Отцы «движущихся картинок»

Автор: Maks Ноя 8, 2020

Весь мир знает, что кинематограф изобрели братья Люмьер. Спорить с этим сложно, но стоит заметить, что лавры создателя кино могли оспорить еще несколько человек. И больше всего оснований на это было у гениального американского изобретателя Томаса Эдисона, который едва не засудил Люмьеров с их синематографом.

Эффект движущихся картинок, при котором изображение как бы оживает, известен людям с давних лет. В 1832 году физик Жозеф Плато создал фенакистископ, где посредством вращающегося диска картинка оживала. А в 1877 году американец Эдвард Мейбридж придумал зужироскоп, внутри которого при кручении стеклянной катушки со снимками различных фаз движения людей появлялось ощущение движения объекта. Устройство Мейбриджа стало основой для изобретения кинетоскопа — коммерческого аппарата Эдисона для показа кино.

Появление кинетоскопа

Любимым детищем изобретателя Томаса Эдисона был фонограф. «В 1887 году мне пришла мысль о возможности сконструировать аппарат, который будет для зрения тем же, чем является фонограф для слуха, и который будет и записывать и воспроизводить одновременно звук и движение», — писал впоследствии изобретатель. На тот момент уже существовали подобные устройства. Помимо упомянутого зужироскопа Мейбриджа это были и «оптический театр» Эмиля Рейно, «хронофотограф» Этьен-Жюля Маре, «хронофотографические камеры» Луи Лепренса. На разработку подобного аппарата Эдисон определил талантливого инженера своей компании, Уильяма Диксона. Тому удалось создать «ящик с живыми фотографиями», и когда Эдисон вернулся из Парижа, в ящике его встретило изображение Уильяма, который снимал шляпу, кланялся и говорил: «Я приветствую вас, мистер Эдисон!» Правда, аппарат лишь создавал иллюзию изображения, и звука в нем не было.

Эдисон был впечатлен успехом Диксона и, как деловой человек, решил заработать на новинке. Назвав ее кинетоскопом, Эдисон заменил экран «глазком» с тем расчетом, чтобы изображение мог видеть лишь один человек. Американец был уверен, что коллективный просмотр «движущихся картинок» — плохая идея, ведь собрать деньги с кучи народа будет проблемой. Получение патента стало финальным штрихом перед выпуском кинетоскопа в массы.

9 мая 1893 года состоялась первая демонстрация кинетоскопа в Институте искусства и науки в Бруклине, где публике показали короткий ролик «Сцена с кузнецами». По тому, как люди хотели прильнуть к окуляру с действом, Эдисон понял, что он не ошибся. Последней доработкой стала установка на кинетоскопе автоматического монетоприемника, аналогичного тому, что стояли на серийных фонографах. 14 апреля 1894 года нью-йоркские бизнесмены братья Холланд открыли на Бродвее первый салон, где стояли 10 кинетоскопов. Их они купили у Эдисона по 200 долларов за штуку. Устройства показывали разные ролики, на пять из которых можно было взглянуть за 25 центов. Если же зритель хотел увидеть все 10 роликов, то нужно было заплатить полдоллара — серьезные деньги по тем временам. Названия «фильмов» полностью отражали их суть: «Парикмахерская», «Кузнецы», «Петушиный бой», «Подковывание лошади», «Горные танцы», «Трапеция», «Борьба», два ролика о британской акробатке Эне Бертольди и один об упражнениях атлета Евгения Сандова. Уже 1 июня Холланды открыли салоны в Чикаго и Сан-Франциско, а 17 октября их заведение появилось за пределами США — в Лондоне. Только за 11 первых месяцев эксплуатации кинетоскопы принесли доход в размере 150 тысяч долларов — огромная сумма по тем временам.

Французский конкурент

Кинескоп ЭдисонаУвы, но популярность салонов с кинетоскопами быстро стала проходить. Причина была в том, что большинство роликов имели примитивный сюжет. Это были дрессированные собачки, акробаты, танцы. Правда, кое-кто пытался завлечь зрителя пикантным зрелищем. Так, владельца салона в Сан-Франциско арестовали за «аморальный сеанс», во время которого женщина поднимала юбку и показывала ажурные панталоны. Несмотря на некоторое снижение зрительского интереса, сеть салонов с кинетоскопами продолжала приносить прибыль и владельцам салонов, и держателю патента — Томасу Эдисону.

Именно в один из таких салонов пришел 30-летний Луи Люмьер. В окуляре небольшого ящика француз увидел целый мир. Это казалось волшебством — изображение оживало и умело рассказывать историю, не прибегая к словам. Луи задумался: «А что, если показать то же самое не одному, а десятку людей одновременно?!»

Когда Луи рассказал о кинетоскопе брату, тот лишь пожал плечами: «Да, Эдисон -гений. Что ж с того? У нас свой бизнес, мы не занимаемся чужими новинками». Но Луи так просто было не сбить. Он загорелся идеей «живых фотографий». Купленный за большую сумму кинетоскоп братья разобрали и изучили со всех сторон. Опуская подробности, можно сказать, что улучшить его было не просто. Ведь Люмьер хотел демонстрировать «движущиеся картинки» не одному человеку, а группе людей. И в итоге Люмьеры смогли достичь желаемого результата.

Тут же встал другой вопрос: а что показывать? «Можно снять выход рабочих с нашей фабрики! — предложил брат Огюст. — Это будет неплохой рекламой компании. Главное — правильно подать ракурс. И вуаля, история готова!» Огюст был прав. Когда Луи показал снятый фильм их отцу Антуану, тот был воодушевлен. Правда, для полного полета не хватало размаха. 50 секунд слишком мало, чтобы почувствовать себя в гуще события. Сыновья поняли его с полуслова.

«Выход рабочих с фабрики братьев Люмьер», «Завтрак младенца», «Вылавливание красных рыбок», «Вольтижировка» — по названию фильмов можно было узнать другой мир. А когда братья представили первую в мире комедию «Политый поливальщик» — старик смеялся от души.

Мнение отца хоть и было весомым, но не определяло настроение масс. И вновь к работе подключился Огюст, решив показать «живые картинки» простым людям. Когда в зале погас свет, публика ожидала чего угодно — ярких лучей софитов, длинноногих красоток с пышными юбками, иллюзиониста. Но вдруг раздалась какая-то стрекотня, и на белом экране появилось изображение. «О, Боже, — вырвалось у многих, — они как живые!» Люди смотрели и не понимали, как рабочие, идущие с фабрики, проходили мимо них. А после показала «Политого поливальщика» зал взорвался от смеха.

Битва в Америке

Слухи и заметки в прессе сделали свое дело. Парижане отложили дела и пошли в синематограф. А спустя месяц Люмьеры выпустили прямо-таки страшный фильм. Едва в зале гас свет, как на зрителей откуда-то издалека устремлялся поезд. Вскочив со стульев, публика с первых рядов нередко бросалась наутек. Впрочем, поезд быстро останавливался, и из вагонов выходили люди. Зал ахал и замирал, а шок и испуг сменялись восторгом. Это было просто неслыханно! Сеанс переносил зрителя туда, где он совсем не ожидал быть.

После такого Люмьеры, производившие киноаппараты, были засыпаны деловыми предложениями. Огюст, будучи опытным бизнесменом, решил поставить дело на поток. Вместо продажи аппарата он предложил партнерам брать его напрокат. Инженеры компании Lumiere монтировали его в помещении заказчика, а взамен тот обязался отчислять правообладателям 60% от сборов. Менее чем через год братья заработали на концессиях около миллиона франков. В 1896 году их аппараты появились в Лондоне, Риме, Кёльне, Женеве, Мадриде и Санкт-Петербурге.

А вот с Нью-Йорком едва не вышла промашка. Хотя американский зритель охотно покупал билет в зал, создатель сети кинетоскопов Эдисон был в бешенстве! Он грозил засудить представителей Люмьеров в США и имел все шансы на выигрыш дела. Потому Люмьеры поспешили договориться. Они предложили Эдисону хорошие отступные и формально признали его первенство. Разумеется, только на словах. Но это было куда лучше многолетних судов. Изобретатель согласился.

Однако ни Эдисон, ни Люмьеры не получили от своих аппаратов всех возможных «плюшек». Оказалось, что снимать кино куда сложнее, чем выпускать новинки кинотехники. Уже через год постановочные фильмы для синематографа стали снимать сторонние компании. И выходило это у них лучше, нежели у Люмьеров или Эдисона. В 1898 году Луи принял решение уйти из киноиндустрии, сосредоточившись на выпуске кинотехники. Но и здесь он не преуспел. В конце концов, Луи выбрал другое многообещающее направление — технологию цветной фотографии. В конце концов, показы и продажи киноаппаратов даже на пике популярности (1896-1900) приносили всего 15% доходов компании. А позднее и вовсе пошли вниз. Тем не менее в истории именно братья Люмьер остались отцами кинематографа, и вряд ли кто-то сможет лишить их этого титула.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Гениальные изобретения 409 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,308 сек. Потребление памяти:9.65 mb