История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Трёхэтажные «генералы»

Вторую мировую войну называют войной танков. Действительно, бронированные гусеничные машины вермахта утром 1 сентября 1939 года вторглись в Польшу, начав эту войну, танковые же полчища Красной армии, разгромив в Маньчжурии войска японской Квантунской армии, закончили Вторую мировую войну. Наличие или отсутствие соединений, оснащенных бронетехникой, стало критерием успеха наступления любой из сторон, участвовавших в сражениях той войны.

Нацистская Германия вступила во Вторую мировую войну с так называемыми танками блицкрига - быстроходными, но слабо бронированными и довольно легко вооруженными боевыми машинами. Красная армия начала Великую Отечественную войну тоже со слабо бронированными танками БТ и Т-26, но в составе советских танковых частей были уже прославленные «тридцатьчетверки» и мощные КВ.

А с какими танками вступили в войну Соединенные Штаты Америки? Можно сказать - ни с какими. И на то были свои причины.

Быстрей, еще быстрей!

После окончания Первой мировой войны, в которой танковые подразделения США практически не участвовали, у большинства американских военных интерес к новому виду вооружения исчез. В Европе в ближайшее время боевых действий не предвиделось (так считали американцы), а на Американском континенте США воевать было просто не с кем.

Танки периода Первой мировой войны уже успели устареть, а средств на разработку новых образцов бронетанковой техники выделялось крайне мало. За пятнадцать лет в США не создали ни одного серийного танка. В период с 1920 по 1935 год для нужд американской армии был изготовлен всего... 31 танк.

Лишь после принятия в 1932 году американским генштабом сухопутных войск программы механизации войск был дан толчок к началу работы над новыми образцами бронетанкового вооружения. В 1938 году арсенал в Рок-Айленде спроектировал средний танк М2, оснащенный 37-мм пушкой и шестью пулеметами «Браунинг». Именно этот танк и стал прототипом для первого американского среднего серийного танка М3.

С началом Второй мировой войны американские военные вышли из летаргии. Боевые действия в Европе показали, что британские танки имели слабую броню и не могли противостоять немцам из-за своего слабого пушечного вооружения. Американцы поняли, что средние танки будут нужнее, чем легкие. В соответствии с новыми требованиями армии США надо было поставить две тысячи средних танков в течение полутора лет.

Остается только удивляться, с какой скоростью американцы разработали проект и запустили в массовое производство танк М3. 15 августа 1940 года правительство США заключило с фирмой «Крайслер» контракт на создание тысячи средних танков М2А1. Примерно через месяц условия контракта были изменены, вместо легких танков М2А1 стали делать средние танки М3. А между тем события в Европе и во всем мире принимали крутой оборот. Правительство торопило танковых конструкторов.

В марте 1941 года проект танка МЗ был полностью готов. В августе 1941 года три фирмы-подрядчика начали массовое производство, которое продолжалось до конца 1942 года. К декабрю 1942 года было создано 6258 единиц танков М3. Для британцев танки М3 создавали американские фирмы «Пульман» (500 штук) и «Прессд Стил» (500 штук).

Как он был устроен

Американский танк М3
Американский танк М3 британцы называли «последней египетской надеждой», а русские солдаты - «братская могила для шестерых»

По своей конструкции танки М3 были похожи на боевые машины времен Первой мировой войны, оружие в которых устанавливалось в спонсоне. Моторный отсек танка М3 находился сзади, а трансмиссия спереди. Под поворотным полом башни находилась коробка передач. Между трансмиссией и двигательным отделением располагалось боевое отделение. Вся конструкция танка собиралась из плоских бронированных листов.

Лобовая броня танка была толщиной 51 мм, бортовые и кормовые листы - 38 мм, крыша корпуса - 12,7 мм. Стенки башни были толщиной 57 мм, крыша башни - 22 мм. Танки М3, МЗА4 и МЗА5 имели корпуса, собранные на заклепках, а у модификаций МЗА2 и МЗАЗ обшивки приваривались к внутреннему каркасу. Был вариант танка и с полностью литым корпусом - это МЗА1. Но метод изготовления литого корпуса был слишком сложным, поэтому сделали всего 300 танков МЗА1.

