Приключения барона БишопаКакую стезю мог выбрать для себя потомок старинного аристократического рода на рубеже XIX и XX веков?! Правильно - военную или чиновничью. Последнее представлялось французскому барону Эрику де Бишопу слишком скучным занятием, хотя ему и пришлось отправиться в университет. С самого детства Эрика де Бишопа манило море. Понимая это, его отец предложил ему пойти учиться на океанографа. Профессия достойная и благородная, но тут разразилась Первая мировая война, и Эрик решил пойти воевать. После небольшой подготовки 23-летнего барона назначили капитаном военного тральщика. Судно подорвалось на мине, а экипаж был едва спасен проходящим мимо кораблем. Учитывая, что Эрик не умел плавать, везение было двойное. Выдающийся «везунчик»После такого обескураживающего начала Бишоп решил перейти в морскую авиацию. После ускоренных летных курсов он получил самолет и стал вылетать на задания. В один из вылетов двигатель биплана заглох, и машина спланировала в открытое море. И вновь Бишопу повезло. Раненого Эрика подобрал пролетавший мимо гидроплан. Именно тогда барон уверовал в фатализм, утверждая: «Я обязательно утону, как только научусь плавать». После войны Эрик женился и, купив баржу, стал возить древесину из Африки во Францию. Но во время шторма баржа затонула, и он остался по уши в долгах. Морское крушение совпало с личным - жена ушла от банкрота, и ему все пришлось начинать с нуля. Тогда Эрик уехал в Китай, где записался в полицейский корпус. Учитывая его титул, образование, а самое главное - военный опыт, он быстро продвинулся по службе и стал личным консультантом китайского генерала. В 1932 году Бишоп на собственные деньги построил джонку «Фоу-По» и решил исследовать тихоокеанские течения. Но шторм у берегов Тайваня разрушил и джонку, и их планы. Французов едва спасли местные рыбаки. Построив новую лодку, в феврале 1933 года Эрик вместе с Жозефом отчалили на «Фоу-По II» и отправились на запад. Для проверки своих гипотез Бишопу пришлось искать нужные течения и плыть зигзагами, что крайне не нравилось Татибуэ. Продвижение на запад было медленным, и за месяц путешественникам удалось проплыть лишь 600 миль. В конце концов Бишоп обнаружил, что днище их джонки порядком изъели черви-шашни. Из-за этого мореходам пришлось причалить к индонезийскому острову Серам и встать на ремонт. Капитан-бедаПоправив судно и дела, французы вновь вышли в океан. Несколько раз их корабль оказывался на мели, терял мачту, пока в июле 1934 года окончательно не увяз в иле у берегов Новой Гвинеи. Когда из зарослей вышли аборигены, чтобы помочь европейцам, то последние приняли их за людоедов. К счастью, опасения оказались напрасны. В феврале 1935 года Эрик свернул к Соломоновым островам, рассчитывая еще раз отремонтировать судно и купить провиант. На пути к ним барон неожиданно подхватил малярию и едва не умер. Когда же он поправился, Жозеф, с которым они дружили 8 лет, потребовал высадить его на ближайшем обитаемом острове. Таковым оказался Джалуит, оккупированный милитаристской Японией. Японцы, продержав их 2 недели в тюрьме, велели визитерам немедленно убираться с острова. Только в море французы поняли, что японцы вскрыли все их консервы и мешки, отчего продукты испортились. Но так как по пути не было ни одного острова, то путешественникам пришлось питаться рыбой и сухарями. И только спустя 2,5 месяца, 25 октября 1935 года, их потрепанную джонку выбросило на отмель у Гавайского острова Молокаи. Когда бесчувственного Эрика вытащили из воды, то он, открыв глаза, решил, что попал в ад. Спасителями были жители деревни для прокаженных. Через 2 дня шторм начисто разбил их потрепанное судно, вместе с которым утонули все вещи и дневники плавания. Для Бишопа это стало ударом, и все же он не отчаивался и решил построить новое судно - теперь по полинезийскому образцу. Постройка спаренного каноэ под названием «Каимилоа» заняла ровно год, и в марте 1937 года завершилась. Покинув в том же месяце Гонолулу, французы оказались в Торресовом проливе и приложили немало усилий, чтобы выбраться за кольцо Большого Барьерного рифа. Именно там они едва не утопили свой «катамаран», который Бишоп направил не по известному проходу, а сквозь рифы. К счастью, все обошлось, и 15 июня 1937 года они добрались до Бали, а через несколько дней - и до острова Ява, откуда барон взял курс на Кейптаун. Когда до него оставалось около 500 миль, грянувший шторм разорвал форштаг и сломал руль. Подняв штормовой якорь, путешественники смогли уйти от штормового фронта и через 59 дней риска и борьбы приплыли в Кейптаун. Утонуть не сужденоПополнив провиант и сделав ремонт, путешественники отплыли в воды Атлантики. Они без приключений добрались до острова Святой Елены. Оттуда 3 января 1938 года французы прибыли в марокканский порт Танжер. Правда, весь путь от Кейптауна занял несколько больше времени, чем они думали, и им пришлось изрядно поголодать и собирать дождевую воду. Зато гигантским переходом через три океана на утлом суденышке Бишоп доказал миру превосходство полинезийских мореходов перед своими европейскими собратьями. Отдохнув в Танжере 4 месяца, 14 мая 1938 года он и его напарник продолжили плавание и спустя 9 дней были в конечной точке - Каннах. Здесь Татибуэ простился со своим «ненормальным» партнером и убыл восвояси. Барон же хотя и опечалился этим фактом, но решил построить новое судно - «Каимилоа-Вакеа». Во-вторых, в Канны прилетела его невеста - гавайская принцесса Папалеаиаина, с которой он вскоре зарегистрировал брак. После этого молодожены собрались доплыть на своем судне через Панамский канал до островов Полинезии. Однако спустя неделю после выхода из Канн «Каимилоа-Вакеа» столкнулось с сухогрузом и затонуло у Канарских островов. Утонуть в этот раз Эрику не позволила его жена, вытащив его на берег. Возобновить путешествие Бишопу помешала Вторая мировая война. Благодаря дружбе с маршалом Петеном он сумел получить место посла Франции на Гавайях от правительства Виши и отправился в Гонолулу. Однако там его заподозрили в шпионаже в пользу Японии и посадили в тюрьму. Освободили барона лишь после победы союзников, в 1945 году. Последнее свое путешествие 65-летний Эрик де Бишоп предпринял в 1956 году, построив на Таити бамбуковый плот «Таити-Нуи». На нем француз собирался доплыть до побережья Южной Америки, чтобы опровергнуть теорию Тура Хейердала и доказать, что не американские индейцы заселили Полинезию, а наоборот - полинезийцы приплыли в Америку. Отплыв 8 ноября 1956 года вместе с командой из 5 человек, барон уже привычно попал в шторм и едва не потонул. Когда в море их нашел буксир и притащил в чилийский порт Вальпараисо, плот восстановлению не подлежал. Тогда Бишоп опять решил построить новый плот из кипариса, и 15 февраля 1958 года «Таити-Нуи II» был спущен на воду, а 13 апреля вышел в открытое море. 27 июня путешественники попали в сильный шторм и едва не погибли. По приказу капитана команда из обломков старого плота прямо в море построила новый. 29 августа путешественники увидели очертания острова Ракаханга, но подойти к берегу мешали рифы. Решив дождаться утра, они встали на рейде, но ночью фянул шторм и бросил плот прямо на скалы. Когда люди очнулись на мелководье, то увидели, что их капитан лежит в воде вниз лицом. Он был мертв. Однако, как и предсказывал сам Бишоп, его гибель произошла не от утопления, а, как установила экспертиза, от перелома шейного отдела позвоночника. Лев КАПЛИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|