История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Дервиш с печатью Давида

В судьбе этого человека сплелись воедино идеализм и суровая правда жизни, нищета и блеск славы, презрение и авторитет. Арминий Вамбери стал одним из немногих европейцев, посетивших Хиву, Бухару и Самарканд во времена, когда даже мысль об этом была сродни смертному приговору...

Арминий Вамбери был в свое время очень известным человеком. Османский паша и король Великобритании считали его выдающимся человеком своей эпохи. И это в то время, когда в родной Венгрии его старались если не унизить, то просто не замечать.

Полиглот из трущоб

Будущий путешественник Арминий Вамбери родился в местечке Нидермаркт близ Пресбурга (ныне Братиславы) 19 марта 1832 года. Его отец, религиозный иудей, скончался, когда сын был совсем маленьким. Мать вышла замуж вторично, но достатка в семье не прибавилось.

Возможно, недоедание и стало причиной боли в левой ноге. Мать таскала сына к знахарям, и те частично помогли, но хромота осталась.

Несмотря на нужду, мать отдала сына в школу, где он блестяще учился. К третьему классу он перевелся в Пресбург, и кроме идиша, латыни и венгерского, освоил немецкий и словацкий языки. Это дало подростку возможность начать зарабатывать репетиторством. За 3 года учебы он выучил еще четыре языка: испанский, датский, французский и русский.

В 1848 году в Венгрии вспыхнуло восстание против Австрии. Венгры разбили австрийцев, но тут в дело вступили русские войска. Восстание было подавлено, а лидеры сопротивления повешены. Сцена казни патриотов врезалась в память 16-летнего Арминия и надолго сделала его русофобом.

Уединившись на берегу Дуная, он как-то повстречал старого пастуха и спросил его: «Почему Венгрию постигла беда?!» Тот вздохнул и рассказал легенду, что когда венграм становится плохо, им на помощь приходят их братья - мадьяры из Азии. Слова запали в душу юноши.

Получив образование, Арминий уехал жить в Пешт, где выучил арабский и турецкий языки. Теперь он хотел попасть на Восток, чтобы отыскать родственников-мадьяр. Но только через несколько лет Вамбери сумел купить билет на теплоход и прибыл в Стамбул.

Разумеется, здесь молодого человека никто не ждал. Однако он умел выпутываться из трудностей. С разрешения одного лавочника он повесил в его лавке объявление: «Учу восточным и западным языкам. Недорого». Одним из двух его учеников оказался богатый турок.

В его доме Вамбери сам получил прекрасную школу турецкого этикета и обучился языку знати. Дошло до того, что ученик поселил его в своем доме и назвал другом.

Спустя 4 года пребывания в Турции Вамбери настолько стал в стране «своим», что именовался не иначе как эфенди («господин») и был желанным гостем на культурных, поэтических и даже исламских диспутах. На одном из них он познакомился с создателем турецкой конституции Мидхатом-пашой.

Вскоре в Турции Вамбери издал немецко-турецкий словарь на 14 тысяч слов, а позже - еще несколько работ по лингвистике. Открывшиеся благодаря влиятельным друзьям двери архивов позволили Арминию опубликовать на венгерском языке ряд трудов османских историков, касающихся взаимоотношений Венгрии и Турции. За это в 1861 году Венгерская академия наук избрала его своим членом-корреспондентом.

Трудная дорога

Арминий Вамбери

Получая почетное звание, Арминий увлек президента Венгерской академии наук, графа Десевфи, идеей о том, что венгерский язык мог быть родственником азиатских языков. Потому Вамбери добился, чтобы Академия субсидировала его поездку на Восток «для изучения вопроса о происхождении мадьярского языка». На заседании комиссии, посвященной поездке, один из академиков попросил Вамбери привезти татарские черепа для сравнения их с мадьярскими. На что граф Десевфи, знавший звериные нравы Востока, возразил: «Прежде всего, пожелаем нашему сотруднику привезти свой череп».

В марте 1862 года Арминий прибыл в Стамбул, а оттуда - в Трабзон. Но конечной его целью были «благородная» Бухара и «сияющая точка земного шара» - Самарканд. Он прекрасно знал, чем опасно такое путешествие. Любой разоблаченный френги (презрительная кличка европейцев) там подвергался казни. В Европе широко обсуждали случай, когда двоих англичан, прибывших инкогнито в Бухару, долго пытали, а после обезглавили на площади и вывесили их головы на обозрение.

Из Трабзона с караваном Арминий через Эрзурум, Тебриз и Казвин добрался в Тегеран. В сравнительно цивилизованной Персии власти позволили ему ближе познакомиться со страной.

Хотя и здесь неприятных моментов хватало. Персидская интеллигенция, замкнутая на себя, считала европейцев невеждами: «Если ваши мыслители так велики и глубоки, для чего же вы переводите наших Ваади и Хайяма? Мы имеем мало желания знакомиться с вашими классиками». Но Арминий знал, что в других ханствах европейцев не любят еще больше.

Потому он избрал верную тактику путешествия - под видом дервиша-суннита. Такая «мелочь», как идеальное знание Корана и других богословских премудростей, для него не была проблемой. К моменту начала путешествия он также знал узбекский, туркменский, киргизский и татарский языки.

В турецком посольстве в Тегеране Вамбери получил паспорт на имя Хаджи-Мехмеда-Решида-Эфенди с печатью и подписью султана. А посольский доктор подарил ему пилюли стрихнина - на случай разоблачения.

«Дервиш» Вамбери присоединился к каравану дервишей-шиитов, направлявшихся на северо-восток к Каспийскому морю. Шииты не любили суннитов, и Вамбери пришлось испытать это на себе. Но богословская мудрость остудила пыл его коллег, поначалу желавших «отцепить» «турка».

Путь был полон трудностей: песчаные бури, всепоглощающая жажда, нападения разбойников, ритуальные омовения песком... Но самое неприятное - еда из общего котла. Дервиши брали ее немытыми руками, покрытыми язвами, из-за чего Вамбери часто приходилось отказываться от трапезы.

Наконец караван дошел до Балхского залива Каспия, а в июне 1863 года, преодолев Каракумы, добрался до Хивинского ханства. Здесь паломники провели месяц, который Вамбери использовал, чтобы на паруснике доплыть до дельты Амударьи и посетить древний город Кунград.

Благословение от «неверного»

Из Хивы через пустыню Кызылкум дервиши добрались до Бухары. Здесь Арминий увидел рынок рабов. По шариату, невольниками могли быть лишь «неверные», но этим условием пренебрегали. Однажды Вамбери встретил женщину, мать двоих детей, которую муж за неверность продал купцу.

Когда караван дошел до Самарканда, Вамбери наконец предстал перед очами правителя. Тот удивился, что хромой дервиш пустился в дальнее путешествие. Но дервиш вспомнил «великого хромого» - Тимура, и сравнил нынешнего правителя с завоевателем мира. В итоге, как и в Хиве, эмир поддался на лесть, принял благословение дервиша и наградил его. Хотя правителям Востока и в страшном сне не могло присниться, что они получили благословение от еврея. Ведь азиаты даже не брали их в рабство, считая невозможным к ним прикоснуться.

После аудиенции у хана Вамбери решил убраться из Самарканда и вернуться обратно. Он, как ему казалось, нашел подтверждение своей догадки. В таджикском и персидском языках он слышал много венгерских слов. Позднее ученые объяснили, что предки венгров кочевали на Южном Урале, где соприкасались с другими племенами, взаимно обогащая языки. Но знать этого Вамбери не мог, потому и утвердился в теории о тюркском происхождении венгерского языка.

На обратном пути Арминий посетил афганские города Андхой и Герат, старинный персидский город Мешхед и добрался до Тегерана.

Турки, персы и даже русские встретили его восторженно. Русский посол в Персии уговаривал Вамбери переехать в Петербург, но тот слишком хорошо помнил события 1849 года, когда венгерская революция была задавлена с помощью русской армии. Хотя была и другая причина. На тот момент разведка Англии, соперничавшая в Азии с Россией, уже завербовала Вамбери, чтобы он добывал для нее сведения.

Три месяца путешественник воспроизводил увиденное на бумаге. Ведь во время странствий «дервиш» не мог даже спросить название селения, не то чтобы что-то записывать.

В марте 1864 года Вамбери прибыл в родной Пешт. Но в отличие от остальной Европы, венгры приняли его прохладно. Зато Лондонское географическое общество пригласило его на доклад. И если бы не англичане и император Австро-Венгрии Франц Иосиф, утвердивший Арминия в звании профессора университета, неизвестно, как бы сложилась его карьера в Будапештском университете. Тем не менее 40 лет (с 1865 до 1905 года) Арминий Вамбери занимал там должность профессора восточных языков и написал 20 книг, посвященных Средней Азии.

Прохор ЕЖОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая