История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Обречённый полёт «Орла»

Люди покоряли Северный полюс не раз. Отважные путешественники стремились опробовать все новые и новые способы достижения высшей точки планеты. К сожалению, иногда эти эксперименты заканчивались трагически - как вышло со шведской экспедицией Соломона Андре на воздушном шаре «Орел».

Не пора ли нам поискать для передвижения в Арктике иной способ, кроме саней? - обратился 13 февраля 1895 года с трибуны шведской Академии наук к ученым мало кому известный инженер Соломон Андре. — Да, время для этого несомненно настало, и нам не приходится даже долго искать: есть средство, нарочно созданное для такой цели. Это средство - воздушный шар...»

В поисках спонсоров

Э. Сведенборг и участники экспедиции

Единственный, кто из всех членов Академии был знаком с дерзким проектом инженера Соломона Андре, прославленный полярный путешественник Адольф Эрик Норденшёльд. Именно по его настоянию доклад Андре был включен в план очередного заседания шведской Академии наук. Норденшёльд оказался и единственным на этом заседании, кто поддержал рискованный первопроходческий замысел инженера-романтика. Большинство членов Академии ссылались на то, что мысль об изучении Арктики с помощью летательных аппаратов зародилась более двух веков назад и воплотить ее пытались многие ученые и воздухоплаватели. Но дальше проектов дело не шло. Наверняка такая же судьба ожидала бы и замыслы Соломона Андре, если бы не поддержка Норденшёльда.

После безрезультатного выступления Андре на заседании Академии наук известный путешественник сумел заинтересовать его проектом прессу и общественное мнение.

Однако до успеха было еще очень далеко. Не встретил понимания проект шведского инженера и на VI Международном географическом конгрессе, который состоялся летом 1895 года в Санкт-Петербурге. Молодого ученого поддержали только лишь двое ученых-географов из более чем ста участников форума. Этими людьми оказались вице-председатель Русского географического общества Петр Семенов-Тян-Шанский и английский воздухоплаватель Ц.М. Ватсон.

По скромным подсчетам Соломона Андре, на организацию и проведение экспедиции к Северному полюсу на воздушном шаре требовалось не менее 125 тысяч крон. Без этой суммы о полете и нечего было мечтать. Первым на выступления в газетах и Норденшёльда, и самого Андре откликнулся знаменитый изобретатель динамита, член Академии наук и Лондонского королевского общества - шведский миллионер Альфред Нобель. Его первый взнос на нужды экспедиции составил 60 тысяч крон. Позже Нобель добавил еще 30 тысяч.

Вслед за ним, опять же не без участия Норденшёльда, свою финансовую помощь Соломону Андре оказали шведский король Оскар, барон Оскар Диксон, российский купец и меценат Александр Сибиряков. Ранее все трое участвовали в финансировании экспедиции самого Норденшёльда на шхуне «Вега», которую в арктических морях сопровождал пароход Сибирякова «Лена».

Решив финансовые вопросы, Андре срочно отправился в Париж, где у знаменитого мастера Лашамбра и был заказан воздушный шар, работа над которым велась под строгим контролем шведского инженера Пьера Норденфельда. Первоначально аэростат был назван «Северный полюс», но затем получил более гордое имя - «Орел».

Письма из прошлого

Без особого труда Андре подобрал себе экипаж для будущей воздушной экспедиции. Обязанности физика, фотографа и технического помощника были возложены на артиллерийского капитана Нильса Стриндберга. Еще одним спутником стал Кнут Френкель.

18 мая 1897 года на канонерской лодке «Свенсксунд» Соломон Андре и его товарищи отплыли из Гетеборга к Шпицбергену. Оболочка воздушного шара и другое оборудование экспедиции были размещены на борту парохода «Вирго», который двинулся следом. Спустя несколько дней оба судна благополучно пришвартовались к причалам Датского острова. А 4 июля командир вернувшегося в Гётеборг корабля «Свенсксунд» передал в газету Aftonbladet сообщение:«...Сегодня, в воскресенье, 29 июня, в 10 часов 35 минут утра мы занялись приготовлением к отлету. Наш курс, вероятно, будет на северо-восток, и надеемся постепенно попасть в места, где ветры окажутся более благоприятными, чем здесь. От имени всех участников экспедиции шлю сердечный привет Отчизне и друзьям. Андре».

По расчетам самого Андре и других специалистов, готовивших эту экспедицию, воздушный шар был рассчитан на беспосадочный полет в течение 30 суток. А при умеренном ветре за это время он мог преодолеть расстояние от Шпицбергена до Берингова пролива. По мнению тех, кто провожал воздухоплавателей, путешествие должно было закончиться лишь тогда, когда позади останется Северный полюс, а сам «Орел» приблизится к какому-либо населенному пункту. Только чрезвычайные обстоятельства могли побудить Андре покинуть воздушный шар среди полярных льдов и возвратиться на сушу на лодке или санях. Лодка, все же взятая с собой воздухоплавателями, имела в длину 12 футов, в ширину 4 фута, весила всего около 2,5 пуда и была рассчитана на троих людей и 37 пудов груза. Изготовлена она была из натянутой на деревянный остов той же самой материи, что и сам воздушный шар.

Для односторонней связи с землей Соломон Андре взял с собой 30 почтовых голубей и несколько металлических поплавков, которые предполагалось использовать для так называемой «бутылочной почты». Один из таких почтовых контейнеров был обнаружен лишь два года спустя после вылета «Орла» со стартовой площадки Датского острова. В текстовом сообщении, датированном 11 июля 1897 года, содержалось всего не-сколько фраз: «Этотлоплавок выброшен из шара в 10 часов 55 минут пополудни С.Г.В. (среднее гринвичское время. - Прим. авт.) приблизительно на 82 градусе северной широты и 25 градусе восточной долготы, мы парим сейчас на высоте 600 метров. Превосходно! Андре, Стриндберг, Френкель».

Еще один поплавок был обнаружен на побережье Норвегии 27 августа 1900 года. Экипаж «Орла» сообщал: «... Наше путешествие до сих пор идет хорошо. Полет протекает на высоте 250 метров. В 4 часа 40 минут пополудни по гринвичскому времени было отправлено четыре почтовых голубя. Они полетели на запад. Мы сейчас находимся надо льдами, которые сильно разбиты по всем направлениям. Прекрасная погода. Состояние духа превосходное. Андре, Стриндберг, Френкель».

Следы трагедии

Действительно, самое первое сообщение от шведских воздухоплавателей попало на страницы газет многих стран мира благодаря голубиной почте...

Шкипер норвежской рыболовной шхуны «Алкен» Хенсен подстрелил голубя, затем раненая птица была поднята на борт судна. На наружной стороне пергаментной гильзы, которая была прикреплена к лапке голубя, была следующая надпись: «От полярной экспедиции Андре для газеты Aftonbladet в Стокгольме. 13 июля. 12 часов 30 минут пополудни, 82 градуса 2 минуты северной широты, 15 градусов 5 минут восточной долготы. Хороший ход на восток, уклон на 10 градусов к югу. На борту все благополучно. Это третья голубиная почта. Андре».

Судьба первых двух голубиных почтовых отправлений остается неизвестной до сей поры. Сообщение, переданное в стокгольмскую газету экипажем шхуны «Алкен», оказалось первым и последним. Его опубликовали практически все газеты мира. А сама воздушная экспедиция Соломона Андре бесследно исчезла в суровых просторах Арктики.

...Только 33 года спустя после старта воздушной экспедиции, на острове Белом, который расположен в Баренцевом море между Шпицбергеном и Землей Франца-Иосифа, моряки с норвежского зверобойного судна «Братвааг» случайно обнаружили останки Соломона Андре и двух его спутников. Тогда-то из дневника командира экспедиции весь мир узнал о трагической судьбе путешественников. Увы, воздушный шар не выдержал суровых испытаний, которые приготовила ему Арктика.

Воздухоплавателей подвела беспечность, с которой они отнеслись к подготовке экспедиции. Уже 14 июля путешественники приземлились (или правильнее будет сказать, упали) на лед. Они пытались пройти на юг, через дрейфующие льды, но, не имея нужного снаряжения и теплой одежды, были обречены на гибель.

До сих пор оценки действий Соломона Андре кардинально разнятся. Одни считают его искренним романтиком, который хотел прославить воздухоплавание и родную Швецию. Другие - безответственным прожектером, который принес жизни всех участников перелета в жертву своим безумным идеям.

Борис ЛИВШИЦ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая