Отчаянные аэронавты

Автор: Maks Окт 23, 2020

Парить в небе, словно птицы, люди мечтали еще с древних времен и упорно конструировали крылья и строили машины для полетов. В истории мирового воздухоплавания было немало отчаянных смельчаков. Особое место среди них занимают братья Станислав и Юзеф Древницкие и супруга их брата Альфреда Древницкого — Ольга.

Родиной практического воздухоплавания является Франция, где в 1783 году появился первый аэростат, способный подняться в воздух. Французы одновременно изобрели два основных типа летательного шара — тепловой, использующий нагретый воздух, и газовый — наполненный водородом.

Безумство храбрых

5 июня 1783 года братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье продемонстрировали родному городу Аннонэ свой первый полет на аэростате диаметром около 11 метров. А 27 августа того же года в Париже физик Жак Александр Сезар Шарль запустил над Елисейскими полями беспилотный газовый аэростат. (С тех пор эти модели и стали называться шарльерами и монгольфьерами.) В 1889 году на Парижской Всемирной выставке посетители уже могли за определенную плату подняться на воздушных шарах на высоту 1000 метров и любоваться городом с воздуха. Правда, эти шары не парили в свободном полете, а были прочно привязаны к опорам на земле. В 1785 году французский воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар первым перелетел на аэростате через пролив Ла-Манш.

В России до конца XVIII века воздушные полеты были запрещены. Помиловали аэронавтов только в XIX веке, при императоре Александре I. И то лишь иностранцев-гастролеров. После отмены запрета первым русским, поднявшимся в воздух, был 61-летний генерал от инфантерии Сергей Лаврентьевич Львов, заплативший приехавшему на гастроли французскому аэронавту Андре-Жаку Гарнерену две тысячи рублей, чтобы тот взял его с собой. Полет состоялся 18 июля 1803 года. Не обошлось без приключений — сильный ветер загнал шар к середине Финского залива, и аэронавты могли погибнуть. Но природа смилостивилась. Ветер изменил направление, и они живыми приземлились в окрестностях Санкт-Петербурга.

Начало XX века в России ознаменовалось полетом рекламного аэростата — пилот Жан Оверебе разбрасывал над Москвой рекламные открытки сигаретной фабрики «Катык». В 1922 году, уже в Советской России, был установлен первый мировой рекорд — воздухоплаватели Анощенко, Стобровский и Мейснер совершили полет длительностью 22 часа 10 минут, пролетев на аэростате 1273 километра из Москвы до города Лиекса в Северной Карелии. Но вернемся в XIX век, в то время, когда наибольшей популярностью пользовались гастролеры-аэронавты, дающие свои захватывающие дух представления.

Едет Древницкий!

Имена аэронавтов, братьев Станислава и Юзефа Древницких, впервые появились в газетах Российской империи в 1891 году. Древницкие начинали с полетов на монгольфьерах и первыми стали использовать для страховки парашюты. За три года они усовершенствовали технику прыжков и сконструировали подвесной парашют, постоянно дорабатывая его. Но гастроли не приносили серьезных доходов. Хотя билет на представление Древницких стоил всего 50 копеек, большинство зрителей предпочитало смотреть на полеты с балконов и с улицы. Однако братья были фанатами аэронавтики и гастролировали по всей России. Смерти Древницкие не боялись, хотя каждый их полет мог стать последним. Ведь чаще всего парашютист приземлялся на крыши или на деревья, и каждый раз это было опасно для жизни.

124-й полет стал для Станислава роковым. Он прикреплял парашют к боку шара перед взлетом и летал сидя на трапеции. Поднявшись высоко над землей, Станислав соскакивал с трапеции и силой своего веса открывал парашют. Трагедия случилась 2 июля 1895 года в Витебске. Поднимаясь в воздух, шар задел фонарный столб, и Древницкий, не удержавшись на трапеции, полетел на землю с высоты полтора десятка метров. Аэронавт умер, не дождавшись приезда врача.

В отличие от брата, Юзеф цеплял парашют под шаром с помощью специального замка и в полете висел на стропах парашюта. Да и выше 500-600 метров он не поднимался. Но от случайности никто не застрахован. Через три месяца после гибели Станислава, осенью 1895 года Юзеф гастролировал в Баку. Когда погода испортилась, и подул ветер норд, он решил не отменять представление и поднялся в воздух. Ветер отнес шар к морю, и Древницкому пришлось первый раз в жизни прыгать с парашютом на воду. Ему повезло, из воды его забрал таможенный баркас целым и невредимым. Но каждый взлет был непредсказуем. Весной 1896 года по требованию публики Древницкий взлетел в бурю, шар отнесло ветром на крышу трехэтажного дома, и Древницкий отстегнул парашют. Приземлившись на крышу, он сломал ногу, но остался жив.

Чего только не происходило с ним на гастролях. В Самаре во время полета его монгольфьер загорелся в воздухе. И снова его спас парашют.

С началом Первой мировой войны Юзеф Древницкий прекратил полеты и поселился в Москве, где работал журналистом. В 1917 году он тяжело заболел, сказались старые травмы, и умер незадолго до Октябрьской революции.

Женщина, парящая в небесах

Аэронавты ДревницкиеВместе с братьями Древницкими выступала Ольга, жена их брата Альфреда, ярого противника аэронавтики. В других источниках она упоминается как сестра. Ольга была не первой женщиной-аэронавтом в команде Древницких. До нее с ними выступали Янина Мей и Мария Николини. Настоящие имена и фамилии их никто не знал, женщины выступали под псевдонимами. Янина Мей травмировала ногу во время прыжка и попала в больницу. Узнав, что ее ждет ампутация, она покончила жизнь самоубийством, приняв яд. Мария Николини выбыла из команды в 1895 году после гибели Станислава Древницкого.

Первый полет Ольги состоялся в мае 1895 года в Харькове, в саду «Тиволи». Харьковские гастроли прошли на ура, а вот в Орле случилась беда. Когда шар взлетел, парашют Ольги самопроизвольно отстегнулся, и она упала на землю. Зрители громко ахнули, Древницкую тут же увезли в больницу, и город гудел как пчелиный улей, беспокоясь за ее жизнь. К счастью, высота падения была небольшой, не более четырех метров, так что вскоре Ольга вновь вернулась к полетам на радость публике.

В Туле, куда Древницкие приехали из Орла, гастроли не заладились изначально. В день первого полета в Кремлевском саду собралась большая толпа зрителей, в основном из числа мастеровых. Наполненный горячим воздухом шар держали за веревки солдаты, но в тот момент, когда Древницкие уже собирались прицепить к шару парашют, солдаты отпустили веревки и шар взлетел, а Ольга осталась на земле. Разочарованная толпа устроила в саду настоящий погром, и только к утру полиции удалось усмирить ее. Древницкие в спешке уехали из Тулы. Зиму 1899-1896 года они провели на юге, в Баку и сшили новый шар. В марте 1896 года Ольга первый раз взлетела на новом шаре, и Древницкие отбыли на гастроли в Тифлис.

Тифлисцев трудно было удивить прыжками с воздушного шара, до Древницких в городе уже давал представление Август Годрон. Но тут такая новость — женщина-аэронавт! И народ повалил на представление, которое состоялось 4 апреля. В тот день Ольга приземлилась в реку Куру, и публика поспешила спасать ее — вытаскивать из воды. Как была, в мокрой одежде, она вернулась на фаэтоне к месту взлета шара, где ее встретили бурными овациями и криками «Браво!». После Тифлиса были успешные гастроли в Самаре, Казани, Симбирске и других городах.

Свой последний, 15-й полет Ольга Древницкая совершила осенью 1897 года в Астрахани. Взлет был с ипподрома, и шар, поднимаясь, наскочил на зрительский павильон. Ольга зацепилась за карниз и была на волосок от гибели. Газета «Астраханский листок» писала об этом событии: «Шар с силой тянул ее из-под карниза, раздирая одежду и тело». Ольга отчаянно кричала, и на ее крики поспешили Древницкий и несколько мужчин из публики. Освободить ее удалось, только отрезав шар. После этого происшествия Юзеф Древницкий летал уже в одиночку.

В наше время воздухоплавание по-прежнему в чести. С той разницей, что при современных технологиях оно стало еще более экстремальным, еще более опасным для жизни. Но это никого не пугает. «Безумству храбрых поем мы песню!»

Вероника МИТИНА

  Рубрика: Забытое ремесло 431 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,356 сек. Потребление памяти:9.73 mb