От тамтамов до эсэмэсок

Автор: Maks Июл 8, 2021

Прообразом почты можно считать удары в полые стволы деревьев, а затем и в барабаны, битьем в которые тысячи лет назад люди передавали сообщения от одного поселения другому. Африканские племена тамтамы до сих пор используют для связи на большие расстояния. А еще человек с древности применял для передачи вестей огонь и дым. Так, даже в XX веке дым костров для этих целей служил индейцам Канады.

Казенные гонцы

История почты как специального учреждения связи уходит в глубину веков. Когда точно она зародилась, ученые спорят по сей день, однако известно, что еще в Древнем Египте существовали группы рабов-бегунов, разносивших важнейшие указы и распоряжения фараона по всему царству.

В Древней Греции правительство каждого полиса тоже имело в своем распоряжении специальных пеших посланцев. В Древнем Риме пересылкой почты стали заниматься частные предприниматели, которые использовали для этого не только скороходов, но также повозки и вьючный скот. И лишь при императоре Августе (63 год до н. э. — 14 год н.э.) в Римской империи впервые возникла государственная почта, в рамках которой письменные сообщения из одного города в другой перевозили казенные гонцы на верховых лошадях или колесницах.

На Руси почтовая служба, как это ни странно, уходит своими корнями в Золотую Орду. Оказывается, это монголотатарское государство, раскинувшееся в XIII-XV веках на огромных пространствах Евразии, имело довольно развитую для своего времени и по-военному четко организованную систему передачи сообщений, от которых зависело управление целыми завоеванными областями. Конные гонцы с ханскими грамотами мчались по заранее утвержденным маршрутам, где на определенном расстоянии друг от друга находились особые станы (на тюркских языках такой стан назывался ям), содержавшиеся за счет казны. Здесь всадник мог отдохнуть и сменить лошадь, после чего продолжать путь. Известно, что дистанцию от берегов Волги до Монголии (около 7000 километров) гонец при минимуме сна и отдыха мог преодолеть за 12 суток, доставив по адресу высочайшее сообщение с неслыханной по тем временам скоростью.

После крушения Золотой Орды описанная выше система ямов, или почтовых станций, довольно быстро перешла в подчинение окрепшему Русскому государству. Конные гонцы на маршрутах действовали по-прежнему, но теперь на них появились также и конные повозки — знаменитые русские тройки, которыми управляли ямские извозчики, или ямщики. Само слово «ям» происходит от татарского «дзям» — «дорога» или от чагатайского «jam» — «почтовая станция, почтовые лошади». Правда, государственными служащими ямщики стали только в середине XVI века. Тогда царь Михаил Федорович учредил первое казенное почтовое ведомство — Ямской приказ, от которого и берет свое начало нынешнее российское Министерство связи.

Почта идет на восток

Почта в Древнем ЕгиптеБольшое значение развитию почтовой службы в России с самого начала своего царствования придавал Петр I, который в 1696 году по просьбе английских и голландских купцов установил регулярную почтовую связь между Москвой и Архангельском, а в 1700 году — между Москвой и Воронежем. С 1703 года, после начала строительства на Неве новой российской столицы, начала действовать также постоянная линия связи между Москвой и Санкт-Петербургом. Но лишь в 1717 году в соответствии с царским указом в российском почтовом ведомстве начались коренные реформы. Главным изменением в этой системе стало разделение Почтового и Ямского департаментов. Первый занимался исключительно пересылкой письменных сообщений и товарных посылок по стране, а второе ведомство с того момента — только транспортными перевозками, пассажирскими и грузовыми. Именно тогда профессия под названием «ямщик» приобрела значение уже не «почтальон», а «извозчик» — то, под которым она нам знакома и сегодня. При этом и Почтовый, и Ямской департаменты подчинялись правительствующему Сенату, тогда же учрежденному Петром I.

С 1719 года началось создание постоянно действующей почтовой и ямской связи на всей территории России, границы которой к тому времени продвинулись уже до Тихого океана. В 1724 году начала действовать регулярная почтовая и ямская линия между Санкт-Петербургом и Сибирью, но, как это ни странно, далеко не во всех губерниях и округах местные власти торопились открывать казенные почтовые учреждения. И лишь в 1740 году императрица Анна Иоанновна подписала специальный Указ об обязательном устройстве почты не только во всех губерниях, но также во всех провинциях и уездах. В связи с этим в период до 1750 года во многих российских регионах впервые в их истории было открыто почтовое присутствие.

Но подлинное становление почтовой службы в Российской империи началось только после 1780 года, когда по Указу Екатерины II во всех населенных пунктах, имевших статус города, местные власти за счет городской или уездной казны были обязаны открыть почтовую контору. После 1850 года во всех губерниях уже действовали губернские почтовые конторы 1-го или 2-го класса с их непосредственным подчинением Почтовому департаменту в Санкт-Петербурге.

С 1866 года, вскоре после начала процесса по образованию земств во всех губерниях, начали действовать также внутренние земские почтовые службы, пересылавшие письма и прочие отправления внутри соответствующего региона. С 1872 года во многих провинциальных городах образуются свои городские почтовые  управления, занимавшиеся рассылкой только внутренней корреспонденции. Однако широкого развития такая служба в большинстве губерний не получила ввиду малочисленности населения в тогдашних провинциях и незначительного объема пересылаемой корреспонденции. Так, в Самаре в 1874 году по городской почте прошло всего 480 писем, в то время как по земской почте в губернскую почтовую контору за это же время было сдано 5300 частных и 1500 казенных писем. В итоге Самарская городская почта была упразднена в 1885 году.

На примере Самарской губернии можно показать, как развивалась служба связи в регионах Европейской части Российской империи. С 1885 года, после открытия в Самаре первого пункта телеграфной связи, был образован единый Самарский почтово-телеграфный округ. Объединение телеграфа и почты в одном ведомстве чрезвычайно благоприятно сказалось на финансовом состоянии всей императорской службы связи. Если до этого вся почта России ежегодно приносила убытки казне в размере до 200 тысяч рублей, то после ее слияния с телеграфной службой новое ведомство уже стало давать прибыль — до 500 тысяч рублей в год. Неудивительно, что с этого момента по всей стране началось быстрое создание обширной сети почтовых отделений. Уже к 1900 году они были организованы не только во всех городах губерний, но также во всех волостных селах (всего их тогда было свыше 400).

Это он, наш российский почтальон

В начале XX века по действовавшим в то время нормативам за пересылку в другой город любого письма, неважно — открытого или закрытого (то есть в конверте) отправитель должен был наклеить на него марку ценой не менее трех копеек. Если же пересылка осуществлялась внутри города, то достаточно было марки ценой в 1 копейку. Посылки для отправления за пределы региона принимались весом не более 5 фунтов, а внутри города — не более 1 фунта. При этом в столичных городах — со второй трети XIX столетия, а в большинстве региональных центров — с начала XX века письма можно было отправить не только из здания губернской почтово-телеграфной конторы, но также через систему почтовых ящиков. Выемка почты из ящиков производилась дважды в сутки — в 7 часов утра и в 4 часа дня. Если отправитель адресовал свое письмо кому-нибудь в пределах города и успевал опустить его в ящик до 7 утра, он мог быть уверен, что адресат получит его послание в течение дня.

К сожалению, в наше время о такой скорости передачи написанного на бумаге сообщения через государственную почтовую службу приходится только мечтать. Даже внутри городов деловые письма порой идут по неделе, не говоря уже об их пересылке по стране. Сейчас даже заказное письмо из российской провинции в Москву или Санкт-Петербург в среднем добирается только через две недели — и это несмотря на общее снижение объемов почтовых отправлений, что вызвано бурным развитием Интернета и электронной переписки.

Впрочем, это очень хорошо, что в наше время у отправителей существует альтернатива традиционной почте в виде эсэмэсок и E-mail-посланий. Ведь наши прабабушки и прадедушки, чтобы отправить предмету своего обожания слова «Я к вам пишу — чего же боле», — при всем желании не смогли бы набрать этот текст на компьютерной клавиатуре, а вынуждены были пойти в почтовую контору.

Валерий ЕРОФЕЕВ

Загадки истории » Люди и вещи » От тамтамов до эсэмэсок

, , ,   Рубрика: Люди и вещи 302 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,207 сек. Потребление памяти:9.02 mb