Побег чемпионов

Автор: Maks Апр 25, 2020

С тою же легкостью, с которой толпа возносит своих кумиров, она их ниспровергает в бездну и топчет в прах с тем же  упоением, с которым столь недавно превозносила. Олимпийские чемпионы Белоусова и Протопопов в полной мере испытали на себе эту роковую перемену, но в отчаяние не впали.

Подлинно массовым видом спорта, повальным увлечением, приковывавшим к себе внимание миллионов зрителей, фигурное катание в СССР стало после показа в советском прокате иностранных фильмов с фрагментами ледовых ревю фигуристов, под необычную для советских зрителей музыку катавшихся на фоне красивых видов. Одной из таких покоренных «волшебной силой искусства» стала юная москвичка Люда Белоусова, на которую неизгладимое впечатление произвела австрийская кинолента «Весна на льду», вышедшая в советский прокат в феврале 1951 года.

Встреча на семинаре

Сюжет, завязанный на том, как юные таланты пробиваются к вершине успеха, декорированный выступлениями венского балета на льду, так глубоко потряс девушку, что и она захотела «вот так же». К тому времени Людмиле Белоусовой уже стукнуло 16 лет, и она прежде пробовала себя в гимнастике, теннисе и конькобежном спорте, но особых успехов не добилась.


Начинать было вроде поздновато, но Люда упорно тренировалась в секции фигурного катания на единственном тогда в Москве катке с искусственным льдом, а через три года она уже сама начала заниматься с детьми на катке парка имени Дзержинского в качестве «общественного инструктора».

Для повышения квалификации Люду направили на семинар начинающих тренеров, где она повстречала Олега Протопопова, приехавшего из Ленинграда. Он был старше ее на три года и тоже начал заниматься фигурным катанием довольно поздно — мешали война, блокада, эвакуация. Первым его тренером стала Нина Васильевна Лепнинская, ученица Николая Панина-Коломенкина, олимпийского чемпиона 1908 года. Под ее руководством Олег к 18 годам стал выступать на всесоюзных соревнованиях, и даже его призыв во флот этому не помешал. Оставленный служить в Ленинграде, Протопопов мог тренироваться в свободное время, умудрившись весной 1954 в паре с Маргаритой Богоявленской стать бронзовым призером первенства СССР. На котором, правда, выступали всего три пары.

Так как Олег и Люда были самыми молодыми на семинаре, их попросили показывать элементы одиночного катания, технику исполнения которых обсуждали. Каточек им выделили крохотный, размером 9 на 9 метров, и фигуристы просто врезались друг в друга, по инерции совершив первое свое совместное вращение. Потом они уже умышленно сделали «ласточку», да так ловко, что их стали спрашивать — давно ли катаются вместе?

С этого все и началось. Они решили кататься в паре, а так как Олег еще дослуживал, то Людмила поехала в Ленинград, переведясь из МИИТ, в котором училась, в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1957 году они стали супругами.

Терпкий вкус большого успеха

Олег Протопопов и Людмила БелоусоваИм не хватало времени для занятия на льду, от чего хромала техника исполнения. В качестве музыкальной основы использовались мелодий с пластинок, которые проигрывались на радиоле «Урал» у бортика площадки. Костюмы шили сами. Но главное — в них не верили тренеры. Пресловутое клеймо бесперспективных не сняло с пары даже серебро на чемпионате Союза 1957 года. Это сочли случайностью.

Тогда пара решила тренироваться самостоятельно. Постепенно нарабатывая свой стиль и оттачивая технику, они уверенно входили в тройку лучших спортивных пар страны, но на международных соревнованиях по-прежнему занимали 12-13-е места, и лишь на Олимпиаде в Скво-Вэлли в 1960 году они смогли «ворваться в десятку», став девятыми.

Только с восьмой попытки Белоусова и Протопопов выиграли первенство СССР и взяли серебро на чемпионатах мира и Европы 1962 года. Через год на чемпионат мира в Картино-де-Ампеццо Людмила и Олег столкнулись с последствиями того, что в прессе было принято называть Карибским кризисом.

