История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Меж двумя полюсами

Есть люди, которые кажутся абсолютно несгибаемыми. Такое впечатление, что не бывает таких проблем или трудностей, которые могли бы их сломить. Но, увы, жизнь порою жестока. Так, великий советский полярник Михаил Сомов, покоривший два полюса, под конец жизни не смог победить болезнь.

В Ленинграде стояла осень 1973 года, когда на Володарском мосту постовой милиционер остановил пожилого неопрятно одетого и небритого мужчину. «Вы - Михаил Сомов?» Но тот ответил: «Нет, нет, моя фамилия Петров». Милиционер, еще раз сравнив лицо остановленного им человека с фотографией, лежащей в кармане его шинели, сопроводил задержанного в отделение. Оттуда последовал звонок в НИИ Арктики и Антарктики (ААНИИ). Через несколько минут помещение заполнили взволнованные сотрудники института, сразу же подтвердившие милиционерам, что перед ними известный полярник Герой Советского Союза Михаил Михайлович Сомов.

На исходе большого пути

Михаил Сомов

Этой встрече предшествовали четыре дня поисков. Тяжелая болезнь привела к тому, что Сомов стал терять память. В тот день он вышел из дома с сестрой. Подошел троллейбус, Михаил пропустил сестру вперед, но водитель троллейбуса вдруг закрыл двери и отъехал. Когда сестра примчалась обратно на остановку, брата она там уже не нашла. Не пришел он домой ни вечером, ни следующим утром. Сообщили в милицию и в ААНИИ, сотрудники которого стали прочесывать улицы города.

Неизвестно, чем бы кончилось дело, если бы в него не вмешался Владимир Ходырев, будущий глава Ленинграда, а пока - зав. отделом науки обкома. Получив тревожное сообщение от директора ААНИИ академика Алексея Трешникова, Ходырев, сам в недалеком прошлом моряк и участник антарктической экспедиции, немедленно поднял на ноги все службы. Тысячным тиражом были размножены и розданы милиционерам фотографии Сомова. Все закончилось встречей на мосту. Но побороть болезнь не удалось, 30 декабря 1973 года Михаила Сомова не стало. Так в 65 лет завершилась до предела насыщенная тяжелейшим трудом героическая жизнь этого выдающегося ученого и первопроходца.

А родился он 7 апреля 1908 года в Москве. Учиться Михаилу довелось и в столичном Гидрометеорологическом институте и, после переезда семьи во Владивосток, в Дальневосточном политехническом. В итоге были получены две профессии: инженер-кораблестроитель и океанолог. В годы учебы в Гидромете большое влияние на становление Сомова как ученого оказал профессор этого вуза Зубов, в прошлом - офицер российского флота, в мирной жизни ставший ученым с мировым именем в области физики океана и морских льдов.

Темой дипломного проекта Сомова, успешно защищенного в 1937 году, было изучение теплового режима Нордкапского течения. В 1938 году ему было предложено заняться исследованием ледового режима северных морей. Так начались его арктические экспедиции. Годом позже Михаил участвовал в первом за всю историю мореплавания сквозном проходе за одну навигацию из Атлантики в Тихий океан и обратно.

Но началась война, и Михаил Сомов отправился служить на военный флот.

В составе Беломорской флотилии он участвовал в ледовых операциях, помогал в проведении судов по Арктике, а в 1942 году был в рядах защитников Диксона от нападения прорвавшегося в полярные воды фашистского рейдера «Адмирал Шеер». В победном 1945 году Сомов защитил диссертацию, в которой обобщил многолетний опыт работы по прогнозам ледовых условий Карского моря.

Секретный дрейф

Прошло неполных пять лет после окончания Второй мировой, а в мире уже набирала обороты новая война - холодная. К 1950 году накопление ядерных зарядов в СССР и США шло уже полным ходом. Однако самолетов, способных без дозаправки долететь до территории вероятного противника и вернуться обратно, ни одна из сторон не имела. Нужны были «аэродромы подскока». Тогда и родилась «арктическая доктрина». По замыслу американцев, в «час икс» Советский Союз должен был подвергнуться ядерному удару, нанесенному с северного направления. Найдя гигантскую дрейфующую льдину, американцы создали на ней авиабазу, способную принимать тяжелые самолеты. Советский Союз отвечал адекватно: 2 апреля 1950 года начала работать дрейфующая станция СП-2, о которой знал лишь узкий круг ученых и военных. На карте место высадки обозначалось как «точка 36». Экипаж СП-2, состоявший из 17 полярников, возглавил Михаил Сомов.

