История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Верхом на драконе

К концу XX века в мире почти не осталось уголков, не покоренных человеком. И все-таки кое-что нашлось. Верховья великой реки Янцзы еще не были освоены ни одним смельчаком на лодке. Китайцы осознали это лишь тогда, когда в 1983 году американец Кен Уоррен решил восполнить этот пробел.

Самая длинная и многоводная река Китая - Янцзы - начинается в Северном Тибете, на плато Чантанг. Его высота составляет 5600 метров. Стекая с Сино-Тибетских гор, Янцзы набирает немыслимую скорость, пробив глубокие ущелья в скалах. Изобилие бурных порогов и мощных водоскатов в этой части Тибета не допускает самой мысли не только о судоходстве, но даже о сплаве на плотах. Именно эта неприступность и манила авантюристов со всего света.

Разрешение от Поднебесной

«Из нашей жизни выпало такое понятие, как первооткрывательство. Большинство людей старается не ходить по лезвию бритвы. Экспедиция на Янцзы дала нам шанс вернуться к корням, победить собственный страх», - такие слова написал о сплаве по Янцзы в 1986 году его участник Ансель Нанс. Но победа над бурной рекой была оплачена не одной человеческой жизнью.

В 1983 году американец Кен Уоррен вместе с единомышленниками прилетел в Китай по туристической визе. Незаметно попасть в Тибет, да еще со снаряжением оказалось нереально. Потому уже на месте Уоррен запросил разрешение китайских властей на сплав по верховьям Янцзы.

Китайцы думали несколько дней, а после, во избежание провокаций, запретили поход. Пришлось возвращаться в США.

55-летний Кен Уоррен на тот момент считался одним из авторитетных рафтеров США и мира. Его биография была примером непредсказуемости судьбы. Родившись в 1928 году в Абердине, Кен вместе с семьей переехал в Портленд. После успешного окончания Университета штата Орегон получил место в фармацевтической компании. Занятием Уоррена была продажа витаминов. Но спортивный молодой человек придумал и свой бизнес - по выходным он водил туристов в походы.

С возрастом Кен стал понимать, что туристический бизнес может принести ему больше денег и удовольствия, и сосредоточился исключительно на нем. В 1976 и 1977 годах Уоррен организовал две экспедиции на рафтах по притокам Ганга. На тот момент Уоррен был первым американцем, сплавившимся по этим местам. После чего он задумал покорить более неприступную Янцзы. Но в 1983 году сделать это не удалось.

Уоррен почти 3 года упрашивал власти Поднебесной дать разрешение. Но чиновники отнекивались, мотивируя это труднодоступностью района, куда не мог прилететь даже спасательный вертолет. В процессе переговоров информация просочилась в китайские газеты, в которых вышли заметки, что американец может стать первым человеком, покорившим истоки великой китайской реки.

Вызов принял фотограф Яо Маошу. Он приобрел лодку, на которой в июне 1985 года стартовал со священного озера Чемо в верховьях Янцзы. В путь его провожали несколько тибетцев. Через несколько дней, когда Яо не вышел к контрольной точке, стало ясно, что с ним что-то случилось. Скорее всего, исследователь погиб. Его тело так и не было найдено.

Жертвы стихии

Сплав Кена Уоррена по верховьям Янцзы

Весной 1986 года Уоррен получил долгожданное разрешение и стал готовиться к экспедиции. Ему удалось собрать гранты, чтобы покрыть затраты на подготовку в полмиллиона долларов. С ним отправились фотограф Дэвид Шиппи из National Geographic и еще 12 рафтеров. Для сплава Кен выбрал время высокой воды - август и сентябрь, когда в верховьях река течет со скоростью 3000 кубометров воды в секунду.

В июне 1986 года американцы прилетели в Гонконг, откуда добрались до тибетского города Голмуд. Здесь, на высоте 3 километра, они 2 дня адаптировали организм к недостатку кислорода. Облачившись в походную одежду, путешественники отправились к месту старта, привыкая к разреженному воздуху высокогорья.

Между тем китайцы вовсе не желали, чтобы янки отобрали у них пальму первенства в покорении Янцзы, и параллельно снарядили еще одну команду сплавщиков. В этот раз она насчитывала 15 участников. В то время как американцы еще карабкались на плато, китайцы уже начали сплавляться. Кен Уоррен и его команда только 31 июля 1986 года погрузились в 4 рафта и отправились вниз по Янцзы.

С самого начала в команде возникла проблема с фотографом Дэвидом Шиппи. Бедолага заболел, а квалифицированной медпомощи в горах не было. Более того, вызвать спасательный вертолет Уоррен тоже не мог. Больного усадили на плот, предполагая высадить в первом населенном пункте. Увы, Дэвид скончался через 4 дня. Его похоронили на берегу реки, и только спустя месяц Уоррен смог сообщить об этом.

После гибели Дэвида команда раскололась. В первом же встреченном селении Ю-Шу четверо человек покинули экспедицию. Уоррену пришлось назначить дебютанта экспедиции Анселя Нанса, которого взяли в поход лишь как альпиниста и второго фотографа, командиром четвертого рафта.

Никто из рафтеров, даже опытный Уоррен, ранее не наблюдал речных волн высотой под 9 метров. Длина рафта составляла всего 5,5 метра, и такая волна запросто могла его перевернуть. Даже наличие каски и спасательного жилета могло не уберечь от гибели: либо вспененная вода не дала бы человеку вздохнуть, либо ее температура привела бы к переохлаждению. Но находчивый Уоррен придумал связать 4 рафта в виде ромба размером 11 на 7 метров. Такой суперрафт был почти неуправляем, но волнам сложно было его опрокинуть.

Первые пороги показали правильность решения. Рафт мотало от берега к берегу, но он не переворачивался. Хотя однажды на пороге один рафт оторвался, в то время как остальные уплыли вниз. По счастливой случайности люди, сидевшие на нем, смогли выбраться и догнали команду, когда товарищи уже считали их погибшими.

«Порог Будды»

После этого Уоррен решил, что необходимо двигаться осторожно и разведывать реку. Эта предосторожность сработала, так как впереди их ждал каньон с вертикальными стенами под красивым названием «Порог Будды». Преодолеть его, казалось, невозможно, но и обратный путь по суше не сулил спасения - скалы были круты, и подняться на них было нельзя. И Уоррен рискнул. Это стало апофеозом перехода. Поток воды падал с высоты в огромную пенную яму. Суперрафт Уоррена полетел следом. Казалось, вода повернула плоты строго вертикально, а после колоссальным ударом сверху вбила в пенную яму. От таких перегрузок один из рафтов лопнул, и его забило под связку из трех оставшихся. Как раз на нем плыли Уоррен и Ансель. Они выжили лишь благодаря везению, оказавшись в воздушном пузыре. Сразу после порога им удалось вылезти на поверхность. Впоследствии Уоррен описал этот отрезок Янцзы как «XII уровень сложности».

Неожиданно американцы наткнулись на стоянку китайских коллег. Тех самых, что послала Коммунистическая партия Китая, чтобы помешать янки стать первыми. Дела их были ужасны. Пища почти закончилась, а передатчик был разбит. Но самое ужасное, что 10 из 15 человек уже погибли. Самый опасный порог выжившие преодолели пешком. Уоррен взял их в свою команду, ибо поступить по-другому было невозможно.

Вскоре команда причалила к берегу, и стали решать, что делать дальше. Здесь уже была возможность подняться пешком на Тибетское плато и добраться до селений. Группа опять разделилась. Член команды Пол Шарп, ранее почти простившийся с жизнью, решил больше не рисковать. Он схватил свой рюкзак и полез на плато. Через 3 дня его, совсем замерзшего, едва спас тибетский пастух.

Остальные проплыли еще 100 миль до провинции Сычуань. Но уже на следующей стоянке, 13 сентября 1986 года, сам Уоррен, сославшись на то, что все 4 синтетических плота имели повреждения, предложил свернуть экспедицию. Большинство было против. Что самое удивительное, китайцы тоже. Они не могли подвести партию и хотели плыть до конца. Также на продолжении похода настаивал опьяненный адреналином Ансель. Он уговаривал Уоррена проплыть хотя бы еще 500 миль. Но Кен был непреклонен. В конце концов Уоррен собрал рюкзак и ушел по склону, а остальные продолжили маршрут.

И все-таки без лидера этот поход был обречен. Проплыв еще сутки, рафтеры (и даже китайцы) почти единогласно решили сплав прекратить. Таким образом, за 2,5 месяца экспедиция прошла 1800 миль по самым экстремальным отрезкам Янцзы.

Позднее сплав Кена Уоррена был превзойден другими смельчаками. Но все-таки он был первым. Не случайно этот поход вошел в список «Величайших водных экспедиций». Правда, заплатить за этот рекорд пришлось человеческими жизнями.

Алексей МАРТОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая