История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Путь в запретную страну

Почти весь XX век женщины боролись за полное равноправие с мужчинами: первая женщина-авиатор, первая женщина-капитан, первая женщина-космонавт... Достижение француженки Александры Давид-Неэль менее известно, но вряд ли менее почетно. Она стала первой европейской женщиной, побывавшей в Тибете.

С детства дочь парижского преподавателя Луи Давида по имени Александра зачитывалась романами Жюля Верна и Постава Эмара. Еще больше ее увлекали живые рассказы друга ее отца - географа Элизе Реклю. Именно он «заразил» юную француженку вирусом приключений и анархизма. С тех пор она была яростной сторонницей радикальных взглядов на политику. Уже в 15 лет Александра сбежала из родительского дома, желая побывать в Англии. Но отсутствие денег помешало беглянке сесть на судно.

Карьере вопреки

Александра Давид-Неэль

В католической школе, где училась девушка, она подавала надежды как певица и пианистка. Затем Александра поступила в Брюссельскую консерваторию, а после отправилась учиться пению в Лондон. Там мадемуазель Давид стала посещать кружок известного теософа Елены Блаватской. Последняя и очаровала девушку рассказами о магической стране Тибет.

В 1891 году 23-летняя Давид, следуя рекомендациям Блаватской, приехала в Индию и в теософской коммуне стала изучать йогу и санскрит. Вернувшись в Лондон, Александра закончила обучение и получила место в Парижской опере. Но взрывы, устроенные анархистами в столице Франции, привели к тому, что руководство уволило певицу-революционерку.

В 1895 году Давид приняла предложение Ханойской оперы и стала выступать под псевдонимом Александра Мириал. Живя в Индокитае, француженка еще больше углубилась в мистические учения Востока. Хотя ее оперная карьера тоже развивалась неплохо. Вернувшись в 1897 году в Европу, Александра вскоре устроилась в Афинскую оперу, но спустя год уехала в Тунис, где стала ведущей певицей местного театра. Там же, в Тунисе, она повстречала железнодорожного инженера Филиппа Неэля, за которого по просьбе отца в 1904 году вышла замуж, и окончательно бросила оперу.

Брак между Александрой и Филиппом дал трещину через 7 лет. Деятельная натура Давид-Неэль не могла усидеть на месте, а дети и домохозяйство были совсем не ее стихией. 9 августа 1911 года 42-летняя Александра с разрешения мужа отправилась в очередное путешествие по Индии. По плану, она должна была вернуться домой через 19 месяцев, но вместо этого путешествие затянулось на 14 лет. Все эти годы Филипп смиренно ждал супругу и писал ей чувственные письма со словами поддержки.

Путешествие в Индии началось с посещения в 1912 году королевского монастыря в индийском княжестве Сикким. Там Неэль подружилась с местным принцем Махарадж-Кумаром. Это знакомство открыло перед ней стены многих монастырей, где она хотела побывать, чтобы глубже понять философию буддизма. В одном из них она встретилась с молодым тибетцем Апхуром Йонгденом. Вместе они решили уйти в горный скит на высоту более 4 километров над уровнем моря, чтобы постичь ряд духовных практик.

Политические осложнения

С гор Александра спустилась ради встречи с далай-ламой XIII. 15 апреля 1912 года он благословил француженку на дальнейшее изучение буддизма и тибетского языка. Чтобы попасть в Тибет, Неэль четыре года прожила в небольшом - приграничном городке Лачен. Здесь француженка овладела техникой «тумма», позволявшей мобилизовать внутреннюю энергию тела в тепло.

Наконец, 13 июля 1916 года Неэль, в сопровождении помощника Йонгдена и одного монаха, без разрешения британских властей отправилась в город Шигадзе на юге Тибета. Посетив ряд монастырей и встретившись с авторитетными ламами, Неэль вернулась в Сикким. Там ее уже ждали раздраженные самовольным проникновением в Тибет британцы. Путешественнице вручили уведомление о высылке из Индии.

Из-за Первой мировой войны вернуться в Европу было проблематично. Александра и ее помощник Йонгден уехали в Японию, где встретили знакомого монаха Екай Кавагути. Он рассказал им, что под видом китайского монаха проник в столицу Тибета - Лхасу, где жил 18 месяцев. Неэль и Йонгден приняли решение также под видом паломников пробираться в Тибет с востока, через Корею и Китай.

Свое путешествие француженка начала с проведения древнего тибетского ритуала «чод», означающего отсечение всех чувств, ощущений и привязанностей на пути к просветлению. Перебравшись через Корею и монгольскую пустыню Гоби, Неэль и ее спутник попали в буддийский монастырь Кумбум, считающийся вратами в Тибет. Паломники прожили в нем около 3 лет, изучая тибетские книги.

В 1924 году 55-летняя француженка и ее 25-летний помощник под видом нищенствующих монахов отправились в запретный город - Лхасу. Во избежание разоблачения Александра не взяла с собой фотоаппарат и геодезическое оборудование, но под одеянием спрятала компас, пистолет и кошелек с деньгами на случай выкупа из плена. И все же путь, на который она решилась, был полон опасностей. Ведь проходил он по заснеженным перевалам на высоте более 5 километров над уровнем моря, где из-за недостатка кислорода каждый шаг давался с трудом.

Вскоре паломники достигли перевала Докар, считавшегося официальной границей Тибета. После 10 дней путешествия Неэль и Йонгден встретили группу настоящих паломников. Это было опасно для француженки, ведь иностранцам был заказан вход в Тибет. Однако сухощавая, немолодая и грязная нищенка, не вымолвившая ни слова, не вызвала подозрений у тибетцев. Ее спутник Йонгден в одеянии ламы даже помог им - произнес молитву над их больным ребенком. Поблагодарив его, те отправились восвояси.

У стен Поталы

За восемь недель пути паломники прошли 400 миль по горным тропам, и вошли в долину реки Бо, где якобы обитало самое странное племя Тибета. Молва утверждала, что эти люди убивают и съедают чужаков. Хотя Йонгден советовал наставнице идти проторенным маршрутом паломников, выпрашивая еду у местных жителей, француженка решилась идти через горный перевал, подальше от дорог.

Миновав две горные гряды, путники заблудились. Учитывая, что еды у них больше не было, а добыть ее в заснеженной каменной пустыне было нереально, перспектива погибнуть от голода и холода была более чем реальной. Усугубило положение то, что Йонгден сильно подвернул ногу, и обессилевшей немолодой женщине пришлось тащить его трое суток на себе. Истощенные, находившиеся на грани отчаяния путешественники набрели на деревушку мнимых каннибалов. Те приняли их за колдунов, спустившихся с небес, но вместо убийства радушно приняли и накормили похлебкой. Страшные слухи оказались ложными.

Последняя опасность маршрута для француженки заключалась в пограничном посту на въезде в Лхасу. Но никто из стражников не заподозрил в этом грязном существе европейскую женщину. Наконец, в феврале 1924 года Александра и Йонгден оказались в Лхасе, у стен Поталы - дворца правителя Тибета, далай-ламы. Так Александра Давид-Неэль стала первой европейской женщиной, посетившей запретную Лхасу. Позднее она писала: «Я достигла Лхасы, высохшая как скелет. В течение двух месяцев я бродила по храмам и террасам монастыря, и ни одна душа не догадывалась, что впервые за всю историю человечества западная женщина видит сокровенные тайны этого закрытого города».

И все же, несмотря на затрапезный вид и одеяние ламы, француженка была разоблачена. Причиной стала ее привычка умываться каждое утро в горной реке, чего местные жители не делали. Когда об этом доложили тибетскому губернатору Царонгу, тот приказал схватить иностранку. Но, к счастью, было поздно - Неэль и ее спутник уже ушли из Лхасы.

После возвращения в Европу в мае 1925 года и публикации книги о Тибете и Лхасе Александра Давид-Неэль стала знаменитой. Позднее, в возрасте 69 лет она совершила еще одно путешествие в Китай. Но оно не шло ни в какое сравнение с тибетским вояжем. Оставшиеся годы Александра Давид-Неэль посвятила изучению культуры Тибета.

Последнее путешествие она совершила в возрасте 82 лет - старушка покорила альпийский перевал высотой 2 тысячи метров. Скончалась знаменитая исследовательница в 1969 году, не дожив полтора месяца до своего 101-го дня рождения. Согласно завещанию, ее прах был развеян над водами священной индийской реки Ганг.

Прохор ЕЖОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая