Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину




Голубая лента Атлантики

Северная Атлантика - один из самых активных для судоходства районов Мирового океана. Пока не появились трансатлантические авиаперелеты, через нее шло все сообщение между Старым и Новым Светом. Всем хотелось, чтобы сообщение это было как можно более надежным и быстрым. Неудивительно, что довольно скоро между судами, идущими из Европы в Северную Америку и обратно, возникло соревнование на скорость. Призом в этой борьбе стала Голубая лента Атлантики.

Кто бы ни пересек Атлантику первым викинг Лейф Счастливый или Христофор Колумб, - рекорда по скорости они точно не установили. Да и не стояло перед ними такой задачи. И даже у пакетботов «Курир» и «Джеймс Монро», которые стали первыми судами, выполнявшими регулярные трансатлантические рейсы, этой задачи не было. В начале XIX века, когда возникло постоянное сообщение между континентами, важнее было просто доставить в целости и сохранности пассажиров и груз из Нью-Йорка в Ливерпуль или наоборот.

Первые ласточки

Плавание в те времена длилось в среднем месяц, но если ветра не благоприятствовали, могло и затянуться. Ведь все корабли на линии были парусными. Антирекорд по скорости составлял целых 100 дней! Именно столько зимой 1836-1837 годов парусник «Даймонд» шел из Англии в США. В итоге 17 из 180 пассажиров на его борту умерли от истощения.

Поначалу никто особо не задумывался над тем, чтобы сократить время в пути. Но в 1822 году у первого трансатлантического перевозчика - компании «Блэк Болл» - появились конкуренты. И, само собой, между ними началась борьба за клиентов. Одним из главных конкурентных преимуществ была, конечно, скорость.

Первый рекорд был поставлен уже в 1830-е годы - капитан Джозеф Делано преодолел Атлантику с востока на запад за 15 суток 18 часов. Его достижение оставалось непревзойденным несколько лет. И даже, когда на линию вместо парусников вышли пароходы, рекорд был побит далеко не сразу. Это произошло в 1837 году, когда английский пароход «Ройял Уильям» под руководством капитана Суэнсона пересек Атлантику за 14,5 дня. Впрочем, он шел то под паром, то под парусами. А первым пароходом, который переплыл океан без помощи ветра, стал «Сириус» под командованием капитана Ричарда Робертса. Он шел 18 суток и 2 часа.

Все они - и Делано, и Суэнсон, и Робертс - были достойны Голубой ленты Атлантики. Но не получили ее, просто потому что в их время этого приза еще не существовало.

Соревнование - лучшая реклама

Появлением Голубой ленты Атлантики мир обязан Сэмюэлю Кунарду, который был вовсе не капитаном, а предпринимателем. Его называли «Наполеоном бизнеса». К 50 годам он стал владельцем целой флотилии из 40 парусников.

Впрочем, сердце его принадлежало пароходам. Он верил, что «паровые суда, хорошо построенные и с хорошим экипажем, могли бы уходить и приходить с такой же точностью, как поезда на суше». У большинства его современников это мнение вызывало улыбку. Но Кунард хотел доказать всему миру превосходство пароходов над прочими судами. В 1839 году он отправился в Англию и заключил контракт с ее правительством на регулярную перевозку почты через Атлантику.

Для обеспечения двух рейсов в месяц ему понадобилось построить четыре парохода. И вот 4 июля 1840 года из Ливерпуля в Бостон вышел первый из них - пароход «Британия». Эта дата и считается днем рождения Голубой ленты Атлантики. «Британия» пересекла океан за 14 дней и 8 часов, а обратно дошла даже за 10 суток. Это было рекордом скорости! Пароход встречали с оркестрами, был устроен фестиваль с праздничными шествиями по улицам и пятичасовым банкетом.

Чествовали капитана и президента компании, а «Британия» скромно стояла у причала. Это было не очень-то справедливо. Поэтому капитан «Колумбии» (второго кунардского парохода) Чарльз Джудкинс предложил учредить приз для самого быстрого судна. Кунард поддержал идею, ведь соревнование между лайнерами могло привлечь внимание прессы, а значит, лишний раз прорекламировать его пароходную линию. Престижно купить билет на самый быстрый лайнер!

Кунард придумал звучное и символичное название приза в таком состязании - Голубая лента Атлантики. Все англичане, разумеется, видели в этом отсылку к старинному и почетному ордену Подвязки, который полагалось носить на голубой или синей ленте. Вымпел с изображением этой ленты должен был подниматься на мачте судна, которое быстрее всех пересечет Северную Атлантику в двух направлениях.

Кто быстрее?

И началось более чем 100-летнее соревнование. Когда владелец компании парусных пакетботов «Драматик Лайн» американец Эдвард Коллинз узнал о том, что «Британия» пересекла Атлантику за рекордные 10 суток, он поклялся, что построит пароходы, которые сделают это быстрее. И сдержал свое слово: в 1850-1851 годах три его лайнера стали обладателями Голубой ленты, показав результат менее 10 суток.

Увы, но придумывая свой приз, Кунард не учел того, что в погоне за престижным призом капитаны лайнеров пойдут риск, что желание побить рекорд скорости, невзирая ни на погодные условия, ни на айсберги, приведет к жертвам. Первые жертвы Голубой ленты океан собрал осенью 1854 года. Пароход «Арктика» столкнулся с французским судном «Веста» и затонул. Погибли 289 человек, в том числе жена и двое детей Коллинза. Через полтора года пропал пароход «Пасифик» с двумя сотнями пассажиров на борту. Вероятнее всего, он столкнулся с айсбергом и пошел ко дну. Но все это мало останавливало как капитанов, так и владельцев судоходных компаний.

Коллинз превратил трансатлантические лайнеры из аскетичных средств передвижения в роскошные морские отели. До него пароходы не могли похвастаться ни комфортом, ни красотой интерьеров. Кунарду пришлось вслед за конкурентом поднять уровень сервиса. Но и о скорости он не забывал - построил новый пароход «Персия», который в 1856 году вернул ему Голубую ленту.

Затем почетный приз перешел к англичанину Уильяму Инману, который первым построил пароходы с гребным винтом и полностью отказался от парусов. В 1897 году в борьбу вступили немцы. Их лайнер «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» пересек Атлантику за 4 дня 16 часов 49 минут и получил Голубую ленту. В августе 1933 года почетный приз впервые завоевали итальянцы и их лайнер «Рекс». А через два года подключились и французы, они подняли Голубую ленту на мачту своего лайнера «Нормандия». Впрочем, уже через год ее пришлось отдать англичанам.

Американцы только в 1952 году сумели взять реванш. Но зато их океанский лайнер «Юнайтед Стейтс» вошел в историю как последний обладатель почетного приза. Американцы ласково называли его «Большой Ю». Он пересек Северную Атлантику всего за 3 дня и 12 часов. Однако в 1960-х годах самолеты обогнали его, и трансатлантические рейсы ушли в прошлое.

Гонка продолжается

До 1935 года Голубая лента Атлантики не имела материальной ценности. А потом судовладелец Гарольд Хейлз решил сделать этот приз не только престижным, но и ценным. Он заказал 45-килограммовый кубок высотой 1,2 метра. Наверное, он хотел поставить его к себе на полочку, ведь именно он владел лайнером «Рекс», который взял Голубую ленту в 1933-м. Но к моменту, когда кубок был готов, его успели перехватить французы. И приз пришлось отдать.

После победы «Юнайтед Стейтс» кубок 10 лет простоял в офисе компании. А после был передан на хранение в морской музей Академии торгового флота США. Так бы он там и стоял, если бы в конце XX века не появился новый вид судов - скоростные катамараны, способные на трансатлантические путешествия.

В 1990 году такой катамаран «Ховерспид Грейт Бритн» побил рекорд «Большого Ю», и ему был вручен кубок. Спустя несколько лет компания, которой принадлежит катамаран, сделала копию и передала ее музею. А оригинал вынуждена была отдать «Каталонии», которая улучшила достижение. Но и у нее приз увел уже через полтора месяца другой катамаран-паром. «Кат-Линк V» пересек Атлантику за 2 суток, 20 часов и 9 минут. Так что гонка продолжается. Хотя не всем нравится такое «возрождение» Голубой ленты Атлантики.

Марина ВИКТОРОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Первооткрыватели