Оторваться от Земли

Автор: Maks Авг 7, 2020

Первые двигатели внутреннего сгорания появились только в XIX веке. До этого люди пытались строить летательные аппараты за счет механики крыла, подсмотренной у птиц. Самая известная история — миф о Дедале, создавшем крылья для сына Икара. Тот подлетел на них близко к солнцу, воск, крепивший перья, расплавился, а Икар погиб.

История не сохранила имена смельчаков, сложивших голову ради того, чтобы взлететь в небо на рукотворных крыльях. Но одна из самых ранних конструкций летательных аппаратов, имитирующих полет птиц, осталась в дневниках Леонардо да Винчи. Много позднее, в 1714 году, 26-летний Эммануил Сведенборг создал эскизы, по которым можно было построить планер. А в 1853 году сэр Джордж Кейли уже создал практическую модель, поднявшую человека в воздух.

Подобно птице

В России одним из первых планерами заинтересовался морской офицер Александр Можайский. В усадьбе Котельниково изобретатель подробно изучал принципы аэродинамики птичьего крыла. Для этого он отстреливал птиц и скупал их у крестьян. Каждую особь Можайский взвешивал, измерял длину крыла, объем груди и вносил в карточку высоту ее полета. Первые модели офицер мастерил с использованием птичьих перьев.

В научных статьях от 1877 и 1878 годов указывалось, что Можайскому удалось сделать змея, который, будучи прицепленным к конной коляске, не только взлетал сам, но и поднимал человека. Именно на таком аппарате Можайский лично осуществил 3 полета. По описаниям крестьян, планер Можайского, кроме крыла, имел фюзеляж в форме лодки и четырехколесное шасси. Высота его полета составляла около 2-3 метров. Впоследствии Можайский переехал в Петербург, где продолжил опыты, но уже с миниатюрными моделями и пружинным двигателем.

Похожим путем изучал аэродинамику полета и симферопольский врач Николай Арендт. Он запускал в небо препарированных замороженных птиц с распростертыми крыльями. Полученные данные Арендт описал в своем труде от 1888 года «О воздухоплавании, основанном на принципах парения птиц», а позднее создал практическую модель планера.

Немецкий подарок

Несмотря на множество изобретателей и самоучек, желавших покорить небо, отцом современного планера можно назвать немецкого инженера Отто Лилиенталя. Создав в 70-х годах XIX века множество моделей, он лично совершил 2 тысячи экспериментов. В отличие от многих изобретателей, немец не пытался сразу взлететь, а долго бегал по холмам, определяя центр подъемной силы. Первый «полет» ему удался, когда он на бегу просто поджал колени. В конце концов, Лилиенталь нашел удачный вариант балансирного планера. Увы, во время полета в Берлине 10 августа 1896 года планер Отто развернуло ветром, и он рухнул наземь. Перелом позвоночника не оставил инженеру шансов, но перед смертью он прошептал брату Густаву: «Жертвы должны быть принесены».

Идеи Лилиенталя побудили американского инженера Октава Шанюта в 1896 году создать свой балансирный планер бипланной схемы. Эта весьма практичная конструкция стала основой планеров, созданных братьями Райт. Впоследствии именно на нее они поставили самодельную силовую установку, заставившую конструкцию подняться в небо. Так что можно утверждать, что вся современная авиация выросла из планера или даже воздушного змея.

В 1891 году русский ученый Николай Жуковский на заседании Московского математического общества сделал доклад «О парении птиц». Он давно следил за разработками Лилиенталя, а познакомившись с ним, осуществил теоретический расчет его экспериментов. В благодарность немец подарил Жуковскому один из своих планеров, который стал центром притяжения русских энтузиастов авиации. Впрочем, сам Жуковский считал планер лишь практичным средством для исследования теории полетов. Будущее авиации он видел в самолете, но сначала нужно было изучить теорию полета и только потом ставить на планер мотор. Как позднее сказал выдающийся советский авиаконструктор Олег Антонов: «В итоге получилось удивительное и в то же время такое простое целое — планер. Такое простое, что и на Суздальской Руси, и в Древней Элладе, и в еще более древней Индии нашлись бы и мастер, и подходящие материалы, чтобы построить планер, способный пролететь сотни километров и часами парить в вышине».

Планер, полученный в дар от Лилиенталя, можно назвать отправной точкой русской школы планеризма, ибо по его примеру и подобию стали появляться конструкции уже русских изобретателей. В 1908 году на своем третьем планере А-3 с размахом крыла 5 метров Константину Арцеулову удалось совершить 4 небольших полета с вершины Куш-Кая в Крыму, но в пятом Арцеулов потерпел крушение.

Весомую роль в становлении русской школы планеризма сыграл Киевский воздухоплавательный кружок под руководством ученика Жуковского — профессора Николая Делоне. В 1909 году здесь был создан бамбуковый балансирный планер в виде бипланной коробки с прямоугольными плоскостями. Конструкция этого планера, описанная в брошюре «Устройство дешевого и легкого планера и способы летания на нем», стала хрестоматийной для многих пионеров авиации.

Военный период

Планер А-9, конструкции АнтоноваРасцвет планеризма в СССР пришелся на 20-30-е годы XX века, когда случился бум летно-планерных школ. Связано это было с тем, что, в отличие от самолета, планер не имел двигателя и был дешев. Однако именно полеты на планерах позволили стране подготовить тысячи летчиков, которые позднее сражались на фронтах Великой Отечественной. Тогда же конструкциями планеров заинтересовались и военные.

И на это были все основания. В частности, предполагалось доставлять десант не методом парашютирования, когда десантники разбросаны на огромной площади, а на одноразовом планере.

До места посадки такие планеры тянулись военными самолетами по принципу планерного поезда, где «вагонами» могли быть несколько планеров. Отделившись от самолета, планеры продолжали управляемый полет на десятки километров и бесшумно садились на небольшие грунтовые площадки. Из-за одноразовости планер делали из дешевых материалов — дерева и парусины. В планах конструкторов были и огромные планеры, способные доставлять легкие танки и зенитные орудия, что увеличивало боеспособность десанта. Подобный проект носил название А-40, но не был реализован до конца.

23 января 1940 года ЦК ВКП(б) принял решение о создании в Наркомате авиапромышленности Управления по производству десантно-транспортных планеров под руководством Куликова. В результате конкурса первую премию получил 5-местный планер Олега Антонова. Модели именно этого конструктора, а также Грибовского и Цыбина применялись для доставки боеприпасов партизанам и переброски диверсионных групп. В ноябре 1942 года в ходе Сталинградской битвы была осуществлена операция «Антифриз», в ходе которой планеры доставили тонны антифриза для танков. Часто планеры применялись в 1943 году в Белоруссии, и в том же году планеры Г-11 и А-7 использовались для форсирования Днепра. Последние массовые вылеты планеров осуществлялись в 1944 году для поддержки партизан.

Стоит сказать, что и немцы тоже использовали планеры. Так, 10 мая 1940 года, используя планеры DFS 230, немецкий десант взял бельгийский форт Эбен-Эмаель. Планеры применялись вермахтом и при вторжении на Крит. Правда, позднее немцы отказались от них. А вот союзники — нет. Самым массовым планером США был Waco CG-4А, который применялся во время высадки на Сицилии и в Нормандской операции.

Увы, в 50-х годах XX века прогресс самолетов заставил военных отказаться от планеров. Однако планеризм продолжил развиваться благодаря энтузиастам и отдельным компаниям. 27 августа 2018 года стратосферный планер Perlan 2 производства компании Airbus установил в Аргентине рекорд высоты — 18,9 километра, что ранее казалось совершенной фантастикой.

Алексей МАРТОВ



Загадки истории » Люди и вещи » Оторваться от Земли

, , , ,   Рубрика: Люди и вещи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,137 сек. Потребление памяти:8.11 mb