История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Вокруг света на двух колёсах

Каких только кругосветных путешествий не было в истории! Сначала земной шар огибали парусники. В 1853 году состоялось первое кругосветное плавание на пароходе. В 1911-1913 годах человек впервые объехал мир на велосипеде, а в 1927-1929 годах - на автомобиле. Далее - первый полет вокруг Земли на самолете, путешествие на лошадях, автостопом. А в 1980-х годах состоялась первая кругосветка на мотоцикле. И совершила ее женщина.

Элспет Беард родилась 28 апреля 1959 года - как раз под конец мотобума, охватившего весь мир в 1950-1960-х годах. Она с детства мечтала о собственном «железном коне», и в 16 лет ее мечта осуществилась. Жила маленькая Элспет в Великобритании - своего рода заповеднике «настоящих мотоциклов». Но несмотря на то, что окружали ее традиционные английские «байки», когда у Элспет завелись собственные деньги, девушка купила японский мотоцикл Yamaha 100 - очень простенький, зато недорогой. Впрочем, вскоре девушка сменила его на другого, более мощного «японца» - Honda 250. На нем начинающая байкерша объездила родной Лондон и остальную Англию. А потом поняла, что этого ей мало. Нужны были дальние путешествия.

Через все меридианы

Элспет Беард

Слабенькие «японцы» для дальних рейсов не годились, поэтому Элспет решила купить BMW R 60/6. Стоил этот мотоцикл довольно дорого, особенно для студентки. Но мечта есть мечта! Чтобы скопить на нее, Элспет устроилась работать в паб. Наконец, в 1980 году она стала обладательницей подержанного байка 1974 года выпуска с солидным пробегом - около 50 тысяч километров. Он обошелся ей в 900 фунтов (около 1800 долларов).

На своем BMW девушка объехала Шотландию и Ирландию, а потом загорелась идеей кругосветки. Сначала совершила пристрелочные поездки: в 1980 году - по Европе, а в 1981-м пересекла с запада на восток Америку.

В 1982 году Элспет Беард отправила байк на корабле в Нью-Йорк, а сама вылетела вслед за ним на самолете. Далее ее путь лежал через Канаду до Лос-Анджелеса, а оттуда на корабле в Сидней. Из Австралии мотоцикл предполагалось отправить опять морем в Сингапур, откуда Элспет предстояло поехать в Малайзию, Таиланд, Индию, Непал, Пакистан, Иран, Турцию и домой через Европу. Закончиться путешествие протяженностью 48 тысяч миль должно было в Лондоне.

Поначалу все шло гладко. Разумеется, на дороге без происшествий не обходится, но серьезных не было. А вот в Австралии на грунтовке вблизи Таунсвилла Элспет попала в свою первую большую аварию, из-за которой ей пришлось пару недель провести в больнице с сотрясением мозга. Ей еще повезло - она хотела ехать по местным безлюдным дорогам без шлема, однако не смогла как следует закрепить его на мотоцикле, и поэтому надела на голову. Это ее и спасло!

Вопреки обстоятельствам

Позднее на дороге ее мотоцикл загорелся из-за проблем с электрикой. И снова ей повезло, что это произошло недалеко от населенного пункта. Однако требовался ремонт, а бюджет и так уже был превышен. Элспет решила сделать остановку и подзаработать. Она нашла работу ассистента архитектора и поселилась в гараже. Там она между делом приводила в порядок своего железного коня. В том числе сама склепала алюминиевые кофры для вещей.

Спустя семь месяцев девушка продолжила путешествие по Австралии. В городе Перт, что на западном побережье, она загрузила мотоцикл на лодку, отправляющуюся в Сингапур, а сама тем временем посетила Индонезию. В Сингапуре с ней вновь случилось несчастье - у путешественницы украли паспорт со всеми визами и документы на мотоцикл, без которых получить его в порту было невозможно. Шесть недель ушло на то, чтобы восстановить все потерянные бумаги.

На этом черная полоса не закончилась - в Таиланде она попала во вторую серьезную аварию: под колеса внезапно кинулась собака. Мотоцикл врезался в дерево. Элспет отделалась синяками и ссадинами, но чувствовала себя плохо. Помощь ей оказали тайцы, которые жили рядом с местом аварии. Две недели она провела в их доме.

«Они не говорили ни слова по-английски, и я не говорила ни слова на тайском, но мы общались языком жестов, - вспоминала потом Элспет. - Однажды я зашла на кухню и с удивлением обнаружила там половину останков сбитой собаки. Я поняла, почему они были счастливы заботиться обо мне, - я предоставила им пищу на целых две недели!»

Война с бюрократией

С неожиданными сложностями Элспет столкнулась, выезжая из Индии. Из-за убийства Индиры Ганди регион Пенджаб был закрыт, и чтобы попасть в Пакистан, требовалось особое разрешение. Однако чиновники еще не удосужились разработать форму этого самого разрешения, поэтому просто останавливали всех на границе «до выяснения». Прождав несколько недель на границе, Элспет просто подделала себе нужный документ, а поскольку пограничники не знали, как он должен выглядеть, то пропустили путешественницу.

Благополучно проехав Пакистан по грунтовым дорогам, Элспет прибыла в Иран, после Исламской революции бывший далеко не самым безопасным местом для европейцев. Ей пришлось выдавать себя за мужчину, чтобы благополучно пересечь эту мусульманскую страну. Она носила бурку и старалась не снимать шлем. На границе ей дали лишь семидневную транзитную визу - достаточно, чтоб пересечь страну, но тут девушка заболела гепатитом. Ей было так плохо, что она едва могла вести мотоцикл.

Помог ей встреченный по дороге голландец Роберт, который тоже путешествовал на мотоцикле. Всего за несколько часов до истечения срока действия иранской визы им удалось достичь границы с Турцией. Здесь Элспет слегла и лечилась несколько недель. Ее мотоцикл тоже требовал ремонта.

После всех этих приключений дорога из Турции в Европу оказалась относительно простой. Исключением было только «Шоссе смерти» в Югославии. Это двухполосная дорога с грязевой обочиной, где грузовики постоянно обгоняют друг друга по встречке, выжимая всех остальных с дороги в грязь. Здесь часто встречались и «двойные обгоны», когда у мотоциклиста было два варианта: в лоб встречному грузовику или в канаву у дороги. На протяжении всего этого пути Элспет видела на обочине цветы и кресты в память о погибших путешественниках.

Когда Элспет выезжала из Лондона, она была здоровой девушкой весом 65 килограммов. Когда же, спустя три года, она вернулась домой, то весила всего 41 килограмм. Однако, отъевшись и отдохнув, девушка начала мечтать о новой кругосветке - на этот раз на самолете. Впрочем, сначала Элспет решила доучиться. Вскоре она стала известным архитектором, специализирующимся на создании новых необычных зданий, а также реконструкции старых. Элспет и сама живет в доме, который переделала из 40-метровой старой водонапорной башни.

Задуманную кругосветку на самолете Беард так и не совершила, хотя к 1994 году получила лицензию пилота. Вот только денег на покупку самолета не хватило. Зато в 2002 году она снова объехала мир на мотоцикле. На этот раз в качестве второго водителя у путешественника Ника Сандерса - человека, который в 1997 году установил рекорд, обогнув мир верхом на мотоцикле всего за 31 день и 20 часов.

Марина ВИКТОРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая