История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





На вёслах против стихии

В Морском музее городка Ла-Трамблад (Франция) под открытым небом стоит небольшая лодка. К ней прикреплена табличка с надписью на французском языке. Здесь приведены цифры, говорящие сами за себя. С 1967 по 1993 год на подобных лодочках путешественник Евгений Павлович Смургис прошел за 710 ходовых дней 48 тысяч километров. Еще никто не побил рекорд русского морехода.

В ноябре 1993 года береговая охрана Франции обнаружила в Бискайском заливе перевернутую весельную лодку. А потом и тело отважного гребца.

Погибшим оказался Евгений Смургис - человек, покоривший на весельной лодке реки, озера и моря.

Жажда странствий

Евгений Смургис

Евгений Смургис родился 19 августа 1938 года в Оренбурге. Его отец Павел Федорович еще в 1940-е годы был известен как хороший футболист. В 1950 году семья переехала в город Липецк (тогда - Воронежская область). Женя всегда брал пример с отца. В молодости увлекся футболом, теннисом. Пришлось ему и постоять на ринге. Как считают многие его друзья, именно бокс помог ему закалить характер и силу воли, научил переносить трудности. Все эти навыки позднее помогали ему в путешествиях.

До 1967 года Смургис, будучи мастером спорта по боксу, работал рядовым учителем физкультуры в поселке Тулпан на берегу речки Колва, что в Пермской области. Ученики Смургиса жили в разных селениях. И после занятий многие отправлялись домой на гребных лодках. Кто-то плыл вверх по Колве, кто-то вниз. Однажды летом 1965 года Евгений охотился в тайге. И увидел старенькую бабушку. Она сидела в лодке с копной сена и привязанной к корме козой и довольно размашисто гребла веслом. Тогда-то и пришла мысль: «Раз детям и старикам это по силам, то почему я сижу на месте?» Позднее Смургис запишет в своем дневнике: «Забыв про рябчиков, понесся домой. Воображение рисовало радужные картины. Ту же лодку, но сделать подлинее, нос и корму поднять, приладить хорошие весла - и в путь».

Ранней весной 1967 года Евгений построил семиметровую лодку. Название дал весьма оригинальное - «МАХ-4», что означало «махай в четыре весла». Нашел себе и попутчика. Это был уроженец Липецка Валерий Лютиков. Приближалась юбилейная дата - 50-летие Октябрьской революции. Два друга решили посвятить этому свое плавание. В маршрутной книжке четко было указано: «Путешествие посвящается 50-летию Великого Октября».

В один из июльских дней 1967 года друзья отправились в путь. Вместе с ними плыла овчарка Ватан. Путь был долгим - река Кама, затем Волга, Дон и река Воронеж. Всего друзья прошли за 43 дня без малого 4,5 тысячи километров и финишировали в родном Липецке. Они побили рекорд англичан Блайта и Риджуэя, которые за год до этого 3998 километров прошли лишь за 91 день.

В 1968 году прошли по Мариинской водной системе, по Свири, Ладоге и Неве добрались до Ленинграда. А затем взяли курс на столицу Латвии - Ригу. Отсюда путь лежал в город-герой Волгоград. На этот раз на корме лодки красовалась другая надпись: «Посвящается 50-летию ВЛКСМ». Она открывала двери кабинетов больших чиновников.

Дальневосточный поход

Сложным маршрутом был выход в Карское море. За 30 дней было пройдено без малого 2 тысячи километров. Были сломаны весла. Сам Смургис вспоминал: «У меня были две бумаги: одна - от редакции журнала "Вокруг света" и вторая - от генерал-полковника Матросова, который в то время был начальником пограничных войск СССР, об оказании содействия».

Путешественник пересек Байкал в страшный шторм и с великим трудом попал в реку Селенгу. Затем была остановка в Улан-Удэ. Местные рыбаки посчитали его с напарником за идиотов и полных дураков. По притоку Селенги - реке Хилок - они достигли Читы. Отсюда Смургис плыл один по Шилке и Амуру.

На Амуре начались затруднения. Пограничники никакого внимания не обратили на «охранную грамоту» их начальника. Буквально совсем недавно произошел инцидент на острове Даманский. Так что полный маршрут по реке Смургису пройти не дали. В Хабаровске его лодку погрузили на платформу и доставили к месту, где не проходила государственная граница между СССР и Китаем.

