Пьедестал для пятки

Автор: Maks Ноя 25, 2017

Многие современные модницы наверняка удивятся, если узнают, что когда-то каблуки были привилегией лиц исключительно мужского пола. И предназначались они вовсе не для красоты, а для сугубо практических целей.

Историки считают, что впервые каблуки появились у древнеегипетских землепашцев. Каблук создавал упор, на который было удобно опираться на вспаханной почве. В то время как основная часть египтян ходила босиком, обувь могли себе позволить лишь фараон и его приближенные. Но обувь на каблуке считалась чем-то вроде спецодежды. Помимо землепашцев ее носили еще и мясники, не желавшие пачкать ноги в крови, разлитой по полу.

Подальше от грязи

В V веке до нашей эры древнегреческий драматург Эсхил представил публике новый вид развлечений — трагедию. По его мнению, играть ее следовало в особом стиле, непременным атрибутом которого были белые маски, специальные декорации и котурны. Последние представляли собой сандалии, к которым крепились высокие подошвы из пробки. Так исполнитель оказывался выше и воспринимался зрителями как важный персонаж.

Котурны могли достигать такой высоты, что актерам требовалась трость, чтобы не потерять равновесие. Позднее в Элладе даже возникло крылатое выражение — «встал на котурны», характеризующее недалекого человека, принимающего театральную позу и смотрящего на других свысока. Однако дальнейшая «биография» каблука мало связана с театром.

В Японии обувь гэта появилась в конце VIII века и преследовала сугубо практическую цель — защитить дорогое кимоно от дорожной грязи. Обычно гэта возвышали обладателя на 4-5 сантиметров от земли, но дождевые гэта достигали высоты и в 10 сантиметров.

Такую же цель преследовали и венецианские чопины, появившиеся в XV веке. Венеция на тот момент была зловонным местом, и дамы желали уберечь наряды от грязи. На помощь пришли сапожники, изготовившие обувь на подставке. Чопины обычно надевались поверх мягких тапочек, а их подставка равнялась от 15 до 42 сантиметров. Поэтому женщина на чопинах нередко передвигалась с помощью трости или слуги.

Логично, что с такой обувью возрос травматизм, а врачи указывали на чопины как на причину выкидышей. Католическая церковь прямо связала этот факт с распутством. Дескать, плод греха развратницы убивали, специально падая с чопинов. В 1430 году власти и вовсе запретили эту обувь, но дамы игнорировали запрет.

Забавы монархов

В 1533 году 14-летняя герцогиня Екатерина Медичи, прибывшая во Францию для венчания с наследником престола Генрихом Валуа, надела туфли на каблуке высотой пять сантиметров. Диковинную обувку она привезла из Италии, но французам она пришлась по душе. Примеру Медичи последовала и английская королева Мария Тюдор, также не отличавшаяся высоким ростом. Неудивительно, что вслед за монархами моду на каблуки переняли и их подданные.

Каблук стал причиной получения дворянства французским сапожником Николя Лестажем. В Бордо, где он работал, пожаловал 21-летний Людовик XIV, чтобы обсудить брак с испанской инфантой Марией-Терезией. Николя преподнес монарху пару своих туфель, от которых тот пришел в восторг. Спустя четыре года Лестаж подарил монарху сапоги, изготовленные без единого шва. Тогда это казалось чудом.

Но дворянское звание сапожник получил, изобретя каблук оригинальной формы. Расположенный точно под пяткой, он сужался к центру и расширялся книзу, что обеспечивало устойчивость. Позднее такой вид каблука получил название «людовик». Вслед за королем обувь с каблуком стали носить и придворные. Особым шиком считались белые туфли с каблуком красного цвета. Позднее красный каблук стал отличием аристократии.

Форма каблука мужской обуви не очень подходила женским туфлям. Фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур изменила это недоразумение, придумав свой каблук. Он был немного ниже мужского, но при этом тонким и изящным. Именно появление каблуков заставило сапожников шить правый и левый башмак по отдельности. До этого различий между ними не делали.

В XVIII веке обувная мода во Франции и Италии достигла расцвета. Не только туфли, но и каблук, выросший до 10-12 сантиметров, обтягивали бархатом и инкрустировали драгоценными камнями.

Все великолепие пустила под откос Французская революция 1789 года. Новое правительство не разделяло аристократических взглядов и не поощряло ношение корсетов и вычурной обуви. Медики и философы сообща твердили о вреде для здоровья подобных аксессуаров. И в принципе были правы. Теперь в женской моде во Франции безраздельно правили платья из тонкой ткани без корсетов и сандалии на плоской подошве.

Но если во Франции каблук почти на 50 лет вышел из обращения, то в России ничего подобного не было. Более того, французская революционная мода считалась здесь отвратительной, а каблук по-прежнему был неотъемлемой частью дворянской обуви.

Танкетка и шпилька

КаблукВ русский язык слово «каблук», как и многие другие, пришло из тюркского языка — kabluk. Оно, в свою очередь, происходит от арабского kab — «пята, пятка». Впервые в русских летописях каблук упоминается в 1509 году. Конники Золотой Орды использовали каблуки для того, чтобы в сапогах было удобнее удерживаться в стремени. Логично, что монгольскую обувную моду быстро переняли и славяне. Не случайно русский сафьяновый сапог помимо каблука имел еще и задранный нос, характерный для Востока.

Но в XVIII веке Россия была уже европеизированной страной и придерживалась европейской моды. Хотя во Франции каблуки отменила революция, а в Англии парламент издал указ о казни женщин, которые носят каблуки и являются ведьмами, в России ничего подобного не было. Обувь здесь делали сообразно моде, а каблук был неотъемлемой частью как офицерских сапог, так и туфель вельмож.

К середине XIX века в Европе у дам стали популярными ботинки на пуговицах или шнурках с новым видом каблука — рюмочкой. И только в XX веке обувь стали делать с разными типами каблуков, как низкими, так и высокими.

В 1936 году голливудский обувной модельер Сальваторе Феррагамо придумал босоножки на танкетке. «Я никогда их не надену, они ужасны!» — высказалась о новом творении одна из актрис, которую он попросил презентовать обувь. Но другие девушки охотно примерили новое изобретение. Интересно, что разработать такой вид обуви мастера заставила слишком высокая цена металла для качественных супинаторов. В босоножках на танкетке супинатор не требовался.

А в 1950-х годах родился знаменитый каблук-шпилька. По одной из версий, его придумал Шарль Журдан, работавший в доме моды Кристиана Диора. Другим творцом шпильки считается Роже Вивье, создавший туфли на шпильке для коронации Елизаветы II в 1953 году. Копии таких туфель купили Джеки Кеннеди, Одри Хепбёрн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен и даже жена шаха Ирана. Вслед за звездами туфли на шпильке захотели приобрести и миллионы простых женщин.

Но большинство экспертов отдают авторство шпильки тому же Сальваторе Феррагамо. В 1950-е годы он перебрался в Италию, где основал свой дом моды и заодно выпустил туфли на шпильке высотой больше 10 сантиметров. Сначала хрупкая шпилька норовила сломаться, но мастер сделал ее из металлического штыря, вложенного в деревянную оболочку. Когда шпильку обтянули кожей, новый каблук был готов. Рекламой шедевра Феррагамо стал фильм «Зуд седьмого года», где Мэрилин Монро в туфлях на шпильках игриво опускает пышную юбку, задранную ветром.

Современная обувная мода имеет в своем распоряжении множество видов каблуков: венский, кирпичик, ковбойский, столбик, клеш и другие. Все они призваны делать обувь удобной, практичной, но самое главное — придавать своей обладательнице неповторимый шарм. И, как говорят модельеры, история обуви все еще пишется, а значит, появление новых видов каблуков — дело времени.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Люди и вещи 466 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,312 сек. Потребление памяти:9.66 mb