Пальмы и кедры покажет вам Кук

Автор: Maks Окт 1, 2017

Существует ли альтернатива пьянству? Томас Кук был уверен, что да. И это — путешествия: жажда познания мира вытеснит жажду алкоголя. Как же он ошибался, скажем мы сейчас! Тем не менее, движимый благородной целью (которой он, увы, так и не достиг), Кук сделал другое большое дело. Он фактически заложил основы нынешнего туристического бизнеса.

С ветерком на поезде

Англичанина Томаса Кука считают первопроходцем в области массового туризма. С его помощью жители Туманного Альбиона сначала объездили всю Британию, потом пересекли Ла-Манш и открыли для себя Европу, затем переплыли Атлантику и начали обследовать Америку, после чего отправились в Святую землю, а в завершение обогнули весь земной шар за 212 дней.

Все это правда. Но не совсем. В XIX веке, когда появились паровозы-пароходы, идея неделовых путешествий созрела в обществе сама собой. И не Кук её первым уловил, а другие люди, обладавшие особым чутьём на грядущую прибыль. Однако именно Кук вошёл в историю как зачинатель туристического бизнеса. Почему? Потому что в первую очередь он думал не о прибыли, а о людях.

Скромный труженик из британского городка Маркет-Харбор, что в графстве Дербишир, он знал, что в соседнем более крупном городе Лестер, где есть железнодорожная станция, организуют увеселительные поездки на поездах. Их предлагали сами железнодорожные компании, гарантировавшие большим группам билеты по сниженным ценам. Немалой удачей для них были крупные заказы, когда какая-нибудь богатая фирма выражала желание устроить для своих сотрудников весёлый «корпоратив» в виде прогулки на поезде туда-обратно. Но чаще железнодорожники сами заранее объявляли о том, что готовят состав для развлекательной поездки. Надо сказать, билеты расхватывали очень быстро, и для расстроенных клиентов, которые не успели их купить, в кассу выбрасывались новые билеты, а к составу прицепляли вагоны. В результате поезда приобретали совершенно гигантские размеры — по 70-80 вагонов! Их тащили частями четыре-шесть паровозов. А сам состав порой двигался так медленно, что пассажиры спрыгивали вниз на землю и шли рядом с поездом. Словом, постепенно увеселительные поездки стали превращаться в кошмар.

Трезвенникам — скидки

Томас Кук читал о них в местных газетах. И неодобрительно ворчал. Какой смысл трястись в вагоне без всякой цели, да ещё и от нечего делать вдребезги напиваться. Кук в ранней юности приобщился к баптистской церкви и стал ярым противником пьянства. Он участвовал во всех сходках трезвенников и активно агитировал местный народ отказаться от спиртного. Тщётно. И однажды Кука осенило: а что, если эти самые поезда, которые используют для бессмысленных катаний, подключить к его праведной борьбе? Вот, например, 5 июля 1841 в соседнем городке Лафборо намечен очередной съезд трезвенников. А ведь было бы здорово всех делегатов организованно отправить на их мероприятие на поезде! Во-первых, им это будет удобно, а во-вторых, в глазах общества такая поездка будет выглядеть как некое наглядное поощрение тех, кто выбрал трезвый образ жизни. Ещё лучше получится, если в дополнение к организации переезда заказать в Лафборо чаепитие, на котором люди отдохнут после важного заседания. И будет справедливо уговорить железнодорожную компанию сделать скидку на билеты для делегатов! Руководителям «железки» план понравился, и они даже согласились выдать Куку «подъёмные», необходимые на подготовку поездки, но поставили условие — он должен набрать не меньше 500 человек. Кук сагитировал 570 противников пьянства. Немалую роль в успехе сыграла и его брошюра с описанием будущей поездки — первый в истории путеводитель! Путешествие удалось на славу. Люди комфортно доехали до Лафборо, провели съезд, попили чаю, даже потанцевали и сыграли в крикет, после чего так же с той же приятностью вернулись домой. И за всё про все каждый из них заплатил всего по одному шиллингу!

Вам пакет!

Томас КукТо, что тогда придумал неизвестный в широких кругах баптист, сегодня повсеместно используется в турбизнесе. Это называется «пакет услуг». За один шиллинг каждый участник поездки получил возможность доехать до места, перекусить-передохнуть и вернуться назад.

Но Кук тогда не думал о том, какую прибыль он может извлечь лично для себя. Свои первые путешествия он вообще устраивал без всякого шанса что-то заработать. Им двигала только идея. Она гласила: все беды человечества — от пьянства, и чтобы жизнь кардинально изменилась к лучшему, необходимо его искоренить. Как? Найти пьянству замену. Какую? Отправить людей путешествовать. А если им это не по карману? Сделать все, чтобы снизить цены.

Движимый первым успехом, он принялся организовывать познавательные поездки — сначала в ближних окрестностях, потом дальше. С этой целью он переехал в Лестер, откуда начинался железнодорожный путь. География путешествий постепенно расширялась. Кук счёл необходимым каждый раз снабжать своих клиентов путеводителями, которые сам сочинял и печатал в собственной маленькой типографии — единственном на тот момент предприятии, приносившем небольшой доход. Помимо рассказа об интересных местах, наш автор подробно описывал и план поездки, а также давал ценные житейские советы. А ещё он честно сообщал, какие услуги входят в общий пакет, а какие нет. Сохранилось только два путеводителя того раннего периода, которые Кук подготовил для первых более далёких поездок — в Шотландию.

Для такого путешествия, состоявшегося в 1846 году, Куку пришлось задействовать ещё и пароход. В своей брошюре он подробно описал, как его клиенты сначала доедут поездом из Лестера до Флитвуда, потом пересядут на пароход до Ардроссана, затем опять покатятся на поезде в Глазго и Эдинбург, где их ждут бесплатный завтрак и бесплатный же осмотр достопримечательностей шотландской столицы. Причём предварялось описание маршрута длинной тирадой о том, что, мол, неправы люди, которые считают путешествия напрасной тратой денег и называют их главной причиной распущенности нравов и упадка религии. Как раз наоборот — путешествия укрепляют в вере, ибо способствуют познанию мира, созданного Богом. В той же брошюре Кук честно признался, что пароход «Фалькон» отказывался предоставить места, если не наберётся минимум тысяча пассажиров. Но люди его не подвели — необходимое количество путешественников раскупили билеты гораздо раньше указанного срока.

Пора вступать в клуб

Те же принципы организации поездок Томас Кук закрепил в 1851 году, когда взялся отправлять людей на «Великую выставку», как окрестили торгово-промышленную выставку в Лондоне. Отбоя от клиентов не было — ведь кто мог устоять перед соблазном за маленькие деньги увидеть Хрустальный дворец под огромным стеклянным куполом, возведённый специально для того мероприятия. В итоге через «контору Кука» на выставку съездили более 160 тысяч человек! Всего за пять шиллингов с носа каждому клиенту предоставлялся выгодный пакет — железнодорожные билеты, входные билеты на выставку, гостиница и питание. А где Кук брал оборотные средства, чтобы производить массовую предоплату? У тех же клиентов. Он призвал будущих туристов вступать в «клубы путешественников» и еженедельно вносить крохотные взносы.

И когда настало время везти людей уже за пределы родины — в Париж на Всемирную выставку 1855 года, — схема была отработана до совершенства. Именно забота о клиенте, который получал максимальные удобства за минимальную цену, выгодно отличала Кука от других турагентов, которые задолго до него занялись перевозкой людей на континент. Пионером таких поездок считается Джозеф Крисп из Ливерпуля. Он начал свою деятельность ещё в 1845 году. Однако его роль сводилась только к организации самого переезда из Ливерпуля в Париж и обратно по «специальной» цене: первым классом — за семь гиней, вторым классом — за пять гиней. Клиентам давалась возможность провести во французской столице целых две недели, но уже абсолютно самостоятельно без всяких скидок Джозефа Криспа. И в этом деле Кук явно его превзошёл — он предложил туристам в одном пакете не только переезд, но и отель, а также прочие услуги, которые могут понадобиться в путешествии.

Вот так и начиналось завоевание Куком всего мира. Результат? Контора Кука и сейчас на высоте. Она считается первым по значимости туроператором в Британии, вторым в Европе и третьим в мире. Недавно она приняла в свои объятья наш «Интурист», и теперь в России действует компания «Интурист — Томас Кук».

Что ж, нельзя не признать: скромный баптист из заштатного городка достиг очень многого. Кроме главного — он так и не сумел убедить людей отказаться от спиртного. Возможно, когда-нибудь в мире родится человек, который сможет решить задачку, оказавшуюся не по зубам великому Томасу Куку. А пока на вопрос, что же всё-таки поможет побороть пьянство, можно дать только один ответ: исключительно работа над собой. Никакого более действенного способа никто до сих пор так не изобрёл.

Елена ГАЛАНОВА

  Рубрика: Великие первопроходцы 297 просмотров

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,291 сек. Потребление памяти:9.67 mb