Русский взглядКогда в Россию пришла весть об открытии Нового Света? И как складывались первые контакты с Центральной и Южной Америкой? История эта странная и местами парадоксальная. Раньше, чем жители Московского царства узнали о путешествиях Колумба, они услышали о Теночтитлане - ацтекской столице. Причем это произошло всего через два года после ее завоевания испанцами! Остров с «камбалами»В 1523 году на старославянский язык был переведен латинский текст, написанный секретарем императора Карла V Максимилианом Трансильваном. Он назывался «О Молукитцкых островах» и содержал такой пассаж: «И сице съглашено бысть, яко испанским убо присно на запад плавати иде же землю бесконечну и пространнеишу и островы превелии и неудоб исчитаемы, златом и бисеры иными имении богатящихся, и ныне паки напоследок величайшии град, Теноктик нарицанием, по подобию Венецеи в некоем езере создан, обретошя. О сем граде велиа и многа и истинна Петр Мученик списана оставил есть...» Эти трудночитаемые строки - первое упоминание о Новом Свете в русской литературе! В них туманно говорится об открытии земель и островов на западе, богатствах ацтекской столицы Теночтитлана. Название города передано неверно, а вот его расположение и сравнение с Венецией - достоверная деталь. Также упомянут один из первых хронистов, Педро Мартир, оставивший бесценные записки об открытиях. Его имя переведено дословно, и можно подумать, что речь не об историке, а о святом. В 1518 году из Афона в Москву прибыл богослов и философ Максим Грек. В одном из его сочинений, созданных в 30-е годы XVI века, содержится второе на Руси свидетельство о заокеанских открытиях: «Нынешние... португальцы и испанцы... лет 40 или 50 тому назад (по истечении седьмой тысячи лет от сотворения мира)... открыли множество островов, из коих некоторые обитаемы людьми, а другие необитаемы; и землю Кубу, настолько великую по размерам своим, что даже обитатели ее не знают, где она кончается...» Сообщил богослов и о том, что испанцы обратили «людей тамошних» в «латинскую» веру. Грека упрекали за «лживые» сведения и за лояльность к «папежеству». «Почему Господь дал такое благословление неверным латинам, а не сподвижникам истинной православной веры? Зачем ты разносишь об этом молву и славишь нечестивых латинов?» - гневались православные иерархи. Имя первооткрывателя Америки стало известно русским лишь в 1617 году! Он упомянут в одном из «Хронографов» - переработке польских хроник. Там же дается смутное и путаное описание «острова Америки», населенного людоедами-«камбалами». Радищев и «Индии»В Петровскую эпоху стали выходить труды об открытии и завоевании Америки. А с середины XVIII века появились художественные произведения на эту тему. Первым стала поэма «Письмо о пользе Стекла», сочиненная в 1752 году Михаилом Ломоносовым. Связь между стеклом и Америкой, по мнению автора, - бисер, за который простодушные туземцы отдавали золото и серебро. Позднее Александр Сумароков написал подобие драмы о конкисте: диалог Кортеса и Монтесумы в царстве мертвых. А баснописец Иван Крылов в юности сочинил оперу «Американцы». Цензура запретила ее из-за того, что в ней «двух европейцев хотят принести в жертву, и это револьтирует... слушателей». Сведения об «Испанской Америке» брались в основном из французской просветительской литературы. Одна из таких книг сыграла роковую роль в судьбе Александра Радищева. Ее автором был французский аббат, энциклопедист Гийом Рейналь. В шеститомном труде «Философическая и политическая история о заведениях и коммерции европейцев в обеих Индиях» он защищал право колониальных народов на свободу, обличал рабство, критиковал российское самодержавие и крепостничество. Книга увидела свет в 1770 году, а в 1781-м по решению властей была предана во Франции сожжению. Автора отлучили от церкви и вынудили к эмиграции. Несмотря на это, труд Рейналя стал широко известен в других странах, особенно в испанских колониях Америки. Была популярна его книга и в России, хотя Екатерина II называла аббата-расстригу «полумудрецом и гипохондриком». Труд Рейналя подтолкнул Радищева к созданию «Путешествия из Петербурга в Москву», за что его чуть не казнили. Он сам признавался на допросах, что во время работы в Коммерц-коллегии приобрел «между другими коммерческими книгами... историю о Индиях Рейналя. Сию-то книгу могу я почитать началом нынешнему бедственному моему состоянию». Первые очевидцыВ конце XVIII века двое русских воочию увидели Центральную Америку. Первый, Василий Баранщиков, купец из Нижнего Новгорода, оказался там не по своей воле. Спасаясь от кредиторов, он стал матросом. В одном из портов его обманом заманили на корабль, идущий в Вест-Индию. Вероятно, Баранщиков попался не работорговцам, а вербовщикам. Из него пробовали сделать солдата и даже платили ему жалованье. Но, заметив неспособность к муштре, продали в Пуэрто-Рико. В рабстве Баранщиков пробыл с 1781 по 1783 год, пока, сжалившись над чужестранцем, жена губернатора не упросила мужа даровать ему свободу. После этого «ему был дан пашпорт печатный на гишпанском языке, в котором именован московитянин Мишель Николаев». С этим паспортом, получив от генерала «песодорами монетою гишпанскою по российскому щету 13 рублей», Баранщиков нанялся на корабль, отплывающий в Европу. В пути он снова попал в плен, на сей раз - к мусульманам. Лишь в 1787 году купец смог возвратиться в Россию, где с него тут же потребовали долг с процентами. Спасла горе-путешественника поддержка высоких особ, заинтересовавшихся его историей. По их совету он написал книгу «Нещастные приключения Василья Баранщикова, мещанина Нижнего Новгорода, в трех частях света: в Америке, Азии и Европе с 1780 по 1787 год». Гонорар пошел на оплату долгов. Американские похождения занимали в ней немного места. Но это был первый рассказ об испанских колониях, полученный не через третьи руки, а от очевидца. Автор поведал не только о своих злоключениях, но и о природе далеких краев. Диковинные заморские растения, по его мнению, похожи на российские: банан - на огурец, как видом, так и вкусом, кофейные деревья «подобны нашей сливе или вишне», а сахарный тростник - «российской траве ангелике», то есть дягилю. Таково первое впечатление русских от заокеанской экзотики. В отличие от нижегородского купца, просветитель и публицист Федор Каржавин странствовал по своему почину. Он несколько лет прожил во Франции, откуда и отправился в ее заморские владения в Вест-Индии. В 1776 году Каржавин прибыл на остров Мартиника, а через год - на территорию современных США, где в то время шла Война за независимость. Существует мнение, что русский просветитель оказывал помощь повстанцам. Затем он вернулся на Мартинику, с 1782 по 1784 год жил на Кубе. Потом - вновь США, уже освободившиеся от британского господства, Париж и, наконец, Россия. Книг о путешествиях Каржавин не писал. Его заметки об Америке разбросаны по страницам антологий, переводов, сборников, над которыми работал просветитель. Так, в одном из учебных пособий он пишет о себе в третьем лице: «Между тем, как некоторые Сибирские торговцы искали на Востоке от Камчатки распространить меховую торговлю до самых западных берегов Америки, один из наших соотчичей, человек любопытный и знающий, пускается в 1776 году по Океану Атлантическому, и, направляя путь свой на Юго-Запад, выходит на берег в Вест-Индию... Сей Россиянин есть первый из нашего народа человек, который двенадцатилетнее жительство имел в тех отдаленных странах и должен был видеть их примечательными глазами...» А в перевод авантюрного романа он включает гневное высказывание: «12 лет я выжил в разных областях как холодные, так и теплые Америки; был всего 28 лет вне Отечества... и везде старался увидеть диких людей и немцов, однако все мои старания были тщетны; множество народов я видел, которые не так живут, как мы, не так, как и прочие европейцы; видел я людей разумных, видел и глупых; везде я нашел человека, но дикаго нигде... не находил». Так русский просветитель защищал самобытность коренных народов. В 1803-1806 годах состоялось первое русское кругосветное плавание на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. 14 ноября 1803 года корабли пересекли экватор, а в декабре стали на якорь в бразильском порту. Начинались регулярные контакты России с Латинской Америкой. Татьяна ПЛИХНЕВИЧ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|