Трибуны освистывали их. Зрители скандировали: «Коммунисты, убирайтесь!» Им улюлюкали и хором исполняли какие-то марши. В этом гаме фигуристы едва смогли разобрать сигнал к началу, а первые такты музыки вообще не слышали. Стиснув зубы и растянув губы в улыбки, Олег и Людмила исполняли программу. Обструкция постепенно прекратилась. Им даже похлопали и бросили несколько букетов, а судьи выставили высокие оценки, позволившие советской паре занять второе место.

К Олимпиаде 1964 года в Инсбруке программы готовили на основе музыки Листа и Рахманинова, а откатали их так, что зал снова ревел, но теперь уже от восторга. Большинство судей, выставив им высшие балы, подняли дуэт на олимпийскую вершину. Весь следующий олимпийский цикл им не было равных в мире — они не уступили первенства ни в одном соревновании, а в 1968 году Протопопов и Белоусова вторично стали олимпийскими чемпионами на играх в Гренобле.

Вместе навсегда

Любой спортивной карьере приходит конец. Для их звездной пары настала пора уйти со спортивной арены в начале 1970-х годов, но с катанием для Людмилы и Олега расстаться было невозможно. Они перешли в балет на льду, тренировали фигуристов, ставили новые программы. Со стороны казалось, что Протопопов и Белоусова процветают. По советским меркам так и было. Но они-то смотрели на жизнь уже совсем по-иному. Поездив по миру, пообщавшись с тренерами, спортсменами и артистами разных стран, Олег и Людмила понимали, что содержат свору дармоедов, получая от них жалкие подачки.

Когда организаторы показательных выступлений за их выход заплатили «советской стороне» 2,5 тысячи долларов, фигуристам достались лишь 25 швейцарских франков. Получив по контракту 10 тысяч долларов за сольные номера Белоусовой и Протопопова во время гастролей в Нью-Йорке ленинградского балета на льду, Госконцерт расщедрился на гонорар аж в 53 доллара для своих звезд. Так повторялось не раз и не два — это была система. И этот открытый грабеж производился под нудные поучения идеологов, при контроле личной жизни советскими спецслужбами и хамстве чиновников, обращавшихся со спортсменами и артистами как с холопами.

Решив, что с них хватит, Людмила и Олег во время гастролей в Швейцарии обратились в полицию, заявив о желании получить политическое убежище. Вслед им понеслись проклятия и обвинения в предательстве, а потом их попытались забыть, не упоминая имен и заслуг. Однако из этой затеи мало что вышло. Их помнили. Ими продолжали восхищаться, приглашая выступать, тренировать и ставить.

Верные себе, они держали форму — в последний раз Белоусова и Протопопов откатали свои звездные номера перед публикой 16 сентября 2016 года на ежегодном шоу «Вечер с чемпионами» в США, когда обоим им было уже больше 80 лет.

Ровно через год Людмилы не стало, но пара так и не распалась. Урна с ее прахом находится в их швейцарском доме и ждет своего часа. Когда придет пора Олегу оставить этот мир, согласно завещанию, его кремируют, и тогда обе их урны похоронят вместе.

Валерий ЯРХО

Дворец в подарок

После победы на Олимпиаде в Инсбруке спортсменов принимали в Кремле, и Олег Протопопов в разговоре с Никитой Хрущевым посетовал на то, что к серьезным соревнованиям ленинградским фигуристам приходится готовиться на единственном в городе катке с искусственным льдом, размером 15 на 15 метров. Генсек обещал посодействовать, а через три года в Ленинграде открылся ледовый дворец спорта «Юбилейный», символический ключ от которого вручили Олегу Протопопову и Людмиле Белоусовой.



, , , , ,   Рубрика: Кумиры

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:63. Время генерации:0,273 сек. Потребление памяти:8.92 mb