Первый император Китая

Автор: Maks Окт 25, 2021

В многотысячелетней истории Китая есть ключевые персонажи, известные во всем мире. Один из таких — легендарный первый император Поднебесной Цинь Шихуанди. Его неоспоримые заслуги соседствуют с невообразимой жестокостью, благодаря которой он подчинил себе страну. Но, будучи противоречивой фигурой, император все же оставил о себе добрую память. Попробуем разобраться в этом парадоксе.

Трудное детство

Цинь Шихуан (возможно написание его имени без окончания «ди» — оба варианта правильные) жил в 259-210 годах до нашей эры. Настоящее имя при жизни — Ин Чжэн. Цинь Шихуанди, что буквально означает «Великий император династии Цинь», он стал зваться, уже будучи правителем всей страны. Дело в том, что в то время Поднебесная еще не была единым государством. На территории, где сейчас располагается Китайская Народная Республика, существовало несколько царств со своими правителями, которые с подозрением и даже враждой относились к соседям. Царство Цинь на западе считалось варварским, а более культурные восточные братья смотрели на него с некоторым пренебрежением. Во многом именно эта затаенная обида на гордых соседей стала для Цинь Шихуана идеологическим оправданием для завоеваний — он считал себя не хуже других, а хотел стать первым среди равных.

Если посмотреть на личную жизнь будущего императора, то можно заметить некоторое сходство с судьбами таких российских монархов, как Иван Грозный или Петр I. Как и у Цинь Шихуана, у российских правителей было трудное детство, когда их окружали нелюбимые и своенравные бояре. Царям с юности приходилось доказывать свою силу, самостоятельность, проявляя характер. Точно так же и Цинь Шихуан смог показать волю, заслужив тем самым доверие крупных военачальников, на которых он мог положиться, что впоследствии пригодилось ему в военных кампаниях.

Опора на закон

За относительно короткий срок (с 330 по 321 год до нашей эры) будущий император завоевал шесть царств. Это стало возможным по нескольким причинам. Первая связана непосредственно с военным искусством его солдат. Традиционная сила китайских армий тех времен — колесницы и кавалерия. В этих войсках служили прославившиеся храбростью воины, преимущественно аристократы.

У царства Цинь колесницы и кавалеристы тоже были, что подтверждают фигуры соответствующих родов войск в Терракотовой армии (тысячи глиняных статуй солдат, лошадей и колесниц в натуральную величину, которые были размещены вокруг мавзолея Цинь Шихуанди. — Прим. ред.). Однако правитель сделал главный упор на новые силы — пехоту, состоявшую из копейщиков с китайскими алебардами гэ, лучников и арбалетчиков. Они набирались из крестьян, но в отличие от других царств, где такие формирования не играли ведущей роли и плохо обучались, циньские пехотинцы проходили хороший курс профессионального бойца и четко знали, что им нужно делать на поле боя в конкретной ситуации.

Они, выходцы из народа, сломали стереотип о непобедимости конных сил, не позволяя им подойти ближе, чем на расстояние выстрела. А тех, кто все же мог приблизиться, скидывали с коней при помощи гэ или китайского клевца — оружия, напоминавшего по виду багор. Так в Китае впервые организованно сломались сословные границы, когда простолюдин победил аристократа. Но и в целом взаимодействие в армии Цинь Шихуана между разными родами войск было превосходным, тактика грамотной, так что победы следовали одна за другой.

Цинь ШихуандиВо-вторых, император провел некую черту между прошлым и будущим Китая. В философии есть такое понятие — «осевое время», означающее период истории, когда на смену мифам и легендам пришло научное, рациональное познание мира. Такие изменения происходили в разных частях земного шара — в Древней Греции, Персии, Индии и Китае. Особенность явления в том, что смена мировоззрения, словно одна и та же ось, везде происходила в промежуток между 800 и 200 годом до нашей эры. В Китае осевое время ассоциируется в первую очередь с именем философа Конфуция, зафиксировавшего основные положения китайской мысли, связав их с опорой на традицию и уважением к авторитетам. К моменту воцарения Цинь Шихуана конфуцианство уже прочно укоренилось в Поднебесной, сформировав определенный культурный код страны.

Однако у учения были и противники — так называемые легисты, или законники. Они были против того, чтобы слепо следовать традициям и передавать привилегии исключительно по праву рождения, и выступали за всеобщее равенство перед законом. Это движение поддержал Цинь Шихуан, устроив гонения на конфуцианцев. Он зафиксировал достижения прошлого, но пожелал идти дальше. Именно благодаря Цинь Шихуану в Китае вплоть до падения монархии в 1911 году действовали строгие и нерушимые принципы бюрократии и централизации власти, на тысячелетия пережившие его самого.

Третья причина тесно связана с первыми двумя. Захватив огнем и мечом власть с помощью новой сильной армии, Цинь Шихуан стал разрушать старые феодальные стены между царствами, а вместо них возводить одну и самую главную — Великую китайскую. Она призвана была защитить государство от варваров-кочевников. Точнее сказать, император активно достраивал и соединял участки Великой стены, начатые еще его предшественниками. Однако как разрушение старых стен, так и возведение главной новой было для китайцев явлением не только физическим, но и духовным.

Цинь Шихуан начал рушить феодальную раздробленность в головах, строя единую нацию, основанную на этническом большинстве хань, которая впредь должна была говорить на одном языке и использовать одну письменность. Этот этнос остается в стране доминирующим до сих пор. Впервые став империей, циньский Китай обозначил свои границы, отделившись от внешнего мира стеной и став одним из мощнейших государств своего времени. А вместо бывших царств император произвел новые территориальные разграничения, которые поделили единую страну на 36 военных округов.

Помощник для Мао

Мировой интерес к Цинь Шихуану возник после обнаружения в 1974 году Терракотовой армии. Масштабы сооружения потрясли ученых и любителей истории в разных странах. Находка по значимости была сопоставима с обнаружением гробницы фараона Тутанхамона. Исследователей поразило, с каким размахом правитель подготовил свои похороны еще при жизни — никто из китайских императоров не делал так ни до, ни после него. Строить свою гробницу Цинь Шихуан начал сразу после восшествия на престол в возрасте 13 лет неподалеку от современного города Сиань. Ее возведение при участии 720 тысяч рабочих продолжалось в течение 39 лет, завершившись уже после смерти правителя.

Однако в Китае об императоре помнили не только в связи с обнаружением Терракотовой армии. Как мы отметили, принципы бюрократического устройства страны с новым территориальным делением, унифицированным письмом и языком пережили Цинь Шихуана на тысячелетия. Однако основы политической философии, заложенные им, неоднократно пересматривались. После смерти императора конфуцианцы взяли своеобразный идеологический реванш, интеллектуально победив легистов. Они не забыли обид и притеснений, устроенных при Цинь Шихуане, и в своих трудах часто изображали его как деспота и самодура. Преимущественно таким он оставался на протяжении всего имперского периода Поднебесной.

Но в новейшей истории Китая в начале 1970-х годов император снова возвысился — при помощи Мао Цзэдуна. Дело в том, что после провала политики «большого скачка» позиции Великого кормчего пошатнулись, авторитет несколько ослаб, а у его оппонентов, наоборот, подрос. В памяти Мао были свежи воспоминания о развенчанном культе личности Сталина. Разумеется, для себя такой участи лидер КНР не хотел и устроил разборку с оппозицией посредством «культурной революции».

После победы сторонники Мао подняли Цинь Шихуана на политический пьедестал. Они видели в нем идеал сильной руки, а также борца с «правыми уклонистами» в лице конфуцианцев. Но для народа нашли объяснения проще: император собрал великое государство, в измененном виде существующее до сих пор. Он заложил основы мощной армии, пополнив ее выходцами из простых людей. При нем начались колоссальные стройки, и при нем же заработала как часы бюрократическая машина Китая. И если отбросить пафос, по сути все так и было. Не только Мао, но и простые китайцы могут найти, за что сказать спасибо первому императору.

Дмитрий СКРИПЧЕНКО

  Рубрика: Дворцовые тайны 503 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,298 сек. Потребление памяти:9.69 mb