История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся




Нестареющий «Медведь»

Редко кто из боевых самолетов справляет свой «серебряный» юбилей. Жизнь их коротка: развитие военной техники, новые технологии, изменение в тактике применения - все это закономерно приводит к тому, что когда-то новинка военного авиастроения устаревает и снимается с вооружения.

А вот самолеты - «золотые» юбиляры, которые более полувека стоят на вооружении ВВС своих стран, можно пересчитать по пальцам. Среди них почетное место занимает стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95, совершивший свой первый полет еще в ноябре 1952 года. Более шестидесяти лет он несет военную службу.

Догнать и перегнать Америку!

Появление в конце Второй мировой войны нового вида оружия массового поражения - атомной бомбы - заставило руководство СССР приступить не только к созданию своего ядерного потенциала, но и носителей для атомных бомб. И если у американцев уже существовал такой носитель - четырехмоторный бомбардировщик В-29 «Суперфортресс», то в Советском Союзе подобные самолеты отсутствовали.

Поначалу было решено просто тупо скопировать американский самолет. Дело в том, что несколько таких машин было интернировано в 1944 году на Дальнем Востоке. Заняться созданием клона В-29 поручили ОКБ под руководством Андрея Николаевича Туполева. Задача была выполнена, и аналог американского самолета - дальний бомбардировщик Ту-4 - поступил на вооружение советских ВВС.

Этот самолет мог доставить ядерные бомбы к целям, расположенным в Европе и Азии, но до территории США - главного противника СССР, он «дотянуться» не мог.

К тому времени на вооружение ВВС США поступил новый стратегический бомбардировщик В-З6 «Писмейкер» («Миротворец»). Дальность полета его была 11 тысяч километров с полезной нагрузкой около четырех с половиной тонн. ОКБ Туполева в 1951 году поручили создать самолет, боевые и летные качества которого приближались бы к В-36.

Почти три года советские авиаконструкторы работали над созданием нового самолета. Чтобы совершить рывок и создать самолет с требуемыми характеристиками, решено было отказаться от поршневых двигателей и установить на будущем стратегическом бомбардировщике турбовинтовые двигатели. Была применена и еще одна новинка - стреловидное крыло. Эскизный проект самолета под условным наименованием «95» был готов в середине декабря 1951 года. С турбовинтовыми двигателями НК-12 самолет должен был иметь тактический радиус до 7500 км с бомбовой нагрузкой до 9 тонн. В перспективе предполагалось разместить на самолете систему дозаправки в воздухе. При этом дальность полета доводилась до 32 000 км (с двумя дозаправками - при полете к цели и на обратном пути), что позволяло достигать любой точки земного шара с ядерным боеприпасом на борту, за исключением небольшой части Южной Америки и Антарктиды.

Эскизный проект с расчетными данными был одобрен Авиационно-техническим комитетом при Главкоме ВВС в конце октября 1951 года. В ноябре того же года был готов деревянный макет самолета. А уже 20 сентября 1952 года опытный образец был передан на заводские испытания. 12 ноября 1952 года летчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелет поднял машину в первый полет. Он длился 50 минут на высоте 1150 м. Испытания не обошлись без чрезвычайных происшествий - 11 мая 1953 года опытный образец потерпел катастрофу, при этом погиб командир корабля Перелет и три члена экипажа. Это затянуло срок работ над новым самолетом. Но 16 февраля 1955 года начались испытания второго опытного образца, которые прошли успешно. Самолет, получивший название Ту-95, стал поступать в войска. В серии находились бомбардировщики Ту-95, дальние стратегические разведчики Ту-95МР; дальние самолеты разведки и целеуказания Ту-95РЦ; стратегические самолеты-ракетоносцы Ту-95К и Ту-95КМ. Серийное производство данных моделей осуществлял Куйбышевский авиационный завод, который до 1958 года построил 50 самолетов Ту-95 и Ту-95М. Затем завод переоборудовали на изготовление ракетоносца Ту-95К, стратегический самолет выпускали до 1965 года. В 1970-х годах был построен стратегический самолет Ту-95МС. Его серийная сборка началась в 1981 году на авиазаводе в Куйбышеве и продолжалась до 1992 года. Всего было выпущено 90 самолетов Ту-95МС. По натовской кодификации они получили наименование Bear - «Медведь».

Как он устроен

Планер Ту-95 выполнен в основном из алюминиевых сплавов, применены также магниевые сплавы и стали. Крыло стреловидное, с углом 35°. Экипаж размещен в гермокабинах, расположенных в носовой и кормовой частях фюзеляжа. Аварийное покидание самолета осуществляется при помощи подвижного пола через люки в обеих кабинах.

Шасси самолета трехстоечное со сдвоенными баллонами. Основные стойки - двухосные, убираемые в полете в крыльевые гондолы, носовая стойка - одноосная, убираемая по «потоку» в фюзеляж.

Посередине фюзеляжа снизу располагаются створки большого бомбоотсека.

В зависимости от модификации на Ту-95 применялись турбовинтовые двигатели НК-12 мощностью 12 000 л.с., НК-12М, НК-12МВ либо НК-12МП (каждый мощностью по 15 000 л.с.). Винты - четырехлопастные металлические изменяемого шага, установленные соосно. Высокая мощность двигателя и конструкция винтов обуславливают его беспрецедентную шумность. Ту-95 является одним из самых шумных самолетов в мире и засекается даже гидроакустическими системами подводных лодок, однако это не является критическим при нанесении ракетно-ядерных ударов. Горючее располагается в одиннадцати крыльевых кессонных и фюзеляжных мягких топливных баках.

Бомбовая нагрузка самолетов Ту-95 может достигать 12 000 кг. В фюзеляжном бомбовом отсеке допускается размещение свободнопадающих (в том числе ядерных) авиационных бомб калибром до 9000 кг.

Ту-95КД и Ту-95-20 вооружались крылатыми ракетами Х-20 с ядерной боевой частью, предназначенными для поражения целей на дистанциях 300-600 км.

Ту-95В (выпущенный в единственном экземпляре) был переоборудован для использования в качестве средства доставки мощнейшей в мире термоядерной бомбы. Вес этой бомбы составлял 26,5 тонны, а мощность в тротиловом эквиваленте - 50 мегатонн. После испытания «царь-бомбы» 30 октября 1961 года этот самолет больше по назначению не использовался.

Ту-95МС, составляющий костяк стратегической авиации России, является носителем крылатых ракет Х-55. В модификации Ту-96МС6 в бомбовом отсеке на многопозиционной пусковой установке барабанного типа размещается шесть таких ракет. В модификации Ту-95МС16 в дополнение к внутрифюзеляжной пусковой установке предусмотрена подвеска еще десяти ракет Х-55 на четырех подкрыльевых держателях. Оборонительное вооружение Ту-95 состоит из шести спаренных пушек АМ-23 калибра 23 мм, которые располагаются в трех оборонительных установках: кормовой ДК-12, нижней ДТ-Н12, верхней ДТ-В12. Общий боезапас составляет 2500 выстрелов. Ту-95МС вооружены только двумя пушками АМ-23, установленными в кормовой установке.

Кабина Ту-95 была плохо приспособлена к длительным полетам, экипажи сильно выматывались. Не было нормального туалета, неудобные сиденья. Воздух от системы СКВ был сухим и содержал масляную пыль. Оценка эргономики кабины выражалась просто и грубо - «как в танке», и только с появлением модификации «МС» на рабочих местах стало комфортней.

На самолете до сих пор отсутствует система катапультирования экипажа, что делает практически невозможным покинуть падающий самолет.

«Восточный экспресс» в Тихом океане

После принятия на вооружение самолеты Ту-95 несли службу в различных регионах СССР. Они базировались на Украине, в Казахстане и в России - в Моздоке и Энгельсе. Несколько самолетов (отряд) постоянно находились в состоянии боевого дежурства. Для оперативной подвески крупногабаритных ядерных боеприпасов оборудовались стоянки с траншеями - в полках боевое дежурство называли «на яме». Первоначально на вооружении Ту-95 были трехмегатонные бомбы - «изделие 37», которые позднее заменили более крупногабаритными двадцатимегатонными изделиями - отсюда и дежурства «на яме».

Из-за большой разницы во времени подхода американских бомбардировщиков с авиабаз НАТО в Европе и Азии к целям в СССР и советских Ту-95 со своих аэродромов до целей на территории США в ВВС СССР стали отрабатывать методы «вывода из-под удара». Под этим имелось в виду рассредоточение самолетов в случае нападения на оперативные аэродромы, в том числе и специально оборудованные снежные аэродромы в Арктике, и затем нанесение ответного «удара возмездия».

Также в 1960-х годах выполнялись маловысотные полеты групп бомбардировщиков на «прорыв ПВО». Специально подготовленные экипажи строевых частей выполняли полеты на высоте нескольких сотен метров, ниже зоны видимости тогдашних РЛС.

Ту-95МР вели регулярную разведку в Атлантике, а затем и в Тихом океане, для чего самолеты перегонялись на северные и дальневосточные аэродромы СССР и на бывшие американские авиабазы во Вьетнаме (Данаг и Камрань). В дальнейшем для выполнения этих задач были сформированы два полка ВМФ на самолетах Ту-95РЦ. Интенсивность разведполетов Ту-95РЦ была настолько высока, что моряки НАТО стали называть самолет «Восточный экспресс».

После перевооружения на Ту-95МС были выполнены демонстрационные полеты - беспосадочный облет по периметру границ территории СССР и полет к границам США и Канады через Северный полюс. Относительно новые ракетоносцы Ту-95К и особенно Ту-95К-22 перебросили на Дальний Восток, где в Амурской области (Украинка) была сформирована авиадивизия в составе двух полков. Их целями были авианосные ударные группы (АУГ) США в Тихом океане.

После распада СССР полки из Казахстана улетели в Россию. В 1998 году Украина приступила к уничтожению доставшихся ей в наследство стратегических бомбардировщиков на выделенные США средства. Но после переговоров Украина передала России восемь бомбардировщиков Ту-160 и три Ту-95 (бонусом к ним партию крылатых ракет) взамен на списание части долга по закупкам газа. Три самолета Ту-95МС были оставлены на Украине, все остальные - утилизированы. Один из них сейчас служит музейным экспонатом в Полтавском музее авиации. Два других были переоборудованы в самолеты-разведчики и поставлены на хранение возле Николаевского авиаремонтного предприятия. В августе 2015 года стало известно, что эти два самолета в 2013 году продали неизвестным покупателям.

Всего было построено более 500 самолетов Ту-95. По данным на 2015 год в России остается примерно 50 машин Ту-95МС (ракетоносная версия, которая осталась с 1980-х годов), в том числе 15 Ту-142, применяемых для морской разведки. Модернизации до уровня «МСМ» подлежат только Ту-95МС-16, которые оснащены ракетной системой «Спрут». Они будут способны нести ракеты Х-101 и прослужат до 2040 года.

Георгий ПЕТРОВ

Ветеран ведёт бой

Впервые Ту-95МС были использованы по прямому назначению - в качестве стратегических бомбардировщиков - во время операции российских ВКС в Сирии, когда в период с 17 по 20 ноября 2015 года они нанесли удар крылатыми ракетами Х-555 по объектам, находящимся под контролем ИГИЛ.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия