бытовало мнение, что фальшион - оружие, которым сражались исключительно простые пехотинцы. Исходя из этого, происхождение этого оружия связывали с грубыми ножами для рубки мяса. Однако факты говорят о том, что фальшионами активно пользовались люди благородного происхождения.

Например, в Лондоне хранится богато украшенный позолотой и гравировкой фальшион, на котором изображен личный герб правителя Флоренции Козимо Медичи. А в пьесе Уильяма Шекспира «Король Лир» (V акт, III сцена) главный герой восклицает: «Уж дни не те, а то б заставил я мечом своим попрыгать их». В оригинале шекспировского текста употребляется именно слово falchion. Так что это оружие считалось вполне по руке и монархам.

Любимец лучников

Тем не менее фальшион никогда не был супероружием и не претендовал на то, чтобы полностью вытеснить обычные рыцарские мечи, топоры или булавы. При весомых (в прямом и переносном смысле) достоинствах он обладал и недостатками. Прежде всего, им практически невозможно было фехтовать - он годился лишь для простых, хотя и сокрушительных ударов. Воины, которые делали ставку на боевое искусство, а не на грубую силу, отдавали предпочтение более управляемому оружию. Кроме того, не стоит забывать и о том, что средневековые рыцари выезжали на поле боя не только сражаться, но и покрасоваться. Фальшион, даже богато украшенный, все же выглядел грубовато.

Скорее всего, именно грубый вид и простота в обращении сделали фальшион излюбленным оружием английских лучников, изрядно потрепавших блистательное французское рыцарство во время Столетней войны в XIV-XV веках. Обучаться фехтованию лучникам было некогда, а вот в рукопашные схватки вступать приходилось регулярно (вопреки распространенному мнению, они далеко не всегда побеждали врага на расстоянии). Так что оружие, которое могло решить исход поединка одним ударом (в том числе и по хорошо защищенному противнику), было им как нельзя кстати.

Именно поэтому до нашего времени фальшионов дошло не так уж много. В музеях и частных коллекциях хранятся всего лишь около полудюжины известных экземпляров. По каталогам аукционных домов известны еще несколько образцов, проданных в XIX или начале XX века. Так что большинство выводов приходится делать по изображениям в средневековых рукописях, которых насчитывается несколько десятков.

Три клинка

Всего выделяется три типа фальшионов, которые довольно существенно отличаются друг от друга и, возможно, имеют разное происхождение. Первый тип - тот, который чаще всего встречается на средневековых изображениях и наиболее соответствует традиционному представлению об этом оружии. Расширяющийся клинок с односторонней заточкой и прямым обухом. Простой и тяжелый, произошедший, видимо, от боевых ножей германских племен (того же скрамасакса).

Второй тип явно имеет ближневосточные корни. Обух на конце клинка сильно скошен и образует длинное острие. Такие фальшионы имели полуторную заточку - скос обуха тоже затачивался. Это оружие обладало гораздо большими возможностями - им уже можно было фехтовать при сохранении пробивной силы из-за приличного веса. Но их внешний вид был настолько непривычен европейскому рыцарству, что широкой популярности они не завоевали. Скорее всего, ими пользовались те, кто побывал в Палестине и перенял «восточную моду».

Это частично подтверждается изобразительными источниками - воины с фальшионами такого типа, как правило, имеют и другие восточные элементы в одежде и снаряжении. Традиционалисты же предпочитали обычный меч.

Третий тип является разновидностью второго и появился уже в XIV-XV веках. Он имеет еще более сильный скос клинка на конце и длинное острие. Его главная особенность - заточка внешней грани клинка, которая у второго типа является обухом. Такое странное, на первый взгляд, решение позволяет полноценно использовать угол, образованный скосом клинка, как ударную поверхность (почти клевец).

В дальнейшем фальшионы уступили место новым типам холодного орудия. На смену первому типу пришли абордажные тесаки, а второй и третий типы постепенно трансформировались в европейскую саблю.

Виктор БАНЕВ

Победитель дракона

Самым известным фальшионом, сохранившимся до наших дней, считается фальшион Коуниерза, хранящийся в Даремском кафедральном соборе в Англии. С ним связана легенда, согласно которой именно этим оружием сэр Джон Коуниерз в 1063 году победил дракона по имени Сокбурнский червь. Легенда, увы, едва ли верна - по оценкам историков, фальшион Коуниерза изготовлен где-то в 1260-х годах. Тем не менее многие уверены в том, что он намного древнее. Возможно, старый клинок был пересажен на новую рукоять.

На протяжении многих веков это оружие было символом власти рода Коуниерзов над окрестными землями. Но в реальном бою он явно побывал не раз, и его удар в умелых руках был поистине страшен - при длине всего 89 см (клинок - 73,4 см) фальшион весит 1,3 кг!





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия     Следущая