Партизаны. Диверсии. Рельсы

Автор: Maks Июн 5, 2021

Великая Отечественная война затронула весь Советский Союз. Многие не смогли остаться в стороне: кто-то ушёл на фронт, кто-то пошёл в партизаны. Мужчины, женщины, дети помогали Советской Армии, защищая Родину. Они мстили гитлеровским захватчикам за разбои, грабежи, насилие, придумывали хитроумные ловушки. Именно поэтому их называли народными мстителями.

ПАРТИЗАНСКИЙ БЫТ

Партизан — человек, который добровольно защищает оккупированную территорию в нерегулярном военном отряде. Если Красная Армия боролась на фронте, то партизаны чаще всего действовали в тылу противника, организовывали диверсии, срывали планы немецких солдат.

В Советском Союзе с 1941 по 1945 год насчитывалось около миллиона партизан, которые были участниками 6200 партизанских отрядов. Все они управлялись органами власти, а также Центральным штабом партизанского движения, который разрабатывал планы и тактики ведения боя в тылу врага.

В некоторых партизанских штабах имелись радиостанции. С помощью них партизаны связывались с Центральным штабом, передавали разведывательную информацию. А те говорили о планах наступления и операциях, которые планировалось пройти. Например, об операции «Рельсовая война». Но о ней позже.

Партизаны жили в шалашах и землянках. Некоторые устраивали жильё в ямах от снарядов: вычищали землю, укрепляли стенки палками, а мхом утепляли. В таких ямах могло поместиться до десяти человек. Однако противник мог быстро найти такое убежище и разрушить его.

Женщины и дети помогали Советской Армии. Неприятель этого не ожидал и поэтому не обращал на них внимания. А зря. Пользуясь своей незаметностью, они узнавали нужную информацию — о предстоящих боях, не попадая под подозрение. Дети же могли несколько раз переходить линию фронта и поджигать дома, в которых спал враг.

«Русская партизанская война, — пишет берлинский корреспондент шведской газеты «Свенска дагбладет» («Ежедневная газета». — Прим. автора), — особенно в лесных и болотистых местностях, ставит немецких солдат перед тяжелыми испытаниями. Борьба с партизанами потребовала с немецкой стороны много жертв».

Источник: «Красная Звезда» № 156, 4 июля 1943 года.

НЕЛЕГКАЯ РАБОТА — БОРОТЬСЯ ПРОТИВ ПАРТИЗАН

Основные задачи партизанского движения — разведка и диверсия. Партизаны отравляли источники питьевой воды, подрывали железные дороги, уничтожали высоковольтные линии.

У партизан имелось оружие, нередко они сами его и делали. С ним они часто устраивали засады немецким солдатам. Противник не мог разглядеть партизана, который быстро перемещался, скрывался в кустарниках и стрелял неведомо откуда. Иногда фашистским солдатам приходилось привлекать даже авиацию для борьбы с ними. Однако это было неудачное решение — советские артиллеристы сбивали эти самолеты.

Немецким солдатам было трудно передвигаться по обычным дорогам. Советские партизаны снимали и переставляли указатели, бросали на дорогу гвозди и шипы, устанавливали противопехотные мины. На дорогах строились заграждения из некрупных деревьев и веток, чтобы враг как можно больше времени и сил потратил на расчистку маршрута.

Партизаны подрывали дух немецких солдат. Они атаковали в тёмное время суток, чтобы их не было видно. Немецкий солдат всё время находился в ожидании нападения народного мстителя.

Помню, дедушка часто рассказывал о своём отце, который был одним из организаторов партизанского движения на Смоленщине. Мне всегда нравилась история, как партизаны, у которых не было радиосвязи, общались между собой при помощи собак. Они привязывали письмо-сообщение к животному и отправляли в другой лагерь. Немецкие солдаты, которые не воспринимали в качестве врага женщин и детей, на собак вообще не смотрели. С помощью такой смекалки было передано много важной информации.

«РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА»

Партизанская рельсовая войнаВ сентябре 1943 года была запущена операция «Рельсовая война». Её целью было уничтожение железнодорожного полотна, мостов, чтобы противник не мог ни получать провизию и технику, ни передвигаться на поездах. Для этого было проведено массовое обучение партизан минно-подрывному делу. В первую ночь этой операции было уничтожено 42 тысячи рельсов. В подрыве участвовало 100 тысяч партизан. В ходе этой операции всего было уничтожено 215 тысяч рельсов. Всего за всё время войны партизанские отряды смогли уничтожить около 18 тысяч составов противника.

Партизаны устанавливали самые различные мины: дистанционные (управляемые), мгновенного и замедленного действия. Чтобы противник как можно дольше не мог пользоваться железной дорогой, ломали пути в самых труднодоступных местах: на уклонах, насыпях на болотах, в глубоких выемках, на мостах.

Дистанционные мины использовали следующим образом: к чеке взрывателя привязывалась бечёвка, её протягивали до хорошо просматриваемого места на 50-120 метров от железнодорожных путей. Когда подъезжал поезд, партизан выдергивал кольцо рывком бечевки, и рельсы взрывались.

Были и «угольные» мины. Такие мины внешне не отличались от обычного куска угля. Однако, взрываясь в топке, они выводили из строя паровоз. Эти мины партизаны подбрасывали в депо. Там же они портили ремонтное оборудование, срывали ремонт составов.

ПОДРЫВНАЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ

В апреле 1943 года партизанский отряд заминировал десятиметровый мост необычной взрывчаткой. Тротиловые буровые шашки вставили в 50-килограммовые авиационные бомбы. Этим партизаны взорвали мост прямо перед подъезжающим паровозом. Паровоз и обломки моста полетели в реку, а ещё четыре вагона сошли с рельсов.

Из-за партизанских диверсий немецкие солдаты начали предпринимать меры. Они стали вырубать деревья и кустарники по обеим сторонам железной дороги, минировали участки вблизи рельсов, устанавливали патрулирование, стали серьёзнее охранять дорогу. Ещё они делали предупредительные обстрелы — вдруг в лесу сидели партизаны. Но и в этой ситуации партизаны смогли найти выход. Они прибегали к «нахальному», или скоростному, способу установки мин. Партизан устанавливал мину прямо перед проходящим поездом. В таком случае требовалось умение очень быстро устанавливать взрывное устройство и большая смелость самого подрывника.

Народные мстители были очень изобретательны. В октябре 1943 года отряд украинских партизан далеко от моста, в лесу, на вагонетке собрал самодельную торпеду. Мотор мотовоза был двигателем, а авиабомба ФАБ-100 — зарядом. На вагонетку установили чучело и фонарь и всё это поставили на пути. Взрыватель сработал при въезде на мост. Взрыв был очень сильным: движение по мосту прекратилось на три дня, а еще две недели его ремонтировали.

Не только мины использовали партизаны в рельсовых войнах. Белорусские партизаны использовали «клин». Устройство, состоящее из откосной рейки и клина, крепилось поверх рельсов болтами. Поезд на полном ходу наскакивал на самодельный «трамплин» и по откосной рейке сходил с путей.

Находчивости и изобретательности советских людей того времени можно только позавидовать.

* * *

Всегда восхищалась мужеством простых людей, которые сами пошли против немецких солдат.. Они не были воинами, но защищали своих родных, свой дом, свою Родину. Они применяли все свои знания, Обороняясь от врага: инженеры из подручных средств делали оружие, восстанавливали военную технику, люди, знающие немецкий, узнавали планы неприятеля и передавали их армии. Зная, что они идут на смерть, партизаны и их помощники боролись с захватчиками. Их подвиг нельзя забывать. Войну никогда нельзя повторять.

Ната ВАНДЕР

Загадки истории » Великая Отечественная » Партизаны. Диверсии. Рельсы

, , , ,   Рубрика: Великая Отечественная 146 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,191 сек. Потребление памяти:9.07 mb