Отверженный король

Автор: Maks Апр 25, 2020

Его называли гением киноэпизода. На экране неловкая фигура Эраста Гарина мелькала всего несколько минут, а роль запоминалась на всю жизнь. Автокатастрофа лишила актера зрения, а жить без любимой профессии он не захотел. Констатируя смерть Гарина, врачи так и сказали: умер от тоски.

Эраст Гарин прославился на весь СССР благодаря эпизодическим киноролям, в том числе странноватых старичков типа дедушки Кати из «Девушка без адреса» или Короля из «Золушки». А между тем «старичку» не было и пятидесяти — настолько ярок был комедийный талант Гарина.

Любовный треугольник

Знаменитый режиссер Всеволод Мейерхольд считал Эраста самым талантливым своим учеником и спешил ради него на репетиции в театр, а Константин Станиславский упоминал эпизоды в исполнении Гарина в своих учебниках. Критики подсчитали: во время спектаклей с участием Гарина зал взрывался смехом 300 раз, и почти каждый раз виновен в этом был Эраст Павлович. И все же знаменитым его сделал не театр, а кино.

В фильмографии актера четыре десятка киноролей, к самым ярким можно отнести Короля из «Обыкновенного чуда» и профессора Мальцева из «Джентльменов удачи».

Казалось, все в карьере и жизни Эраста Гарина складывалось гладко. Он был востребован и успешен в кино, женился на красавице-сценаристке Хесе Локшиной — их называли идеальной парой. Эраст вместе с Хесей работал в качестве сценариста и режиссера нескольких фильмов, в том числе «Принц и нищий» и «Обыкновенное чудо». Детей у них не было. И вот однажды театральный мир был потрясен известием: молоденькая писательница Любочка Фейгельман ждет ребенка от Гарина! А ведь он был на двенадцать лет ее старше и об их романе не догадывался никто.

Жена увезла Гарина из Москвы в Ленинград — подальше от позора. А он тосковал по Любаше и писал ей трогательные письма. В конце концов не выдержал и сбежал к любовнице. Но из нового брака вышло не счастье, а мучение: Гарин изводился от чувства вины. В итоге актер вернулся к первой жене, но и там не смог найти душевного спокойствия.

В 1966 году Эраст Гарин вместе с супругой Хесей ставили фильм «Веселые расплюевские дни». На съемках произошла трагедия: Гарин попал в автокатастрофу и лишился глаза. Врачи боролись за его зрение, но и второй глаз практически перестал видеть. Для человека актерской профессии это была настоящая трагедия.

Гарин пытался бороться за карьеру изо всех сил, задействовал связи. Свой физический недостаток Эраст Павлович компенсировал природной харизмой и необыкновенным талантом. Ему удалось сыграть в эпизодах еще в десятке фильмов, в том числе театрального критика в «12 стульях» и Киселя в «Много шума из ничего». Но к концу 1970-х годов предложения сниматься поступать перестали.

Грустный Иа

Эраст ГаринК тому времени жанр киносказки, в котором Эраст с его худобой, оттопыренными ушами и длинным носом мог претендовать на многие роли, оказался больше не востребован. А внешность не позволяла актеру претендовать на серьезную работу: режиссеры отказывались видеть в Эрасте Гарине драматический талант. Советскому кинематографу требовался положительный персонаж с героическим обликом. Ну какой из него строитель коммунизма или передовой партийный работник?.. Выдающийся актер оказался не у дел. «Обрати внимание, — с горечью говорил Гарин своей жене, — что как положительный персонаж, а тем более лицо одухотворенное я окончательно забракован!»

Невостребованность в кино актер переживал очень тяжело. К счастью, помимо примечательной внешности он обладал выразительным голосом. Чтобы хоть как-то зарабатывать на жизнь, Гарин вел радиопередачи и занялся озвучиванием мультфильмов. Творческий багаж Эраста Гарина включает сорок мультипликационных фильмов, правда, во многих из них его имя даже не упоминается в титрах.

Конечно, самым ярким персонажем, которому Эраст Павлович подарил свой голос, стал ослик Иа из мультика про Винни-Пуха. Режиссер Федор Хитрук утвердил актера без всяких проб и худсоветов, что по тем временам было большим риском и редкостью: «Он полностью соответствовал этому образу! Я, к сожалению, не был знаком с Эрастом Павловичем в иные, возможно, лучшие периоды его жизни, но в начале 70-х годов, когда мы начали делать серию мультфильмов о Винни-Пухе, никто не назвал бы его оптимистом. Это был очень грустный, жалобный, погруженный в себя человек, который, похоже, уже не ждал от жизни ничего хорошего». Хитрук вспоминал, как Гарин приходил на студию — такой же печальный, как его герой, и записывал все сразу — без дублей и помарок, а потом так же обреченно уходил.

Единственной работой, от которой Эраст Павлович отказывался, был дубляж иностранных фильмов, — актер называл этот процесс абсолютно нетворческим.

«Надо и совесть иметь…»

Знакомые вспоминают Гарина как очень скромного и интеллигентного человека. Он не умел хамить, краснел, как ребенок, от неловкости и ни разу в жизни не повысил голос — даже когда работал режиссером в театре. Его имя было известно на весь СССР, перед ним благоговели актеры, его дружбы искали режиссеры, но он всегда жил только ради искусства. Деньги не имели для него никакой ценности, за ними он не гнался. В этом плане показательными являются слова из концовки фильма «Золушка»: «Связи связями, но надо же и совесть иметь…»

Одна коллега-актриса вспоминает: «Они с Хесей Александровной с трудом сводили концы с концами. Эраст Павлович одевался довольно скромно, но даже в стареньком, видавшем виды костюмчике выглядел элегантно. У него была бездна вкуса, он казался европейцем, которого судьба по какой-то только ей известной причине забросила в Советский Союз».

В 1977 году Эрасту Павловичу Гарину присвоили почетное звание народного артиста СССР. Но в его жизни это мало что изменило. Под конец жизни Эраст Павлович вернулся в родную Рязань. Он жаловался всем, что его забыли, никуда не приглашают. У него больше не было смысла жизни. Если раньше его любимым досугом было чтение книг, то сейчас, с окончательной потерей зрения, у него не осталось никакой отдушины. В один прекрасный момент Гарин перестал говорить. Близкие испугались развития болезни, но актер знаками показал, что просто устал и отныне отказывается произносить слова. Зачем?.. Удивительно, но в свои 77 лет он оставался практически здоровым человеком. А умер, как говорят многие, от обиды и тоски. Его дух был сломлен. Осознание собственной ненужности и забвения его имени вогнало Гарина в тяжелейшую депрессию. Несколько недель до ухода из этого мира знаменитый актер и режиссер лежал на своей кровати — ничего не говорил и не двигался.

Бывшая гражданская жена Любовь Фейгельман, с которой ради дочери Эраст Павлович сохранил дружеские отношения, говорила: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может этого делать. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».

Эраст Павлович Гарин умер 4 сентября 1980 года в возрасте 77 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище столицы.

Елена ПЕТРОВА

«Хеська, припопь себя!»

Эраст Гарин очень любил яркие выражения, в которых не стеснялся. Когда ему казалось, что его супруга, тоже режиссер, на репетиции мешает ему работать, он кричал на весь театр: «Хеська, припопь себя!» Все актеры знали, что это означало — сядь и уймись.

  Рубрика: Кумиры 395 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:6,402 сек. Потребление памяти:9.66 mb