Вооружение танка было трехъярусным. Снизу в спонсоне - 75-мм пушка, над ней в башне - 37-мм и над ней башенка с пулеметом. Вся эта конструкция образовывала очень высокий силуэт танка, выше трех метров, что делало его достаточно уязвимым для вражеских танков. Но были и плюсы в такой компоновке танка - просторное боевое отделение. До сих пор боевое отделение танка М3 считается самым удобным для танкистов. Для предотвращения поражения экипажа мелкими осколками брони внутри корпус танка проклеивался губчатой резиной. Для быстрой посадки экипажа в танк в пулеметной башне сверху в корпусе и по бортам располагались двери. Минусом в этом решении было то, что прочность корпуса существенно снижалась. У каждого члена экипажа танка было по индивидуальной смотровой щели и амбразуре для ведения огня из личного оружия.

В танках М3 устанавливали авиационный двигатель «Райт Континентал» Р975 ЕС2. Существенным минусом этого двигателя являлась его высокая пожароопасность. К тому же мотор было сложно ремонтировать, так как цилиндры располагались снизу, но более удачных двигателей в Америке тогда не было. Весной 1941 года одна из фирм-подрядчиков «Болдуин» начала устанавливать на серийные танки М3 дизельные автомобильные моторы «Дженерал Моторе 6-71 6046» сразу по две штуки мощностью 375 л.с. Максимальная скорость, дальность хода, мощность и экономичность танка сразу возрастали, хотя масса танка увеличивалась почти на 1,5 тонны (эти танки обозначались МЗАЗ и МЗА5). В свою очередь, фирма «Крайслер» стала ставить на свои серийные танки двигатели «Крайслер А57».

Ходовая часть танка состояла из трех опорных тележек, которые состояли из коромысла, спиральных вертикальных пружин и двух обрезиненных катков, металлически-резиновой гусеницы (158 траков) и поддерживающих роликов.

Главная огневая мощь танка М3 - 75-мм орудие, установленное в спонсоне. Орудие, получившее индекс М2, имело длину ствола 118 дюймов (3 м), оборудовалось стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором, системой продувки ствола после выстрела. Система стабилизации наводки на танке М3 была применена впервые в мире и позднее служила прототипом для аналогичных систем для танков многих армий мира. Углы вертикальной наводки составляли 14 градусов, в горизонтальной плоскости орудие наводилось поворотом всего танка. Вертикальная наводка пушки осуществлялась как электро-гидравлическим приводом, так и вручную. Боезапас располагался в спонсоне и на полу танка.

Однако при установке пушки М2 на танке выяснилось, что ствол выходит за переднюю линию корпуса. Это сильно обеспокоило военных, боявшихся, что танк может пушкой за что-то зацепиться при движении. По их требованию длину ствола уменьшили до 92 дюймов (2,33 м), что понизило боевые характеристики орудия. Такому усеченному орудию присвоили индекс М3, а при монтаже в танке, чтобы не переделывать систему стабилизации, на ствол надевали противовес, внешне похожий на дульный тормоз.

Сверху была установлена башня с 37-мм пушкой М5 или Мб, которая имела круговой обстрел. Эта башня была смещена к левому борту танка. Углы вертикальной наводки позволяли вести огонь по низко летящим самолетам. В башне также устанавливался спаренный с орудием пулемет, а сверху - маленькая башенка, вращающаяся на 360 градусов, с еще одним пулеметом. Башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими боевое отделение в отдельный отсек. Боезапас орудия располагался в башне и на вращающемся полике.

37-мм орудие поражало с расстояния в 500 ярдов (457 м) броню толщиной до 48 мм, а 75-мм орудие - 2,5-дюймовую броню, расположенную с наклоном 30 градусов к вертикали.

Оба орудия оснащались перископическими оптическими прицелами. У 75-мм орудия он располагался на крыше спонсона и позволял вести стрельбу прямой наводкой до расстояния в 1000 ярдов (914,4 м).

На танке устанавливались четыре пулемета «Браунинг»» калибром 0,30 дюйма (7,62 мм) образца 1919 года. Один пулемет находился в пулеметной башенке. Второй пулемет был спарен с 37-мм орудием. Еще два - неподвижно закреплялись в корпусе перед водителем. Экипаж также вооружался автоматами Tompson, пистолетами, гранатами.

Крещение огнем

Впервые танки М3 появились в Европе в 1941 году, когда англичане ожидали высадки немцев на Британских островах. Танки М3, получившие название в Англии «Ли» в честь командующего войсками южан во время Гражданской войны в США генерала Роберта Ли, должны были использоваться в качестве стратегического резерва, их присутствие на острове было строго засекреченным.

А настоящее боевое крещение эти танки в количестве 167 единиц получили в Северной Африке в составе 8-й британской армии в боях с немецкими соединениями генерала Эрвина Роммеля. В этих боях танки М3 превосходно показали себя, так как 50-мм и 37-мм снаряды не могли пробить их броню, а танки М3 могли уничтожать все немецкие танки с дальних дистанций.

Для борьбы с новыми американскими танками Роммель использовал САУ «Мардер» III и 88-мм зенитные орудия, и благодаря превосходству в тактике применения бронетехники немецко-итальянские войска все же разгромили 8-ю британскую армию. Но британцы оценили качество танков из США и называли танки М3 «последней египетской надеждой».

Следующим боевым применением танков М3 стала высадка союзников в Нормандии и на юге Франции. Эти танки были в составе польских и французских дивизий, тогда как американцы были вооружены более современными танками.

Для обороны Индии было сведено несколько бронетанковых частей, в состав которых входили танки М3. В 1943 году эти танки участвовали в боях в джунглях Бирмы, где показали себя с хорошей стороны, так как японские танки были слишком слабо вооружены, да и японская артиллерия не могла остановить их. Для борьбы против этих танков японцы переделывали истребители Ки-44 в штурмовики, вооруженные двумя 40-мм пушками.

В Россию по программе ленд-лиза танки М3 тоже поставлялись, но наши танкисты были недовольны ими, тем более что немцы начали выпускать танки Pz.Kpfw III и САУ StuG III с более мощными пушками, которые с легкостью расправлялись с М3. Именно по причине плохих ходовых качеств, слабого двигателя, малой маневренности, высокого силуэта, который не скрывал танк, и высокой чувствительности двигателя к плохой смазке и топливу наши танкисты никогда хорошо не отзывались о нем. Уже первые опыты их боевой эксплуатации не вызвали большого восторга, несмотря на то, что у М3 были комфортные условия для экипажа, большие боковые двери в корпусе, позволявшие легко эвакуировать членов экипажа из подбитой машины. У танка было довольно мощное вооружение, сравнимое с Т-34.

Но М3 имел скверную маневренность и проходимость. Танки обладали весьма посредственной скоростью, а для стрельбы по противнику из-за расположения его основного орудия и его ограниченного угла необходимо было разворачивать танк, что при поврежденных в бою гусеницах, тем более резино-металлических, было практически невозможно. 37-мм орудие в башне было уже малоэффективным в борьбе с немецкими средними танками, особенно с их новыми модификациями с усиленной броней. Советские экипажи выявили плохую проходимость, большую вязкость в песках, высокую требовательность к обслуживанию и качественному топливу. Высокий силуэт танка делал его маскировку крайне затруднительной. У наших танкистов танк М3 получил горькое прозвище «братская могила для шестерых».

Всего в Россию американцами было поставлено около 1400 единиц танков М3 с бензиновыми и дизельными двигателями.

Танки М3 воевали в СССР на Северном Кавказе, под Сталинградом и в районе Харькова. В военно-морских баталиях, как ни странно, танки М3 участвовали при отражении атак с воздуха на конвои PQ, ведя огонь из своих 37-мм пушек прямо с палуб транспортных кораблей.

Георгий ПЕТРОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия     Следущая