В Николаевске-на-Амуре к нему вновь присоединился путешественник Василий Галенко, пропустивший часть маршрута. Теперь их путь лежал на Владивосток по Охотскому и Японскому морям. А время было штормовое. Шел август. Они трижды попадали в тайфун. Уже после Находки «МАХ-4» понесло ветром в сторону Японии. Но, на счастье путешественников, ветер стих и они добрались до Владивостока. Здесь их ждали. Лодку Смургиса несли на руках. Вскоре она стала экспонатом краеведческого музея.

Свою следующую лодку Евгений Павлович строил на заводе «Пелла», и она была рассчитана на преодоление северных маршрутов. На ней он совершил переход из Онеги в Москву. Вместе с ним часть маршрута шел его сын Александр, который стал участником путешествий отца с 14 лет.

24 июня 1986 года путешественник дал старт первой в мире кругосветной экспедиции на гребной лодке в порту Тикси. Впервые маршрут проходил в арктических морях. А здесь навигация длится всего месяц-полтора. И то на помощь судам приходят ледоколы. Но Смургис в одиночку совершил переход из Тикси в порт Диксон. Каких только трудностей он не испытал! Порой невозможно было плыть между льдинами. Тогда он вытаскивал лодку и перетаскивал ее на чистую воду. При этом приходилось орудовать ледорубом собственной конструкции и маленьким ломиком.

Роковая кругосветка

В августе 1992 года вместе с сыном Александром он отправился в плавание по двум морям - Карскому и Баренцеву. 2,5 тысячи километров путешественники преодолели за 43 дня. Это достижение та к же, как предыдущее, попало в Книгу рекордов Гиннесса. Гребли по очереди. Один отдыхал, второй махал веслами. Средняя скорость была не более 4 км/ч. Попутно Евгений Павлович с сыном измеряли уровень загрязненности морей.

Маршрут был завершен в Мурманске. И у Евгения Павловича возникла новая идея о кругосветке. На этот раз решено было отправиться из Мурманска в Лондон и далее. Нужно было преодолеть 40 200 километров за 557 дней. Из Мурманска он отплыл 4 июня 1993 года вместе с сыном. Через два месяца миновавших Баренцево, Норвежское и Северное моря путешественников радостно встречали в столице Туманного Альбиона.

Яхт-клуб помог им в ремонте лодки. Да и экипажу необходимо было отдохнуть. За этот переход они потеряли в весе свыше 10 килограммов каждый. А экономить приходилось на всем. Негусто было и с провиантом. Смургис часто говорил: «Деньжат не хватает, но ничего - как-нибудь выкрутимся. У нас есть лодка... Стало быть, и крыша над головой». Человек гордый, он привык в основном рассчитывать лишь на свои силы.

Впереди отца и сына ждали более 30 тысяч километров. На борту лодки был лишь один навигационный прибор - компас. Они планировали зайти в порты Франции, Испании, Португалии. Затем маршрут лежал на Канарские острова, через Панамский канал и дальше к северу вдоль американского побережья. А затем возвращение на родину - в Тикси.

В Ла-Манше судьба словно предупредила их в последний раз. Штормило. Лодку перевернуло. Гребцы оказались в воде. Хорошо, что поблизости находился английский пограничный катер. Их доставили на военно-морскую базу. Там обогрели, накормили и даже одарили кое-чем из техники. Особенно полезен был хороший опреснитель морской воды. Но намеченный график «хождения за семь морей» был нарушен. А тут еще одна задержка, угрожающая успеху путешествия, - улетел по срочному делу домой Александр. Смургис-старший решил твердо стоять на своем. Он не привык отступать. Поплыл один, распростившись с дружелюбной базой королевских ВМС. В это время года Бискайский залив опасен даже для крупных судов. А он сидел на веслах поморского челна. Путь лежал в испанский порт Кадис.

Страшный шторм произошел в ночь на 15 ноября 1993 года близ устья Гаронны у побережья Франции. Лодку выбросило на берег близ городка Ла-Трамблад. Она была без видимых повреждений. А вскоре было найдено и тело самого Евгения Павловича. Место, где он погиб, с давних времен считалось одним из самых опасных, в народе его называли «поглотитель людей». Тело Смургиса было доставлено самолетом в Липецк.

Виктор ЕЛИСЕЕВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели     Следущая