История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся




Как преломить копьё?

Копье было одним из самых первых видов оружия, которое начал делать и использовать человек. Долгое время оно было оружием пехотинцев. Но затем копья взяли в руки всадники. К XII веку на свет появилось рыцарское копье, превратившее кавалерийскую атаку в самое сокрушительное боевое действие на несколько веков.

Копья начали использовать в кавалерии еще скифы. Однако долгое время все ограничивалось метанием дротиков или вертикальными ударами короткими копьями, которые держали одной рукой. Переворот в использовании этого вида оружия произошел после того, как были придуманы стремена, и всадник смог концентрировать всю энергию своего движения в одной точке. К XII веку появился знаменитый таранный удар. И с тех пор кавалерийские копья стали делать специально под эту тактику рыцарской конницы.

Формула победы

Раннее рыцарское копье было очень похоже на обычную кавалерийскую пику, такую, какой она оставалась вплоть до XX века. Длина древка составляла от 280 до 340 см. Наконечник был довольно небольшим, как правило, четырехгранной или плоской формы. Для балансировки, чтобы копье удобнее лежало в руке, и всадник мог им управлять, на конец древка насаживался противовес. Общий вес всей конструкции колебался в пределах 2,3-3,3 килограмма.

При атаке всадник зажимал копье под мышкой, упирался ногами в стремена и нацеливал наконечник на противника. Масса всадника и снаряженного коня умножалась на ускорение движения. В итоге получался удар огромной силы. А если два всадника мчались друг на друга, то эта сила удваивалась. Ощетинившаяся копьями рыцарская конница была способна смести пехотный строй, даже если он укрывался за тяжелыми щитами.

В рыцарской сшибке шансы на успех были примерно равны. Чтобы получить преимущество, рыцари стали постепенно удлинять и утяжелять свои копья. Им нужно было, во-первых, сделать удар более мощным, а во-вторых - элементарно раньше дотянуться наконечником до противника. В результате к XIV веку рыцарское копье было куда более массивным - около 440 см длиной и порядка 4 килограммов весом. К тому же на древках появился специальный упор. Воин держал копье за специальную выемку, а кисть его прикрывал выступ. Это давало возможность более полно вложить весь вес в столкновение. Собственно, именно с этого времени рыцарский удар можно полноценно называть «таранным». До этого они иногда пользовались возможностью просто колоть с седла.

Правда, увеличение массивности повлияло на подвижность. Рыцарь мог двигать копьем лишь в пределах сектора где-то 45 градусов. Соответственно, мастерство заключалось в том, чтобы точно направить копье и удержать его в момент столкновения. А также усидеть в седле, получив встречный удар. Не говоря уже о том, что рыцарь должен был обладать исключительной силой духа. Ведь мчаться на разогнавшейся лошади, зная, что вот-вот тебя ждет сокрушительное столкновение - это по-настоящему страшно.

Единственный шанс

В XII-XIII веках основным типом доспехов, использовавшихся рыцарями, была кольчуга. Копье при нанесении таранного удара с легкостью пробивало их. Шанс на спасение у всадника был, только если удавалось правильно подставить щит, заставив наконечник соскользнуть, или же если противник ошибался (что на большой скорости было нередким).

Однако затем на полях сражений появились тяжелые пластинчатые латы, которые пробивать было сложнее. К тому же параллельно развивалась и рыцарская культура, в рамках которой пленить противника, выбив его из седла, считалось гораздо более разумным и благородным поступком, нежели убить. Соответственно, главная задача таранного удара изменилась.

Именно тогда появилось выражение «преломить копье», которое, по сути, стало синонимом конного поединка. Если древки ранних копий делались из более прочных пород дерева и даже иногда усиливались, то теперь они становились ломкими. Это исключало возможность выпасть из седла, случайно попав наконечником в дерево или землю.

Рыцарь в бою мог нанести только один таранный удар. После этого копье либо ломалось, либо же он сам выбрасывал его прочь. Ведь разогнаться заново в гуще сражающихся возможности у него не было. В дальнейшем он сражался булавой или мечом. Потому и выше стала цениться способность одним ударом выбить противника из седла. Чтобы облегчить эту задачу, в XIV веке стали появляться разнообразные приспособления.

Во-первых - буше. Это специальная выемка на щите, на которую можно было положить древко для лучшего прицеливания. Во-вторых - фокр, то есть крюк, приделанный сбоку к кирасе. На древко надевалось специальное стопорное кольцо, которое упиралось в фокр. Это еще более концентрировало массу в ударе. Наконец, упор для руки постепенно развился в вамплейт - металлический щиток, который теперь иногда прикрывал не только руку, но и корпус всадника.

Благородная забава

В ходе Столетней войны между Англией и Францией, к концу XIV века, тактика боя сильно изменилась. Выяснилось, что умело используя особенности местности и массированную стрельбу из луков, можно сделать рыцарскую конницу беспомощной, а таранный удар - бесполезным. Рыцари все чаще вступали бой спешившись. Копье же становилось оружием поединков и турниров.

Однако на турнире главной задачей была зрелищность. А потому копья делались еще более хрупкими, чтобы после столкновения в воздух взлетал настоящий фонтан из щепок на радость зрителям. Если древки боевых копий делались из ясеня или клена, то для турнирных копий в дело шла пихта или сосна. Более того, древки теперь склеивались из нескольких деталей и делались полыми внутри! Такое копье при ударе уже не могло не сломаться. А для удобства использования была придумана биконическая форма древка - рыцарь держался за самое толстое место, а к тыльной части и к наконечнику шло сужение.

Развитие рыцарского копья шло параллельно не только с доспехами, но и со снаряжением лошади. Рыцарское седло было сложной конструкцией, служило оно одновременно двум задачам: из него было трудно выбить и оно позволяло полностью вложиться в удар. Чтобы копьем все еще можно было выбить закованного в латы человека из седла, оружие делали все тяжелее и тяжелее. В результате к XVI веку рыцари выезжали на ристалище уже с настоящими «бревнышками». Чтобы удержать такое копье, на кирасу нередко приделывали уже по два фокра (только на турнирных доспехах). Тем не менее древки все так же легко и красиво ломались при столкновении.

Наконечник турнирного копья не только не был острым - он имел специальную форму в виде «розочки» или «короны». По этому сходству его и называли коронель.

И все же турниры оставались смертельно опасным мероприятием. Их запрет был связан со случаем в 1559 году, когда граф Монтгомери случайно убил короля Франции Генриха II - обломок копья угодил монарху в глаз.

Виктор БАНЕВ

Оружие короля Артура

Если среди мечей есть немало экземпляров, чьи имена широко известны, то копья этим похвастаться не могут. Одно из немногих копий, чье личное имя дошло до нас из глубины веков, принадлежало легендарному королю Артуру. Его исторический прототип, конечно, жил задолго до того, как в Европе возникло рыцарство, тяжелые доспехи и таранный удар. Но романы, в которых описаны его приключения, создавались уже в классическое Средневековье, и там он снаряжен как рыцарь.

Копье Артура звали Рон, или Ронжомэ. Эти слова являются сокращенной формой имени Ронгоминиад, которое пришло из древних валлийских легенд и означало буквально «копье-убийца». Гальфрид Монмутский в «Истории бриттов» описывает его как «длинное и широкое, очень удобное в схватках». Эпитет «широкое», скорее всего, относился к наконечнику. Именно с этим копьем в руках Артур сражался в последней битве против своего племянника Мордреда. Король пронзил Мордреда копьем, но тот успел ранить его отравленным мечом. В итоге оба рыцаря умерли.





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     История оружия