Около 2500 километров прошел СП-2 за год дрейфа, в ходе которого полярники пережили множество смертельно опасных ситуаций. Однажды загорелась палатка радистов. В ней, кроме рации, были чемоданы с журналами наблюдений. Их успели вытащить, но рацию не спасли. Связь была потеряна. Случись что - никто даже не узнал бы о судьбе станции. Но из обгорелых остатков и снятых с метеорологических зондов передатчиков радисты сумели за несколько дней собрать новую рацию. Так что СП-2 снова вышла на связь.

14 февраля 1951 года среди ночи зимовщиков разбудил страшный скрежет - на станцию надвигался вал торосов, под ногами трещал лед. К утру станция оказалась на пятачке 30 на 40 м. Тем не менее была проделана огромная исследовательская работа: замерены глубины океана, взяты анализы состава воды, количества планктона и многое другое. Уникальные наблюдения за температурой и соленостью океана дали возможность представить совершенно иную картину течений и движения льдов. Попутно станция решала стратегическую задачу, определяя возможность создания в арктических льдах базы для советских бомбардировщиков. И задачу эту выполнила, на деле доказав возможность доставки тяжелой техники и грузов на ледовые аэродромы. Именно за этот дрейф Михаилу Сомову было присвоено звание Героя Советского Союза.

На шестом континенте

В 1955 году в Париже проходила сессия специального комитета по проведению Международного геофизического года. На ней за странами закреплялись районы Антарктиды для создания научных станций. В связи со сложностью выезда за рубеж советских людей возглавляемая профессором Белоусовым делегация СССР опоздала на сутки. Появившись на второй день работы комитета, Белоусов сообщил о готовности его страны создать станцию на Южном географическом полюсе. Оказалось поздно - он уже отдан США. Взамен предложили геомагнитный или полюс недоступности. Белоусов согласился взять оба. Были выделены и другие участки на побережье Белого материка.

Возглавляемая Михаилом Сомовым первая советская Антарктическая экспедиция высадилась на берега шестого континента 5 января 1956 года. Пришли на трех судах: дизель-электроходах «Обь» и «Лена» (кстати, здесь штурманом шел тот самый Владимир Ходырев), сопровождаемых рефрижератором. Выбрали подходящее место и немедля (короткое антарктическое лето было в разгаре) приступили к возведению станции, получившей имя Мирный. Уже 13 февраля над ней взвился флаг СССР. Этот день считается началом регулярных советских исследований Антарктиды.

Сомов не засиживался в Мирном. Сначала на Ан-2 он полетел в глубь материка и провел пять суток на ледяном куполе на высоте 3000 м при температуре минус 50! Вернувшись в Мирный, Сомов тут же начал готовить к походу санно-тракторный поезд, во главе которого встал сам. Это был нечеловечески трудный поход. Продвигались очень медленно, шли по огромной ледниковой шапке, в основном на подъем да против ветра. Иногда пурга заставляла останавливаться, после чего приходилось откапывать занесенные по крышу снегом трактора.

4 мая в 375 км от Мирного на высоте 2700 м была основана первая внутри-континентальная станция Пионерская. На ней остались зимовать четыре полярника. Позже Алексей Трешников сказал об этом походе: «Главным в нем было - преодоление людьми барьера человеческой выносливости».

Сомов еще не раз побывал на шестом континенте. Он возглавлял 8-ю и 9-ю экспедиции и стал легендой еще при жизни. Традиции, заложенные им в профессию полярного ученого, живут и поныне. Имя Михаила Сомова носят ледник и море в Антарктиде, а также одна из малых планет. Долгое время флагманом антарктического флота служило научно-исследовательское судно «Михаил Сомов».

Похоронен Михаил Михайлович в Комарово. Надгробный памятник, установленный его друзьями и коллегами, сложен из камней, специально привезенных из Антарктиды. Рядом с ним лежит его многолетний друг, также прославленный полярник Алексей Трешников.

Анатолий БУРОВЦЕВ
Константин РИШЕС





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая