Первый после короля
Князь Константин-Василий Острожский — некоронованный король Украины, владевший третьей частью Волыни, огромными имениями в Галичине, на Подолье, Киевщине, Черкащине и Левобережье, — был чрезвычайно богат.
Но не это было главным достоинством, позволившим войти в историю…
Перечисляя владения князя Острожского, рискуешь то и дело сбиться со счета. Достаточно сказать, что в народе бытовала присказка: «Богат, как Острожский». Одним словом, такой себе «украинский Крёз».
Но это фантастическое богатство не заслонило от него куда более ценные вещи — свободу, независимость и приверженность православной вере в бушующем вокруг океане католицизма.
Мономахович по рождению
Он родился в Турове (сегодня это городок Гомельской области, Беларусь) в феврале 1526 года. Происходил из знатной семьи, основателем рода Острожских считался князь Даниил из династии туровских и пинских Мономаховичей, потомков Романа и Даниила Галицких. Константин-Василий рано лишился отца, воспитывался матерью Александрой Семеновной из рода князей Олельковичей.
Юноша получил прекрасное образование в православном духе. Он остался единственным наследником и получил во владение огромные поместья в разных регионах Украины. Они давали ежегодную прибыль свыше одного миллиона злотых. Кроме того, князь владел земельными наделами в Венгрии и Чехии.
На арене политической деятельности появился в 1558-1559 годах, в очень трудный исторический период. Не стремясь к военной славе, князь умело проводил колонизаторскую политику в приграничных землях, основывал новые города, замки, слободы. А экономическая мощь княжеских имений давала возможность проводить независимую политику.
В 1569 году князь стал сенатором и фактически руководителем тогдашней территории Украины, которая принадлежала Речи Посполитой. После Люблинской унии 1569 года положение Острожского еще больше укрепилось и уравнялось в правах с польскими и литовскими магнатами. Так как его воспитали в русских православных традициях, Острожский не мог спокойно видеть, как усиливается влияние польской цивилизации, окатоличивается украинское население. Иезуиты, которые боролись против православия, проникали в семьи наиболее влиятельных и знатных магнатов, постепенно склоняли их на свою сторону и в итоге создавали свои коллегии, училища, школы. Такая политика влияла на ход общественной жизни в Польше и Литве. И князь Острожский стал непримиримым врагом ордена иезуитов.
Его замок был открытым для всех защитников православия. Острожский понимал, что только развитие просвещения, поднятие нравственного и образовательного уровня православного духовенства позволит достичь успехов в борьбе с организованной пропагандой иезуитов и католических ксендзов. «Мы охладели к вере, — говорил он в одном из своих посланий, — а наши пастыри не могут нас ничему научить, не могут постоять за Божью церковь. Нет учителей, нет проповедников Божия слова».
С прицелом на корону
С 1572-го по 1574 год Острожский был одним из возможных кандидатов на польский престол, но в силу разных обстоятельств этого не случилось.
В 1574 году Константин Константинович перенес княжескую резиденцию из городка Дубно (сегодня Ровенская область, Украина) в Острог, где началась перестройка Острожского замка под руководством талантливого итальянского архитектора Пьетро Сперендио.
Князь не был приверженцем войны, но когда в 1575-м татары напали на его земли, он разбил их под Дубно и Красиловым. У своевольного князя были необычные отношения с казачеством. Он понимал их роль как главного форпоста против турецкотатарской агрессии, охотно принимал на работу. Однако к началу 1590-х годов враждебно отнесся к назревающим казацким волнениям, которые прямо угрожали разветвленным земельным владениям княжеского рода. Так, во время крестьянского восстания Криштофа Косинского в 1591-1593 годах Острожский в решающей битве нанес восставшим сокрушительный удар.
В 1553 году Острожский вступил в брак с Софьей Тарновской, дочерью Яна Тарновского, одного из величайших коронных гетманов, главнокомандующего Речи Посполитой. Жена его была истовой католичкой, но в семье князя торжествовала религиозная терпимость.
Острожский имел трех сыновей и двух дочерей. Он рано овдовел, а сыновья уже при жизни отца примерялись к наследству и сильно враждовали. Двое из них предали православие, перешли в католическую веру, и только третий, любимый сын Александр не отступился от своих убеждений, за что, возможно, его и отравили.
Князь Константин Константинович взял на себя ответственность и за судьбу семьи умершего брата Ильи. Был озабочен судьбой племянницы Эльжбеты, которая в результате трагических обстоятельств, не выдержав травли иезуитов, сошла с ума. Острожский взял ее к себе в имение, где она проживала под его опекой до смерти.
Волынские Афины
Острожский принимал деятельное участие в работе церковного собора в Бресте в 1596 году, где заключили унию, предусматривающую объединение православной и католической церквей. О своем несогласии с ее решениями, а также с официальной политикой Речи Посполитой, князь неоднократно заявлял на сейме, обращался с письмами к королю и к православным епископам. Но на него смотрели как на чудака, который борется с ветряными мельницами.
Верящий в просвещение и образование, князь собрал вокруг своей резиденции кружок (академию) славянских и греческих ученых, отечественных деятелей науки, публицистов, теологов, богословов. В него вошли писатель и первый ректор Острожской академии Герасим Смотрицкий, Василий Суражский, Христофор Филалет, Эмануил Ахиллес, Лука Сербии и другие.
Острожская академия была первым в Восточной Европе высшим учебным заведением. Так как в ней преподавали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, церковнославянский и греческий языки, ее иногда называли «триязычным лицеем» или «Волынскими Афинами». У князя было большое желание издать Библию в церковнославянском переводе. И в 1581 году это произошло.
За 60 лет своего существования академия воспитала немало славных деятелей, среди которых — гетман Петр Сагайдачный, митрополит киевский Иов Борецкий, Стефан Зизаний. В 1575 году для организации типографского дела князь пригласил в свою резиденцию первопечатника Ивана Федорова. Благодаря Острожской типографии мир увидел более 20 изданий, но главное — полный текст Библии на славянском языке. При академии работала и школа, чьи учебные программы впоследствии заимствовали во Львовской, Яуцкой, Кременецкой и других братских школах.
За время княжения Константина Острог стал одним из двух титулярных центров епархии Восточной Волыни, настоящим центром православной духовности. Щедрый церковный меценат, князь соорудил в своих имениях свыше 600 храмов (православных церквей, костелов, мечетей, синагог) и 20 монастырей, во многих из них работали больницы и школы. Острожский всегда отличался религиозной толерантностью, его интересовали произведения и католиков-богословов, но он очень осторожно относился к объединению православных и католиков.
В конце XVI столетия Острожский стал наибольшим после короля землевладельцем Речи Посполитой, ему принадлежало 80 городов и 2760 сел. Годовая прибыль князя превышала 19 миллионов злотых. Последние годы жизни Константин-Василий Острожский жил в родовых замках Крупы и Дубно. Он постепенно отошел от участия в политической и культурной жизни страны.
Князь дожил до глубокой старости и умер в 1608 году. Местом его захоронения стала крипта Богоявленской церкви в родном Остроге.
Виктор ПРИХОДЬКО
Предыдущая⇐ ⇐Банки для бедных⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Под музыку смерти⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru